9.1. На всех мостах полной длиной более 25 м, на всех мостах высотой более 3 м, всех мостах, расположенных в пределах станций, и на всех путепроводах должны быть двусторонние боковые тротуары с перилами.
В северных условиях двусторонние боковые тротуары должны иметь все мосты полной длиной более 10 м.
На двухпутных пролетных строениях, а также на двухпутных и многопутных мостах с ездой поверху на общих опорах во всех случаях должны быть тротуары в междупутье на уровне верха мостовых брусьев (металлических поперечин, безбалластных железобетонных плит).
9.2. На пролетных строениях с ездой на поперечинах или безбалластных железобетонных плитах необходимо устраивать раздельные боковые тротуары на уровне низа поперечин (плит).
На больших охраняемых мостах с ездой понизу, если поперечные балки прикреплены большими "топориками", разрешается располагать один тротуар на уровне верха поперечин (плит). На пролетных строениях с ездой понизу со сплошными главными балками боковые тротуары следует устраивать на уровне верха поперечин. В этом случае целесообразно применять безбалластные железобетонные плиты.
Боковые тротуары на длинных мостовых брусьях (поперечинах) допускаются на эксплуатируемых металлических мостах впредь до их капитального ремонта или переустройства, а также на деревянных мостах. При этом эпюра укладки мостовых брусьев (поперечин) и конструкция тротуаров должны соответствовать рис.41.
Рис.41. Устройство тротуаров на длинных мостовых брусьях и эпюры укладки мостовых брусьев на однопутных мостах , на двухпутных мостах с боковыми тротуарами , при отсутствии боковых тротуаров
Примечание. В скобках даны размеры мостовых брусьев по ранее действующему ГОСТу.
На мостах с ездой на балласте боковые тротуары следует располагать на уровне бортов балластного корыта.
На малых мостах с уширенным балластным корытом для пропуска щебнеочистительных машин специальные боковые тротуары можно не устраивать.
9.3. У боковых тротуаров и тротуаров в междупутье настил, как правило, устраивают из железобетонных плит. Разрешается применять металлический настил из стали специального профиля.
Деревянный настил допускается только на эксплуатируемых мостах в случае, если его заменять нецелесообразно. Например, на старых пролетных строениях, подлежащих замене.
Деревянный настил на боковых тротуарах должен быть устроен из четырех досок сечением 20х5 см, укладываемых с зазором в 2 см. Доски должны быть остроганы и пришиты гвоздями длиной 100 мм к поперечным брусьям сечением не менее 10х10 см. Деревянный настил можно устраивать из щитов.
Расстояние между местами опирания настила (на консоли или промежуточные опоры при металлических прогонах) не должно превышать 180 см.
На металлических пролетных строениях с ездой поверху при расположении тротуаров над верхними поясами ферм настил для удобства очистки и осмотра ферм рекомендуется устраивать откидным на петлях или съемным.
9.4. Боковые раздельные тротуары, убежища, а также тротуары в междупутье на пролетных строениях с ездой на поперечинах (безбалластных железобетонных плитах) рассчитывают на нормативную нагрузку 3,92 кПа (400 кгс/м), а на пролетных строениях с ездой на балласте - 9,8 кПа (1000 кгс/м). Расчетные сопротивления и коэффициенты при расчете несущих конструкций принимаются в соответствии со СНиП 2.05.03-84.
9.5. Для укрытия людей при проходе поездов, размещения противопожарного инвентаря, а также механизмов, оборудования и материалов при производстве ремонтных работ на мостах должны устраиваться убежища.
Убежища на мостах должны располагаться через 50 м с каждой стороны пути в шахматном порядке (при длине моста от 50 до 100 м допускается устраивать по одному убежищу с каждой стороны пути) (рис.42).
Рис.42. Расположение убежищ:
- на мостах длиной более 100 м для нескоростных участков и обычной климатической зоны; - на мостах длиной более 50 м для участков скоростного движения и северной климатической зоны; - на мостах длиной от 50 до 100 м для нескоростных участков и обычной климатической зоны и от 25 до 50 м для участков скоростного движения и северной климатической зоны
На участках со скоростью движения пассажирских поездов более 140 км/ч и в северных условиях расстояние между убежищами должно быть 25 м. На эксплуатируемых мостах в северных условиях и на участках обращения пассажирских поездов со скоростью более 140 км/ч допускается сохранить существующие расстояния между убежищами 50 м при условии разработки для каждого моста, руководствуясь Правилами техники безопасности и производственной санитарии при производстве работ в путевом хозяйстве, специальных мер техники безопасности, утверждаемых начальником дистанции пути.
Размеры убежищ: вдоль моста - не менее 3 м, поперек моста - 1 м. На эксплуатируемых мостах допускается сохранение убежищ размерами вдоль моста не менее 1,8 и поперек моста 0,8 м.
На пролетных строениях с шириной балластного корыта между наружными гранями бортов 4,9 м при наличии боковых тротуаров размер убежищ поперек моста (1 м) может приниматься с учетом ширины тротуара.
На деревянных мостах и металлических мостах с мостовым полотном на длинных мостовых брусьях убежища устраивают на трех брусьях длиной 5,0-5,25 м.
Убежища рассчитываются на ту же нагрузку, что и раздельные боковые тротуары.
9.6. Боковые тротуары и убежища на всех постоянных мостах ограждают металлическими перилами высотой (от верха настила) 1,1 м.
Стойки и поручни должны быть из уголков сечением не менее 70х70х8 мм.
Заполнение перил на новых мостах должно выполняться в нижней части из швеллера N 14, а в верхней - из круглых стержней диаметром 20 мм согласно рис.43, . На эксплуатируемых мостах может быть сохранено заполнение из круглых стержней, при этом расстояние от верха настила до первого стержня должно быть не более 30 см, а плита или крайняя доска настила должны отстоять от стоек не более чем на 1 см (рис.43, ). При больших расстояниях перильное заполнение в плановом порядке переустраивается.