Статус документа
Статус документа

Правила технической эксплуатации портовых сооружений

3. ТЕХНИЧЕСКАЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ ПРИЧАЛЬНЫХ СООРУЖЕНИЙ

3.1. В каждом порту (пристани) необходимо отчетливо обозначить прикордонную полосу, нагрузка на которую ограничивается проектом или паспортом сооружения. Если указанная полоса разбита на зоны с различной допускаемой интенсивностью нагрузки, то границы этих зон также должны быть ясно обозначены.

При сплошной загрузке прикордонной полосы причалов превышение заданной предельной проектной или паспортной нагрузки не допускается даже на самый короткий период.

При загрузке отдельных узких участков причалов предельная нагрузка должна предварительно определяться расчетом или с помощью прибора "Сигнал" (см. п.2.6). Запрещается применение прибора, не настроенного на данное сооружение.

3.2. Предельные эксплуатационные нагрузки на причальные сооружения должны пересматриваться не реже одного раза в пять лет, а также при изменении технического состояния сооружения проектной или научно-исследовательской организацией. В случае выполнения этой работы специалистами порта результаты должны быть подтверждены организацией - автором проекта сооружения.

3.3. По каждому случаю превышения предельной эксплуатационной нагрузки должно проводиться служебное расследование, оформляемое актом, который утверждается главным инженером порта (начальником пристани).

Результаты расследования доводятся до вышестоящей организации. В журнале профилактических осмотров должна быть произведена запись об имевшем место превышении с указанием значений и параметров нагрузки.

3.4. За причальными стенками должны вестись систематические наблюдения. Сроки и методика наблюдений регламентированы Временной инструкцией для работников портов по наблюдениям за портовыми сооружениями. Результаты наблюдений используются в качестве основания для назначения необходимого режима эксплуатации сооружений в соответствии с их действительным техническим состоянием.

3.5. Возможность эксплуатации на причалах тех или иных средств механизации и транспорта, не предусмотренных первоначальным проектом, должна быть предварительно проверена расчетами, подтвержденными организацией - автором проекта сооружения.

В случае, когда причальные сооружения распорные, следует проверять допустимость эксплуатации средств механизации и транспорта в зависимости от действительной относительной плотности грунта засыпки за набережными. При этом необходимо исходить из следующих критериев:

эксплуатация в прикордонной полосе портальных кранов допустима при относительной плотности засыпки не менее 0,4;

эксплуатация железнодорожных составов на прикордонных подпортальных путях допустима при относительной плотности засыпки не менее 0,55, причем скорость движения составов в этом случае не должна превышать 10 км/ч, пропуск по прикордонным подпортальным путям составов со скоростью 20 км/ч допустим при относительной плотности засыпки не менее 0,7.

3.6. Производство эксплуатационных взрывов на причалах запрещается. В исключительных случаях взрывы можно производить на расстоянии не менее 20 м от линии кордона при относительной плотности засыпки не менее 0,7. Предельная мощность подрывных зарядов должна проверяться расчетами с учетом обеспечения сохранности портовых сооружений и оборудования.

3.7. В портах, где имеются паспорта причальных сооружений, составленные специализированными организациями на основании результатов натурных исследований, допустимый режим эксплуатации сооружений регламентируется указанными паспортами. Паспорта подлежат продлению или обновлению через каждые 5 лет, а также при изменении технического состояния сооружений.

В тех случаях, когда паспорт причального сооружения по истечении срока его действия не продлен или не обновлен и допускаемые паспортные нагрузки выше проектных, дальнейшая загрузка прикордонных складских площадей должна производиться в соответствии с первоначальными указаниями проектной организации, а имеющиеся на причалах средства механизации не заменяются.

3.8. Если результаты наблюдений за причальными сооружениями показывают, что их несущая способность снижается, необходимо принять оперативные меры по выявлению и устранению причин данного явления и усилению сооружений.

К работе по выявлению причин ускоренного ослабления конструкций причальных сооружений должны привлекаться специализированные исследовательские или проектная организации.

Повреждения причальных сооружений следует оперативно устранять.

3.9. При местных повреждениях причальных сооружений необходимо на период до их устранения расчетным путем определять допустимый режим эксплуатации сооружений на участках, имеющих повреждения. Такое расчетное определение допустимого режима эксплуатации причальных сооружений производится на основании Методических указаний по эксплуатации и усилению причальных сооружений, имеющих локальные повреждения, и является обязательным при следующих видах местных повреждений:

у шпунтовых и уголковых набережных:

разрушившихся, ненапряженных или чрезмерно провисших анкерных тягах;

полностью или частично разрушившихся шпунтовых сваях (лицевых панелях);

разрушениях анкерного пояса жесткости или подвижках анкерных стенок и плит;

наличии зон переуглубления дна более 0,03 перед стенками в полосе шириной 2, где - свободная высота набережной;

нарушений грунтонепроницаемости лицевых стенок;

у гравитационных набережных:

сквозных трещинах в массивных бетонных и железобетонных элементах и разупрочнении бетона;

чрезмерных наклонах (более 0,5° сверх образовавшегося в строительный период), осадках и смещениях стенок;

чрезмерных относительных смещениях элементов массивовой кладки (отношение площади нависания сместившегося элемента к его полной площади более 15%);