Статус документа
Статус документа

Правила и технические нормы проектирования станций и узлов на железных дорогах колеи 1520 мм

5. РАЗЪЕЗДЫ, ОБГОННЫЕ ПУНКТЫ И ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ СТАНЦИИ

Общие требования

5.1. В целях повышения пропускной и провозной способности однопутных линий, между станциями проектируются разъезды с путевым развитием, предназначенным, главным образом, для скрещения и обгона поездов.

На двухпутных линиях, в этих же целях, между станциями проектируются обгонные пункты с путевым развитием, предназначенные, главным образом, для обгона поездов и, в необходимых случаях, - для перехода поезда с одного главного пути на другой.

Путевое развитие, другие устройства и оборудование промежуточных станций должны обеспечивать возможность выполнения необходимых технических, пассажирских, грузовых и коммерческих операций.

5.2. Размещение площадок раздельных пунктов необходимо предусматривать в проекте с учетом топографических, геологических и других местных условий, и требований обеспечения нормальной эксплуатационной работы, удобства обслуживания населенных пунктов, меньшей стоимости строительства и меньших эксплуатационных расходов.

5.3. Размещение раздельных пунктов на новых линиях необходимо проектировать с учетом условий эксплуатации смежных участков, требований этапного наращивания пропускной и провозной способности, создания условий для снижения эксплуатационных расходов, в том числе за счет вождения поездов повышенной массы, длинносоставных и, при обосновании, соединенных (в первую очередь при организации путевых ремонтных работ), на основании взаимоувязанного выбора расчетных параметров проектируемой линии, ее пропускной способности.

На скоростных, особогрузонапряженных и двухпутных линиях I категории, промежуточные станции и обгонные пункты следует размещать с учетом соотношения скоростей, размеров и структуры грузового и пассажирского движения, величины межпоездного интервала, потребного уровня надежности поездной работы, условий ремонта пути и других сооружений и устройств с использованием эксплуатационно-ремонтных механизированных предприятий железнодорожных хозяйств, располагая указанные раздельные пункты не реже чем через 35-40 км.

На однопутных линиях I-II категорий, на которых необходимость сооружения вторых путей возникает в течение первых 15 лет эксплуатации, раздельные пункты следует размещать с учетом перспективы и рациональной этапности переустройства линии в двухпутную. При иной этапности усиления линий раздельные пункты следует размещать, исходя из требования идентичности перегонов между осями раздельных пунктов. Если этапом переустройства однопутной линии будет являться сооружение двухпутных вставок, то разъезды и промежуточные станции следует размещать, исходя из требования идентичности перегонов между осями безостановочных скрещений поездов. В любом случае должна быть обеспечена пропускная способность по перегонам, не менее установленной (в парах поездов расчетной массы) при параллельном графике и скрещениях поездов с остановками на раздельных пунктах, при типе локомотива, указанном в задании на проектирование.

Раздельные пункты на линиях III и IV категории следует размещать, исходя из условий обеспечения размеров грузовых и пассажирских перевозок на десятый год эксплуатации.

5.4. Разъезды, обгонные пункты и промежуточные станции следует проектировать однотипными для всей линии или в пределах отдельных участков обслуживания локомотивов бригадами, предусматривая при этом двустороннюю специализацию всех приемо-отправочных путей; если одна половина путевого развития раздельного пункта, сооружаемого по схеме продольного или полупродольного типа, расположена на уклоне, допустима односторонняя специализация этих путей.

Разъезды и промежуточные станции новых однопутных линий I, II и III категорий, а также промежуточные станции и обгонные пункты на скоростных, особогрузонапряженных линиях и линиях I категории, следует проектировать преимущественно по схемам продольного типа.

Разъезды и промежуточные станции, размещаемые в трудных топографических, геологических и других природных местных условиях (в районах со снежными и песчаными заносами, V и VI температурных зонах), и на которых не предусматривается остановка соединенных поездов для скрещения (или технического обслуживания вагонов), допускается проектировать по схемам поперечного типа.

5.5. Обгонные пункты и промежуточные станции проектируемых двухпутных линий могут строиться по схемам поперечного, полупродольного и продольного типов, в зависимости от топографических, геологических и других местных условий, с учетом развития на перспективу.

5.6. Удлиненные приемо-отправочные пути на разъездах, обгонных пунктах и промежуточных станциях, на которых предусматривается остановка поездов повышенной массы (и длины) или, при обосновании, соединенных грузовых поездов, следует укладывать по поперечной схеме; число и размещение таких раздельных пунктов определяются проектом с учетом суммарных размеров движения всех пропускаемых поездов, соотношения скоростей их движения, продолжительности станционных и межпоездных интервалов, необходимого уровня обеспечения надежности производственных процессов.

На линии, проектируемой в нетрудных местных условиях (т.е. не указанных в пункте 5.4), для которой установлена целесообразность организации постоянного обращения поездов повышенной массы (и длины) или соединенных грузовых поездов, часть приемо-отправочных путей раздельных пунктов, где предусматривается остановка этих поездов, следует, при обосновании, проектировать соответственно длине этих поездов. Количество удлиненных приемо-отправочных путей должно обеспечивать пропуск прогнозируемого числа указанных поездов с минимальным количеством остановок в пути их следования и с минимальными потерями от отказов подвижного состава этих поездов.

5.7. Если на одной из станций реконструируемой (усиливаемой) линии имеется или организуется междудорожный стыковой пункт, то, при согласии смежных дорог на пропуск соединенных поездов, следует предусматривать удлинение (в целях, указанных в пункте 5.6) приемо-отправочных путей на ней. При невозможности удлинения путей на такой станции по условиям профиля, оно может (также при согласии смежных дорог) предусматриваться на станциях, расположенных перед междудорожным стыком.

5.8. При организации безостановочного скрещения поездов на однопутных линиях с двухпутными вставками путевое развитие промежуточных станций и разъездов должно быть размещено на станционных площадках, выбираемых с учетом удлинения путей до полной расчетной длины двухпутной вставки, как правило, в одну сторону. Расчетную длину двухпутной вставки для безостановочного скрещения поездов следует определять аналитическим или графическим способом. Скорость движения поезда по главному пути двухпутной вставки следует принимать не менее, чем по главному пути перегона, а скорость поезда, принимаемого на боковой путь, не должна превышать установленной скорости прохода по стрелочному переводу, при отклонении на боковой путь.

5.9. Размещение площадок разъездов и промежуточных станций по отношению к осям безостановочного скрещения поездов при устройстве двухпутных вставок следует предусматривать в зависимости от особенностей профиля главного пути в пределах путевого развития раздельного пункта (яма, горб, уступ), его плана, наличия искусственных сооружений, а также в зависимости от местных условий, влияющих на размещение станционных устройств (расположение пассажирского здания, грузовых устройств). При этом следует стремиться к размещению части разъездного пути, удлиняемого для безостановочного скрещения поездов, на спуске в сторону перегона.

Удлиняемую за пределы станционной площадки для безостановочного скрещения поездов часть разъездного пути следует проектировать в профиле и плане по нормам для главного пути, с обеспечением трогания с места (и удержания) поезда установленной или перспективной массы, остановившегося у выходного сигнала.

В том случае, когда по условиям проектирования профиля не представляется возможным обеспечение трогания с места (и удержания) такого поезда, остановившегося у выходного сигнала, на расчетном расстоянии от оси скрещения, следует рассматривать варианты:

приближения элементов, на которых возможна остановка поезда, к расчетной оси скрещения поездов;

удлинения разъездного пути в сторону перегона до ближайшего участка линии, удовлетворяющего требованиям трогания поезда с места (и удержания) при остановке у выходного сигнала;

перепроектировки профиля.

5.10. При сооружении двухпутных вставок, удлинении путей на раздельных пунктах для организации безостановочного скрещения поездов, необходимо предусматривать:

оборудование разъездов и промежуточных станций устройствами электрической централизации, автоматической локомотивной сигнализации, поездной радиосвязи, и включение в диспетчерскую централизацию;

устройство, в границах двухпутной вставки, блок-участков, имеющих длины в допустимых пределах и не менее длин тормозных путей поездов, которые участвуют в безостановочном скрещении;

оборудование обоих путей двухпутной вставки автоблокировкой для двустороннего движения поездов;

оборудование приемо-отправочных путей (в зависимости от размеров и характера движения поездов) сигналами для приема и отправления поездов в обоих направлениях.

Необходимость сооружения предохранительных тупиков на двухпутных вставках и удлиненных путях станций в каждом отдельном случае должна быть обоснована в проекте.