Статус документа
Статус документа

Методические рекомендации по строительству асфальтобетонных покрытий при пониженных положительных и отрицательных (до минус 10 °С) температурах воздуха

4. Определение продолжительности технологического процесса устройства покрытия

4.1. Одной из главных особенностей устройства асфальтобетонных покрытий из горячих смесей в условиях пониженных положительных и отрицательных (до минус 10 °С) температур воздуха является резкое охлаждение смеси, что в значительной мере сокращает продолжительность технологического процесса.

4.2. Продолжительность технологического процесса устройства покрытия из горячих асфальтобетонных смесей регламентируется периодом, в течение которого температура смеси на выходе из смесителя падает до минимальной, ниже которой уплотнение неэффективно. В зависимости от типа горячих асфальтобетонных смесей по ГОСТ 9128-84 значения минимальных температур рекомендуется принимать для смесей типа А - 75-80 °С, Б и Г - 70-75 °С, В и Д - 60-65 °С.

4.3. Потери тепла смесью происходят на всех стадиях технологического процесса, начиная с момента выпуска из смесителя, когда ее температура должна составлять 160-170 °С: при транспортировании автомобилями-самосвалами к месту укладки, при раскладке асфальтоукладчиками и при уплотнении уложенного слоя.

Рекомендуемая температура асфальтобетонной смеси, доставленной к месту укладки, в зависимости от погодных условий приведена в табл.3.

Таблица 3

Толщина слоя покрытия, см

Рекомендуемая минимальная температура смеси, доставленной к укладчику,
° С, при температуре воздуха, °С

10

5

0

-5

-10

5

140
150

140
150

145
155

140
160

155
-

10

130
135

130
135

135
140

140
145

145
150


Примечание. Над чертой - значение показателей при скорости ветра до 6 м/с, под чертой - свыше 6 м/с.

4.4. Для определения максимальной дальности транспортирования асфальтобетонной смеси к месту укладки учитывается ее температура на выходе из смесителя и интенсивность охлаждения в процессе транспортирования. Максимальную интенсивность охлаждения всей смеси при транспортировании в большегрузных автомобилях рекомендуется принимать согласно табл.4.

Таблица 4

     

Температура воздуха, °С

Интенсивность охлаждения смеси, °С/мин, при транспортировании

в открытом кузове

в кузове с пологом

без обогрева

с обогревом

без обогрева

с обогревом

10

0,70

0,45

0,60

0,35

5

0,73

0,47

0,63

0,36

0

0,75

0,48

0,65

0,37

-5

0,79

0,50

0,67

0,38

-10

0,81

0,52

0,71

0,40



При большой дальности транспортирования смеси и низких температурах воздуха целесообразно автомобили-самосвалы оборудовать обогреваемыми кузовами, а смесь укрывать пологом.

4.5. При раскладке смеси асфальтоукладчиком снижение ее температуры составляет около 10 °С.

4.6. Максимально допустимое время уплотнения катками уложенного слоя смеси в зависимости от погодных условий, толщины слоя в плотном теле, температуры смеси на месте укладки и вида основания определяют по номограмме (рис.1) или ориентировочно по табл.5.



Рис.1. Номограмма по определению максимально допустимого времени процесса уплотнения слоя асфальтобетонной смеси:

- скорость ветра; - толщина покрытия; - температура слоя смеси после раскладки; 1 - "холодное" цементо- или железобетонное основание; 2 - "нейтральное" - асфальтобетонное или дискретное (щебеночное, гравийное и т.п.) основание; 3 - "теплое" - с использованием пористых материалов основание

     

Таблица 5

Температура воздуха, °С

Минимальная толщина слоя покрытия, см

Подготовка основания

Время укатки слоя покрытия, мин,
при скорости ветра, м/с

до 5

6-10

11-15

5

4-5

Без нагрева

22-30

20-26

16-22

С нагревом

31-36

27-31

23-27

50

5-6

Без нагрева

27-34

23-30

20-25

С нагревом

36-40

31-35

26-29

0-5

6-7

Без нагрева

28-37

25-32

23-28

С нагревом

40-46

35-40

29-33

-5-10

7-8

Без нагрева

33-40

29-36

26-30

С нагревом

45-51

40-44

32-36