Статус документа
Статус документа

ВСН 207-89/МПС СССР Правила и нормы проектирования сортировочных устройств на железных дорогах Союза ССР



3. ПЛАН ПУТЕВОГО РАЗВИТИЯ

3.1. План путевого развития горки проектируется в зависимости от мощности горки и в соответствии со структурой вагонопотока, с заданным технологическим процессом и темпом работы горки. При этом устанавливают число и схему соединения путей надвига и спускных, число и схему расположения технологических линий переработки и обработки вагонов, число путей и пучков в сортировочном парке и схему их соединения в горочной горловине, число и схему примыкания обходных путей, схему расположения и число тормозных позиций, параметры элементов соединения путей и размещение измерительных устройств (для автоматизации работы горки). Обязательно должна быть обеспечена ремонтопригодность всего сортировочного устройства и составляющих его элементов по путевому хозяйству.

При проектировании плана путевого развития горки повышенной, большой и средней мощности определяются технологические линии для последовательного и параллельного роспуска составов, переработки и группировки местных вагонопотоков, частичной переработки составов, переработки вагонов до и после отцепочного ремонта, устанавливается рациональное расположение технологических линий и их потребное путевое развитие.

3.2. План горочной горловины сортировочного парка (сортировочно-группировочного, группировочного) следует проектировать с использованием типовых решений и с учетом плана (схемы) сортировочного комплекта.

3.3. Совместно с путевым развитием горки должны проектироваться предгорочная горловина парка приема (с использованием типовых решений) и пути надвига.

План путевого развития предгорочной горловины должен обеспечивать: параллельное выполнение операций заезда локомотива за очередным составом, надвига и роспуска составов с горки (при параллельном роспуске двух составов), уборки поездных локомотивов с части путей, приема поезда с направления, противоположного направлению сортировки (на односторонней сортировочной станции) и др.; необходимое число технологических линий переработки вагонов и составов на последующей очереди строительства.

3.4. При соответствующем обосновании допускается укладка в предгорочной горловине парка приема перекрестных съездов с глухими пересечениями марки с целью сокращения времени занятия горловины передвижениями и обеспечения параллельности маршрутов.

3.5. При реконструкции сортировочного устройства длина пути надвига от предельного столбика последнего стрелочного перевода предгорочной горловины до вершины горки должна быть, как правило, не менее 150 м, а в особо трудных условиях это расстояние при соответствующем обосновании может быть уменьшено до 100 м.

На ГБМ (без путепровода), а также на ГСМ указанное расстояние следует при новом строительстве выбирать с таким расчетом, чтобы обеспечивалось параллельное выполнение операций уборки поездного локомотива (с пересечением путей надвига) и окончания роспуска состава после освобождения этого стрелочного перевода горочным локомотивом.

При необходимости длина путей надвига на горках повышенной и большой мощности может устанавливаться равной 350-400 м с учетом потребности в увеличении в перспективе числа путей в парке приема и их длины (до следующей стандартной), соблюдения требования уменьшения простоя поездных локомотивов.

Пути надвига и горочные вытяжные пути следует проектировать прямыми в плане. В трудных условиях допускается их размещение на кривых с радиусом не менее 1200 м. В особо трудных топографических условиях при соответствующем обосновании допускается уменьшать радиус кривой до 600 м, в горных условиях - до 500 м.

На реконструируемых горках (или при сооружении ГММ на вытяжных путях) расстояние от вершины горки в сторону надвижной части до начала кривой (в плане) должно быть не менее 40 м.

3.6. При устройстве двух спускных путей горки с каждого из них должен быть выход на все пути сортировочного парка, а при трех и более - со средних спускных путей.

3.7. Пути, укладываемые в обход горба горки, можно примыкать перед пучком путей, перед четырьмя, двумя путями, к началу крайнего пути. При необходимости обходной путь может быть соединен и с пучком путей, и с двумя крайними путями сортировочного парка.

Крайние пути сортировочного парка, выделяемые для накопления и ремонта неисправных вагонов, а также пути механизированных пунктов ремонта вагонов должны иметь выходы на обходной путь.

3.8. В целях повышения маневренности в использовании подгорочных путей при колебаниях размеров вагонопотоков по направлениям, а также сокращения размеров повторной сортировки вагонов при осуществлении параллельного роспуска составов в необходимых случаях укладываются дополнительные соединения в горловине горки повышенной или большой мощности, позволяющие переключать один-два средних ("общих") пучка путей сортировочного парка попеременно к разным спускным путям горки.

3.9. Горочную горловину в пределах от первой разделительной стрелки до предельных столбиков необходимо проектировать короткой, обеспечивать наименьшую длину совместного маршрута следования для большинства отцепов и наименьшую сумму углов поворота кривых на маршрутах скатывания. В этих целях следует:

группировать пути сортировочного (подгорочного) парка со стороны горки в пучки, содержащие от 3 до 8 путей в каждом. На горках повышенной, большой и средней мощности с симметричными горловинами, на горках малой мощности с асимметричными горловинами, а также на реконструируемых горках, где ось горочной горловины находится под углом к оси сортировочного парка, крайние пучки путей могут быть неполными, если это позволяет обеспечить радиус закрестовинных кривых равным 180 м и более;

применять симметричные стрелочные переводы с крестовинами марки , перекрестные съезды с глухими пересечениями марки из рельсов Р65 в междупутье 5,3 м, а в начале спускной части - и с расширяющимся междупутьем, из стрелочных переводов марок и (и с кривыми на соединительных путях) для увеличения угла расхождения выходов из перекрестных съездов. Горловины горок повышенной и большой мощности (с числом путей более 30) и асимметричные горловины горок средней и малой мощности могут проектироваться с применением стрелочных переводов с крестовинами марки для обеспечения нормативных радиусов кривых;

расстояние между центрами симметричных стрелочных переводов с крестовинами марки при их попутной укладке принимать минимально возможное, но не менее 23,97 м при рельсах типа Р50 и 23,85 м при рельсах типа Р65; при реконструкции в случае превышения этого расстояния допускается сохранять существующее расположение стрелочных переводов, если это не повлечет существенного снижения скорости роспуска;

выход с крайних пучков или 3-4 крайних путей сортировочного парка в обход горки предусматривать укладкой симметричных стрелочных переводов с крестовинами марки или перекрестных съездов. В случае отправления поездов своего формирования непосредственно с сортировочно-отправочных путей в сторону, противоположную направлению сортировки, в обход горки, стрелочные переводы на таких маршрутах следует укладывать по нормам для приемо-отправочных путей, а при невозможности - по нормам для горочных путей с ограничением скорости движения поездов при отправлении.

3.10. Допускается:

уменьшать междупутье между пучками в начале путей до 4,8 м, а в отдельных трудных случаях при реконструкции горок - до минимально возможного по габариту подвижного состава (ГОСТ 9238-83);

кривые начинать непосредственно за хвостом крестовины; уширение колеи в кривой в этом случае производить в пределах кривой, давая полное уширение на расстоянии 4 м от ее начала; проектировать на спускной части горки (до последних разделительных стрелочных переводов пучков путей) круговые кривые радиусом не менее 200 м, кривые за крестовинами последних разделительных стрелочных переводов пучков путей - не менее 180 м, а в горловинах с числом путей более 32, при обосновании - до 150 м (не менее), при длине кривой не более 20 м с соответствующим усилением этих кривых. При этом расчетную полезную длину сортировочных путей надлежит считать от выходного конца механизированной парковой тормозной позиции (или от конца башмакосбрасывателя) в начале прямых участков этих путей до предельных столбиков выходной части парка;

применять двойные стрелочные переводы для сокращения длины горловин горок.

3.11. В горловине горок любой мощности следует предусматривать прямые участки пути для установки вагонных замедлителей. Длина этих участков определяется в зависимости от числа и типа замедлителей на каждой позиции. На горках повышенной, большой мощности, четырехпучковых горках средней мощности длина этих участков должна быть достаточной для установки двух замедлителей на первой тормозной позиции, а на пучковой тормозной позиции - двух или трех замедлителей.

Длина изолированных участков замедлителей устанавливается в зависимости от применяемых устройств автоматики.

Длина предстрелочного участка (от изолирующих стыков до начала остряков) должна быть не менее 6 м.

3.12. При проектировании автоматизируемых сортировочных устройств длина и крутизна отдельных элементов спускной части и сортировочных путей уточняются с учетом особенностей размещения путевого технологического оборудования систем комплексной механизации и автоматизации горочных и других станционных операций, а также особенностей регулирования скорости скатывания вагонов. Число и места размещения весомерных и измерительных участков определяются проектом.