Статус документа
Статус документа

          

     МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ ПЛОЩАДОК ДЛЯ СТОЯНОК АВТОМОБИЛЕЙ
И АВТОБУСНЫХ ОСТАНОВОК

 

УТВЕРЖДЕНЫ зам. директора Союздорнии канд. техн. наук В.М.Юмашевым

СОГЛАСОВАНЫ с Главным управлением ГАИ МВД СССР (письмо от 31.03.87 г. N 27/г-876)


На основе обобщения отечественного и зарубежного опыта, анализа результатов обследований дорог и режимов движения в зоне площадок для стоянок автомобилей и автобусных остановок сформулированы основные положения о значении площадок для стоянок, комплексном размещении сооружений обслуживания, совмещении площадок для стоянок с сооружениями служб и расположении их в зоне пересечений дорог. Определены соотношение мест стоянок различных типов автомобилей для средних условий и основные типы автомобилей, которые следует принимать за расчетные при назначении мест на стоянках и определении их размеров при различной расстановке автомобилей относительно проездов. Сформулированы основные требования по компактной планировке площадок; к расположению автобусных остановок по протяжению дорог, в зоне пересечений и примыканий неравнозначных дорог и уточнены требования к размещению автобусных остановок относительно друг друга по направлению движения исходя из условий безопасности движения. Приведены методы расчета автобусных остановок.

Предисловие

Площадки для стоянок автомобилей и автобусные остановки являются одним из важных инженерных обустройств, повышающих безопасность движения на дороге, обеспечивающих высокие транспортно-эксплуатационные показатели автотранспортных средств, а также удовлетворяющих разнообразные потребности пользователей дорог.

Настоящие Методические рекомендации разработаны в развитие СНиП 2.05.02-85 по вопросам комплексного размещения сооружений обслуживания и совмещения площадок для стоянок с сооружениями служб или расположения их в зоне пересечений; уточнения расстояний между площадками; определения соотношения мест стоянок различных типов автомобилей и основных типов автомобилей, которые следует принимать за расчетные при назначении мест на стоянках и их размеров при различной расстановке автомобилей относительно проездов; уточнения основных требований по компактной планировке площадок, а также по оборудованию и оснащению зоны отдыха; уточнения основных требований к расположению автобусных остановок по протяжению дорог и методов расчета при их размещении в зоне пересечений и примыканий неравнозначных дорог; устройства пешеходных дорожек от автобусных остановок в направлении движения основного потока пассажиров до улично-дорожной сети.

Совмещение площадок для стоянок автомобилей с другими сооружениями и их расположение в зоне пересечений с дорогами IV-V категорий (на последних) обеспечивают средний экономический эффект, заключающийся в экономии на одну площадку строительных затрат 15 тыс. руб., трудозатрат - 50 чел.-дн., цемента - 100 т, щебня - 180 м и условного топлива - 1 т, повышают безопасность движения благодаря ликвидации двух конфликтных зон.

Уточнение норм по расстояниям между площадками на дорогах I-III категорий обеспечивает модульную систему расстояний, способствующую их развитию без перестройки с переводом дороги в более высокую категорию.

Разработанные схемы и решения расположения автобусных остановок в зоне пересечений неравнозначных дорог с приближением к ним повышают транспортно-эксплуатационные показатели дорог и дают экономию на одну остановку: строительных затрат - 4,5 тыс. руб., трудозатрат - 18 чел.-дн., цемента - 25 т, щебня - 42 м, условного топлива - 0,75 т и земли - 0,03 га.

Разработанные методы расчета оптимального расположения и экономичные проектно-планировочные решения площадок для стоянок автомобилей (параметры стояночных мест и проездов) и автобусных остановок в зонах пересечений и примыканий автомобильных дорог с экономией до 30% общих затрат могут быть реализованы заинтересованными организациями на основе заключения договоров с Союздорнии на проведение научно-исследовательской работы по уточнению расположения и проектно-планировочных решений площадок для стоянок автомобилей и автобусных остановок на проектируемых или существующих дорогах с привязкой к конкретным условиям и оценкой экономической эффективности.

Методические рекомендации составлены канд. техн. наук Ю.С.Крыловым при участии инженеров В.П.Фомичевой, Н.А.Шуриновой, В.Г.Чураря, Л.И.Брызгаловой, В.С.Скируты, Л.А.Петербургской и И.И.Прошиной.

При разработке учтены работы Киевского филиала ГПИ "Союздорпроект", МАДИ, Союздорпроекта, Гипродорнии и ВНИИ МВД СССР.

1. Общие положения

1.1. Площадки для стоянок автомобилей относятся к дорожным сооружениям автотранспортной службы и предназначены для отдыха водителей и пассажиров, проверки технического состояния транспортных средств, устранения отдельных неисправностей и удовлетворения других потребностей пользователей дорог.

1.2. Площадки для стоянок способствуют повышению безопасности движения и сокращению количества дорожно-транспортных происшествий благодаря:

исключению влияния на основной поток останавливающихся на обочинах автомобилей;

снятию усталости водителей, повышению их эмоционального состояния после отдыха на площадке;

исключению "диких" стоянок, что позволяет сохранить постоянные сцепные качества покрытий дорог, избежать их снижения в 3-4 раза на участках длиной до 500 м (что обычно происходит за счет занесения грязи и внезапных выездов с "диких" стоянок, имеющих, как правило, недостаточную видимость и геометрические элементы в плане и продольном профиле);

сохранению обочин, обеспечению безопасных вынужденных заездов на них, исключению занесения грязи с обочин на проезжую часть и тем самым сохранению сцепных качеств покрытий.

1.3. Устройство площадок для стоянок позволяет повысить скорости движения транспортного потока и транспортно-эксплуатационные показатели дорог за счет:

исключения из состава потока уставших водителей, а также неисправных транспортных средств;

исключения влияния стоящих на обочине автомобилей на основной поток, внезапных выездов с "диких" необустроенных площадок;

обеспечения постоянных сцепных качеств покрытий по протяжению дорог.

1.4. Площадки для стоянок должны удовлетворять различные потребности пользователей дорог и повышать эстетические качества последних.

1.5. Площадки для стоянок автомобилей по своему назначению и основному использованию подразделяются на несколько групп - кратковременного или длительного отдыха, видовые, стояночные для грузовых автомобилей и автобусов, возле памятных мест и т.д.

Цели и длительность остановок следует учитывать при индивидуальной оценке и вносить соответствующие коррективы в расположение, оформление и конструктивные решения площадок для стоянок.

1.6. Для обеспечения стадийности в развитии площадок целесообразно предусматривать резервирование территории и обеспечивать планировку в соответствии с ростом интенсивности движения и увеличением вместимости площадок (количества мест для стоянки автомобилей).

1.7. Автобусные остановки относятся к сооружениям автотранспортной службы и предназначены для обслуживания пассажиров в местах остановок автобусов.

1.8. При проектировании автобусных остановок необходимо обеспечить безопасное движение автотранспорта, безопасные условия для пересадок пассажиров с маршрута на маршрут, их движение в зоны тяготения и высокие транспортно-эксплуатационные показатели работы автобусов и автомобилей в зоне остановок.

1.9. Расположение автобусных остановок следует увязывать с остановками других видов транспорта общего пользования и другими автобусными маршрутами. При этом необходимо учитывать специфические условия движения автобусов (торможения, разгоны, остановки вблизи проезжей части и т.д.), а также влияние пешеходного движения в зонах размещения автобусных остановок.

1.10. Автобусное сообщение на проектируемой дороге должно соответствовать характеру автомобильного движения. Так, на скоростных магистралях значительной протяженности не рекомендуется организовывать местные автобусные маршруты, для которых характерно частое расположение автобусных остановок, а целесообразно предусматривать междугородние автобусные маршруты с заездом в населенные пункты к автовокзалам, но без промежуточных остановок на перегонах. Местные автобусные маршруты следует предусматривать на прилегающих дорогах.

1.11. Площадки для стоянок автомобилей и автобусные остановки следует проектировать с учетом охраны окружающей среды, максимально сохраняя живописные места, дополняя природные ландшафты архитектурно-озеленительными ансамблями, для чего необходимо привлекать к проектированию соответствующих специалистов.

2. Размещение площадок для стоянок автомобилей

2.1. Размещение площадок для стоянок автомобилей по протяжению дорог рекомендуется увязывать с размещением сооружений сервиса, а также с достопримечательными, живописными и другими местами, представляющими интерес для участников движения.

При проектировании площадок наиболее эффективно объединять сооружения обслуживания в комплексы различных видов, создавая единую систему для всей дороги или значительных по протяженности участков дорог между крупными потокообразующими пунктами. Это позволит подводить общие коммуникации водо- и энергоснабжения; строить общие въезды и выезды, переходно-скоростные полосы, стоянки; обеспечивать рациональное, всестороннее обслуживание при экономичном решении.

За основу схемы расположения комплексов обслуживания по длине дороги рекомендуется принимать модуль (т.е. единицу протяженности дороги, соответствующую расстоянию между площадками) величиной от 8 до 20 км.

В качестве основного решения рекомендуется совмещать площадки для стоянок с сооружениями дорожной и транспортной служб, служб сервиса и др. при их незначительном удалении от дороги, а также располагать площадки в зонах пересечений с дорогами IV-V категорий (на последних), что обеспечивает значительную экономию за счет использования переходно-скоростных полос, уменьшения отвода земли, сокращения длины подъездов, уменьшения разделительных островков. Кроме экономии строительных затрат, сокращаются эксплуатационные расходы на содержание дорог, повышаются безопасность и скорость движения благодаря уменьшению числа конфликтных зон (съезда и въезда) по протяжению дорог и улучшаются условия обслуживания их пользователей.

При совмещении площадок с сооружениями других служб следует обеспечивать функциональное назначение последних, нормы их проектирования, в частности при совмещении с АЗС - требования обеспечения противопожарной безопасности.

В живописных местах, вблизи исторических и культурных памятников целесообразно индивидуальное проектирование площадок с привлечением архитекторов.

2.2. В табл.1 приведены рекомендуемые нормы проектирования площадок, которые обеспечивают модульную систему расстояний между площадками, что позволяет с увеличением интенсивности движения при переводе дороги в более высокую категорию приводить в соответствие необходимое число мест стоянок путем достройки площадок для стоянок без перестройки существующих.

Таблица 1

Категория дороги

Расстояние между площадками, км

Вместимость площадок, авт.

I

10-15

10-25

II

10-15

10-15

III

20-30

10-15

IV

40-60

10


Примечание. Для меньших расстояний следует принимать меньшее число мест для автомобилей, для больших - соответственно большее, но при этом необходимо учитывать характер движения на дорогах, а также местные и природно-климатические условия.

2.3. При размещении площадок относительно дороги следует учитывать возрастание строительных, эксплуатационных и транспортных (расход топлива, время) затрат с удалением от дороги и принимать за основу рациональные решения с учетом конкретных дорожных условий.

На дорогах I-III категорий площадки рекомендуется размещать за пределами земляного полотна.

На дорогах IV-V категорий отделение площадок от проезжей части можно выполнять с помощью укрепленных полос и разметки, без удаления от проезжей части. При устройстве стояночных мест на удалении от проезжей части дорог на расстояние, равное ширине полосы проезда площадки, они могут быть частично использованы для установки автомобилей, выезда с площадки и разворота.

По возможности площадки целесообразно удалять на расстояние боковой видимости, что легко осуществить в зонах пересечений с дорогами IV-V категорий (на последних), расположив их за кривыми сопряжения дорог.

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Базовые нормативные документы» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs