Статус документа
Статус документа

Методические рекомендации по строительству асфальтобетонных покрытий при пониженных положительных и отрицательных (до минус 10 °С) температурах воздуха


3. Подготовка основания

3.1.  Перед укладкой асфальтобетонного покрытия необходимо очистить основание от пыли, грязи, снега и льда, а также осуществить его просушку и нагрев.

3.2. Очистка поверхности основания от пыли и грязи производится с помощью механических щеток на КДМ или навесных щеток на тракторах.

3.3. Предварительную очистку основания от уплотненного снега и льда рекомендуется выполнять с помощью различных механических рыхлителей: бульдозера, автогрейдера, дисковой бороны, катков с металлическими ребрами на вальцах и т.п. При слое снега и льда более 4-5 см предварительную очистку рекомендуется вести в два приема: первичную грубую очистку - бульдозером, плунжерными и плунжерно-щеточными снегоочистителями или рыхлителем автогрейдера, вторичную - ножом автогрейдера, дисковыми боронами, катками с металлическими ребрами и т.п.

3.4. После предварительной очистки основания от льда и снега в ту же смену производят россыпь химикатов. Тип химических веществ и норму их расхода в зависимости от толщины слоя снега или льда назначают по табл.2. Через сутки очищают основание от остатков растаявшего льда механическими щетками на КДМ или навесными щетками на тракторах. Щетки должны быть выполнены из короткой стальной проволоки для повышения жесткости.

     

Таблица 2

Химическое вещество

Норма расхода, г/м, для таяния слоя толщиной
1 мм при температуре воздуха, °С

-5

-10

Хлористый натрий в виде поваренной соли или технические соли сильвинитовых отвалов

30/50

60/100

NaCl:CaCl=92:8(88:12)

35/55

65/110

Реагент ННХК (80-90% СаСl+10-12% нитрата нитрита кальция)

50/90

90/160

Растворы:

хлористого натрия (рассолы природные и искусственные или отходы производства)

110/200

220/390

хлористого кальция

100/170

170/300

хлористого магния

80/150

150/280

Жидкий реагент ННХК

100/180

180/320


Примечания: 1. Над чертой - данные для слоя уплотненного снега, под чертой - льда.

2. Использование реагента ННХК запрещается на участках дорог, проходящих по населенным пунктам, дачным участкам и вблизи полей.

3.5. Для предотвращения появления на основании в осеннее время снежных и ледяных корок следует проводить предварительную обработку поверхности основания гидрофобным пленкообразующим материалом (битумной эмульсией, битумом) или хлоридами.

3.6. Относительно экологически чистая технология очистки оснований от снега и льда предусматривает использование на завершающей стадии для удаления тонкой корочки льда взамен химических реагентов специальных тепловых машин (газоструйных или с газовыми инфракрасными горелками).

3.7. При использовании тепловых газоструйных машин, например типа ТМ-59, после предварительной грубой очистки основания от снега и льда очистку механическими щетками не производят.

3.8. Перед работой тепловых машин с инфракрасными горелками необходимо очистить основание от снега и льда механическими средствами, включая механические щетки на КДМ, и только затем производить осушение поверхности основания. При этом скорость движения терморазогревателя с инфракрасными горелками должна быть равна скорости движения основного потока машин по устройству покрытия и составлять 1,5-3 м/мин, а высота подъема нагревательных панелей над поверхностью основания - 10 см.

Дистанция между ведущей машиной основного потока и терморазогревателем - не менее 15 м.

3.9. Чтобы снизить интенсивность охлаждения уложенного слоя асфальтобетонной смеси, особенно при отрицательных температурах воздуха, целесообразно, кроме осушения основания, осуществлять его нагрев. Эту операцию рекомендуется выполнять тепловыми машинами типов ДЭ-234, М-4256 (прил.2) отечественного производства с газовыми горелками инфракрасного излучения, нагревательными машинами 1000НМ и 4500НМ фирмы "Виртген" (ФРГ), а также нагревательными машинами из зарубежных комплектов "Ремиксер" и "Реформер". Для этих целей можно применять также разогревательные панели, собранные из необходимого количества типовых газовых горелок инфракрасного излучения (прил.3), которые монтируются на шасси самоходных машин.

3.10. Терморазогреватель следует включать в состав отряда машин по устройству асфальтобетонного покрытия. Скорость его передвижения должна быть равна скорости движения асфальтоукладчика. При этом ширина панели с горелками должна соответствовать ширине раскладываемой укладчиком полосы смеси, а общая длина панелей обеспечивать прогрев основания в течение 3-5 мин. Этого времени достаточно для нагрева основания до температуры 30-40 °С на глубину 2 см при высоте подъема панелей над его поверхностью 10-12 см.

Дистанция между терморазогревателем и укладчиком должна составлять 15-20 м. Температура основания к моменту укладки смеси - 15-20 °С.

3.11. При устройстве двухслойного покрытия в условиях пониженных положительных и отрицательных температур воздуха целесообразно верхний слой покрытия укладывать сразу после нижнего, чтобы сохранить температуру последнего в пределах 20-40 °С и исключить операции по его очистке и дополнительному нагреву.

3.12. При подготовке оснований из дискретных материалов (щебеночных, гравийных и др.) в качестве одного из вариантов может предусматриваться досыпка непосредственно перед устройством асфальтобетонного покрытия слоя основания до проектных отметок толщиной не менее 8 см из предварительно нагретых до температуры 220-250 °С материалов с последующим уплотнением.

Производительность АБЗ и сушильных барабанов должна обеспечивать соответствующий темп работы всего объединенного отряда.

3.13. При устройстве асфальтобетонных покрытий на сравнительно небольших участках можно использовать метод нагрева основания россыпью горячего песка слоем не менее 6 см. Песок нагревают в сушильных барабанах до температуры 250 °С. Доставку песка на объект рекомендуется производить большегрузными автомобилями-самосвалами, а распределение по поверхности основания - автогрейдером.

Время технологического разрыва между распределением горячего песка по основанию и устройством покрытия должно составлять 1,5-2 ч.

Перед укладкой асфальтобетонной смеси песок с поверхности основания удаляют с помощью автогрейдера и механических щеток на КДМ или других машинах и используют для досыпки обочин.

3.14. Для обеспечения сцепления покрытия с основанием необходимо устраивать подгрунтовку путем розлива вязкого битума из расчета 0,5-0,6 л/м или битумной прямой катионной эмульсии - 0,6-0,7 л/м.