1.1. Настоящие Методические рекомендации разработаны в дополнение к действующим нормативно-техническим документам и предназначены для использования при строительстве асфальтобетонных покрытий при пониженных положительных и отрицательных (до минус 10 °С) температурах воздуха, что позволяет продлить строительный сезон в зависимости от дорожно-климатической зоны в 1,5-3 раза (прил.1). Положения Методических рекомендаций не предусматривают строительства асфальтобетонных покрытий при выпадении обильных осадков. В таких условиях проводить работы запрещается.
1.2. Требуемое качество асфальтобетона и долговечность покрытий дорожных одежд могут быть гарантированы при условии соблюдения требований к асфальтобетону и технологии производства работ, изложенных в СНиП 3.06.03-85, ГОСТ 9128-84* и настоящих Методических рекомендациях.
________________
* На территории Российской Федерации действует ГОСТ 9128-97, здесь и далее по тексту. - Примечание изготовителя базы данных.
1.3. Для успешного ведения работ по строительству асфальтобетонных покрытий требуемого качества при пониженных положительных и отрицательных (до минус 10 °С) температурах воздуха необходимо заблаговременно в теплый период года провести ряд организационно-технических мероприятий, к которым относятся:
выбор объектов строительства;
обустройство производственных баз;
подготовка и доставка необходимого количества материалов;
утепление машин и механизмов;
подготовка подъездных путей;
обеспечение необходимого задела основания, величина которого определяется сроком продления строительного сезона и расчетной скоростью потока машин.
1.4. При выборе объектов строительства при пониженных положительных и отрицательных температурах воздуха предпочтение следует отдавать дорожным одеждам с асфальтобетонными покрытиями увеличенной толщины: при 5-10 °С (осенью) - 4-5 см; 5-0 °С - 5-6 см; 0 - минус 5 °С - 6-7 см; минус 5 - минус 10 °С - 7-8 см. При указанных толщинах слоя и одновременном осуществлении целого ряда мероприятий, изложенных далее, скорость охлаждения смеси в покрытии замедляется и составляет в среднем не более 2-3 °С/мин.
1.5. Основные потери тепла приготовленной на АБЗ смеси, нагретой до 170 °С, происходят при ее транспортировке к месту укладки автомобилями-самосвалами и особенно после ее раскладки на дороге слоем заданной толщины.
За счет теплообмена с воздухом, испарения влаги с основания, нагрева самого основания, вальцов и шин уплотняющих катков покрытие начинает быстро охлаждаться и особенно интенсивно - его нижняя часть, контактирующая с холодным основанием.
1.6. Чтобы снизить теплопотери и обеспечить необходимое сцепление слоя покрытия с основанием, следует производить очистку поверхности основания от пыли, грязи, снега и льда, а при наличии влаги на поверхности основания - его осушение и прогрев специальными машинами.
1.7. Особое внимание следует обратить на правильную организацию и тщательность выполнения работ по уплотнению быстро охлаждающейся асфальтобетонной смеси.
Требуемое качество уплотнения горячей асфальтобетонной смеси при пониженных температурах воздуха может быть обеспечено при правильном выборе типа катков, выполнении минимально необходимой работы всех катков, а также при соблюдении рациональных температурных интервалов смеси для каждого типа катка.
1.8. При отрицательных температурах воздуха рекомендуется применять менее вязкие битумы марки БНД 90/130 взамен БНД 60/90 и БНД 40/60, а также поверхностно-активные вещества и низкомолекулярные сополимеры, что позволит увеличить резерв времени для эффективного уплотнения слоя.
1.9. Для укладки асфальтоукладчиками с высокоэффективными рабочими уплотняющими органами рекомендуется использовать многощебенистые смеси типов А и Б, что позволит достичь более высокой начальной степени уплотнения слоя покрытия.
1.10. Транспортирование смесей от АБЗ к месту укладки следует осуществлять большегрузными автомобилями-самосвалами с обогреваемыми кузовами.
1.11. При невозможности выполнения мероприятий, обеспечивающих необходимое качество работ по устройству верхнего слоя асфальтобетонного покрытия из горячих смесей, или при сложных погодных условиях (температура воздуха ниже минус 5 °С, скорость ветра больше 15 м/с) целесообразно устраивать нижний слой покрытия или слой основания толщиной не менее 10 см и при соответствующем технико-экономическом обосновании приступать к укладке верхнего слоя покрытия из теплых асфальтобетонных смесей.