4.1. Одной из главных особенностей устройства асфальтобетонных покрытий из горячих смесей в условиях пониженных положительных и отрицательных (до минус 10 °С) температур воздуха является резкое охлаждение смеси, что в значительной мере сокращает продолжительность технологического процесса.
4.2. Продолжительность технологического процесса устройства покрытия из горячих асфальтобетонных смесей регламентируется периодом, в течение которого температура смеси на выходе из смесителя падает до минимальной, ниже которой уплотнение неэффективно. В зависимости от типа горячих асфальтобетонных смесей по ГОСТ 9128-84 значения минимальных температур рекомендуется принимать для смесей типа А - 75-80 °С, Б и Г - 70-75 °С, В и Д - 60-65 °С.
4.3. Потери тепла смесью происходят на всех стадиях технологического процесса, начиная с момента выпуска из смесителя, когда ее температура должна составлять 160-170 °С: при транспортировании автомобилями-самосвалами к месту укладки, при раскладке асфальтоукладчиками и при уплотнении уложенного слоя.
Рекомендуемая температура асфальтобетонной смеси, доставленной к месту укладки, в зависимости от погодных условий приведена в табл.3.
Таблица 3
Толщина слоя покрытия, см | Рекомендуемая минимальная температура смеси, доставленной к укладчику, | ||||
10 | 5 | 0 | -5 | -10 | |
5 | 140 | 140 | 145 | 140 | 155 |
10 | 130 | 130 | 135 | 140 | 145 |
Примечание. Над чертой - значение показателей при скорости ветра до 6 м/с, под чертой - свыше 6 м/с.
4.4. Для определения максимальной дальности транспортирования асфальтобетонной смеси к месту укладки учитывается ее температура на выходе из смесителя и интенсивность охлаждения в процессе транспортирования. Максимальную интенсивность охлаждения всей смеси при транспортировании в большегрузных автомобилях рекомендуется принимать согласно табл.4.
Таблица 4
Температура воздуха, °С | Интенсивность охлаждения смеси, °С/мин, при транспортировании | |||
в открытом кузове | в кузове с пологом | |||
без обогрева | с обогревом | без обогрева | с обогревом | |
10 | 0,70 | 0,45 | 0,60 | 0,35 |
5 | 0,73 | 0,47 | 0,63 | 0,36 |
0 | 0,75 | 0,48 | 0,65 | 0,37 |
-5 | 0,79 | 0,50 | 0,67 | 0,38 |
-10 | 0,81 | 0,52 | 0,71 | 0,40 |
При большой дальности транспортирования смеси и низких температурах воздуха целесообразно автомобили-самосвалы оборудовать обогреваемыми кузовами, а смесь укрывать пологом.
4.5. При раскладке смеси асфальтоукладчиком снижение ее температуры составляет около 10 °С.
4.6. Максимально допустимое время уплотнения катками уложенного слоя смеси в зависимости от погодных условий, толщины слоя в плотном теле, температуры смеси на месте укладки и вида основания определяют по номограмме (рис.1) или ориентировочно по табл.5.
Рис.1. Номограмма по определению максимально допустимого времени процесса уплотнения слоя асфальтобетонной смеси:
- скорость ветра; - толщина покрытия; - температура слоя смеси после раскладки; 1 - "холодное" цементо- или железобетонное основание; 2 - "нейтральное" - асфальтобетонное или дискретное (щебеночное, гравийное и т.п.) основание; 3 - "теплое" - с использованием пористых материалов основание
Таблица 5
Температура воздуха, °С | Минимальная толщина слоя покрытия, см | Подготовка основания | Время укатки слоя покрытия, мин, | ||
до 5 | 6-10 | 11-15 | |||
5 | 4-5 | Без нагрева | 22-30 | 20-26 | 16-22 |
С нагревом | 31-36 | 27-31 | 23-27 | ||
50 | 5-6 | Без нагрева | 27-34 | 23-30 | 20-25 |
С нагревом | 36-40 | 31-35 | 26-29 | ||
0-5 | 6-7 | Без нагрева | 28-37 | 25-32 | 23-28 |
С нагревом | 40-46 | 35-40 | 29-33 | ||
-5-10 | 7-8 | Без нагрева | 33-40 | 29-36 | 26-30 |
С нагревом | 45-51 | 40-44 | 32-36 |