Статус документа
Статус документа

ВСН 207-89/МПС СССР Правила и нормы проектирования сортировочных устройств на железных дорогах Союза ССР

2. ТИПЫ СОРТИРОВОЧНЫХ УСТРОЙСТВ

2.1. На станциях проектируются основные и вспомогательные сортировочные устройства следующих типов: горочные - сортировочные горки повышенной, большой, средней и малой мощности, где для скатывания вагонов используется в основном сила тяжести; негорочные - вытяжные пути со стрелочными горловинами на уклоне, где используется сила тяги локомотива и сила тяжести вагонов; вытяжные пути и стрелочные горловины на горизонтальной площадке, где используется только сила тяги локомотива.

2.2. Для выполнения функций основных сортировочных устройств проектируются горки повышенной, большой, средней или малой мощности с сортировочными парками. Для выполнения функций вспомогательных сортировочных устройств могут проектироваться горки средней и малой мощности и негорочные устройства вместе с сортировочными (или сортировочно-группировочными, группировочными) парками.

2.3. Сортировочное устройство должно проектироваться как технологическая система, включающая путевое развитие соответствующего профиля, маневровые локомотивы, техническое оснащение, ремонтную базу, служебно-технические, а также служебно-бытовые здания и помещения с необходимыми коммуникациями, устройства освещения, автомобильные дороги, переходные мосты, тоннели и дорожки, проезды для электро- и автокаров.

2.4. Тип и мощность основных и вспомогательных сортировочных устройств следует устанавливать в зависимости от планируемых размеров и структуры перерабатываемых вагонопотоков. Расчетные прогнозные размеры вагонопотоков должны устанавливаться для сортировочных станций на 10-й, а для остальных технических станций - на 5-й год эксплуатации.

2.5. Сортировочные горки повышенной мощности (ГПМ) проектируются в отдельных случаях для переработки не менее 5500 вагонов в среднем в сутки или при числе путей в сортировочном парке более 40. Конструкция путевого развития указанных горок должна предусматривать необходимые технологические линии переработки вагонов.

Горка повышенной мощности должна иметь не менее трех путей надвига и два-три (при обосновании четыре) спускных пути с обеспечением возможности использования не менее двух средних путей надвига для последовательного роспуска составов на все пути сортировочного парка. При устройстве двух спускных путей проверяется целесообразность соединения их с путями надвига с использованием перекрестных съездов.

Горбы ГПМ проектируют с выведением вершин на одинаковую отметку, соответствующую трудным расчетным условиям эксплуатационной работы. На спускной части горки должны проектироваться две горочные, а на подгорочных путях одна, при обосновании - две парковые тормозные позиции с расстоянием между ними около 150 м. При возможности установки вагоноосаживающих устройств и других средств принудительного перемещения вагонов на сортировочных путях эти средства предусматриваются на горках, сооружаемых в соответствующих климатических зонах.

Для передачи в предгорочный парк (в обход горки) с сортировочных путей вагонов, требующих повторной переработки, и выполнения других операций горка повышенной мощности должна проектироваться с двумя обходными путями из сортировочного парка в предгорочный. При обосновании устраиваются полукольцевой выход из парка отправления и полукольцевой вход в парк приема.

Для частичной переработки составов может сооружаться соединенное с одним из обходных путей вспомогательное сортировочное устройство. Оно должно работать параллельно и во взаимодействии с основной горкой и состоять из горки малой мощности, крайнего пути сортировочного парка и дополнительно укладываемых путей, параллельных сортировочному парку.

В узлах с большим объемом местной работы при соответствующем обосновании может проектироваться вспомогательное сортировочное устройство, состоящее из горки и второго сортировочного (или сортировочно-группировочного) парка, соединенное с основным сортировочным устройством.

Сортировочные горки повышенной мощности необходимо оборудовать комплексом технических средств систем автоматизации: горочной автоматической централизации стрелок; автоматического регулирования скорости скатывания отцепов; автоматического задания скорости надвига и роспуска составов; горочной автоматической локомотивной сигнализации; автоматического регулирования скорости горочного локомотива в процессе надвига и роспуска; сопряжения средств горочной автоматики с автоматизированной системой управления сортировочной станцией (АСУ СС).

Структура проектируемых систем автоматизации процесса расформирования составов на сортировочных горках отражена в приложении 1.

2.6. Сортировочные горки большой мощности (ГБМ) проектируются для переработки, в зависимости от структуры вагонопотока, от 3500 до 5500 вагонов в среднем в сутки или при числе путей в сортировочном парке от 30 до 40.

В конструкции путевого развития ГБМ при соответствующем обосновании могут использоваться необходимые проектные решения по созданию дополнительных технологических линий, применяемых на ГПМ. Число путей надвига на горках большой (и средней) мощности устанавливается с учетом необходимости использования их при отцепках (вторым горочным локомотивом) от расформируемых составов тех вагонов, которые запрещено опускать с горки без локомотива.

При устройстве двух и более путей надвига и двух спускных путей проектируется соединение этих путей перекрестными съездами. Горбы горки проектируют с выведением вершин на одинаковую отметку, соответствующую трудным расчетным условиям эксплуатационной работы. При надлежащем технико-экономическом обосновании допускается расположение вершин горки на разных отметках, особенно в зонах с тяжелыми климатическими условиями (низкие температуры, обильные снегопады, сильные ветры) в зависимости от структуры вагонопотока и других местных условий.

На первую очередь строительства ГБМ при обосновании можно проектировать один обходной путь из сортировочного парка в предгорочный со стороны расположения путей для ремонта вагонов, если второй обходной путь не требуется по условиям выполнения плановых путевых ремонтных работ и др.

Вагонные замедлители на спускной части горки устанавливаются на двух тормозных позициях, в сортировочном парке - на одной. В обоснованных случаях допускается установка в сортировочном парке второй (дополнительной) тормозной позиции.

Технические средства ГБМ должны обеспечивать возможность использования двух спускных путей и присоединенных к ним сортировочных путей для параллельного выполнения отдельных операций при переработке двух составов.

2.7. При проектировании ГПМ предусматривается горочный путепровод для развязки в разных уровнях маршрутов надвига составов на горку и пропуска поездных локомотивов из парка приема (предгорочного) на пути локомотивного хозяйства. При сооружении или реконструкции ГБМ требуется обоснование устройства путепровода. Если определяется необходимость строительства путепровода под горкой за пределами 10-го года эксплуатации, то следует предусмотреть строительство путепровода одновременно с сортировочной горкой при наличии технико-экономического обоснования. В предгорочной горловине при соответствующем обосновании могут устраиваться шлюзы, обеспечивающие непрерывность операций по параллельному роспуску составов и уборке поездных локомотивов. В трудных условиях сооружения горочного путепровода и пропуска локомотивов через предгорочную горловину парка приема проектируется дополнительный ходовой путь в этом парке для пропуска локомотивов через его входную горловину.

2.8. Сортировочные горки средней мощности (ГСМ) проектируют для переработки в зависимости от структуры вагонопотока от 1500 до 3500 вагонов в среднем в сутки или при числе путей в сортировочном парке от 17 до 29. При проектировании ГСМ учитываются потребности и необходимые условия переустройства их в перспективе в ГБМ.

Горки средней мощности проектируют с двумя путями надвига с устройством двух горбов и выведением вершин на одинаковую отметку, отвечающую трудным расчетным условиям работы, и с одним или двумя спускными путями. При числе сортировочных путей, превышающем 24, и соответствующем обосновании укладывается второй спускной путь.

Частичная переработка составов, в том числе требующая отделки вагонов по техническим и коммерческим неисправностям, может осуществляться (особенно при расположении транзитного парка параллельно парку приема) с использованием горки, для чего в сортировочном парке предусматривается необходимое число путей. В таком случае для повышения маневренности в работе горки должна проектироваться сразу укладка второго спускного пути, присоединяемого к путям надвига перекрестными съездами.

На ГСМ обязательно укладывается один путь, соединяющий парки приема и сортировочный в обход горки, со стороны расположения путей для ремонта вагонов, выделяемых в сортировочном парке. При необходимости предусматривается второй обходной путь.

Вагонные замедлители на спускной части устанавливаются, как правило, на двух тормозных позициях, в сортировочном парке - на одной. В отдельных обоснованных случаях при реконструкции ГСМ допускается установка в сортировочном парке второй (дополнительной) тормозной позиции.

2.9. Горки малой мощности (ГММ) проектируются с учетом структуры вагонопотока и трудоемкости маневровых операций для переработки от 250 до 1500 вагонов в среднем в сутки при числе путей в сортировочном парке (группировочном, сортировочно-группировочном) от 4 до 16 (включительно). Они проектируются, как правило, с одним путем надвига и одним спускным путем. Для тяжелых климатических условий, а также в случае использования ГММ для формирования групп составов групповых поездов и подач вагонов допускается устройство двух путей надвига и двух горбов. В этом случае вершины горки могут располагаться на разных отметках, особенно на станциях с сильными ветрами и при переработке вагонопотока со значительным (более 30%) содержанием порожних и легковесных вагонов.

Сортировочные горки малой мощности, имеющие 12-16 путей, сооружаемые на станциях с сильными ветрами, в зависимости от объема и характера работы могут оборудоваться двумя тормозными позициями на спускной части, а также одной парковой тормозной позицией. В остальных случаях ГММ следует оборудовать вагонными замедлителями, устанавливаемыми, как правило, на одной (пучковой) тормозной позиции спускной части и одной парковой тормозной позиции.

На ГММ с 4-6 путями, проектируемых на небольшой объем переработки (до 600 вагонов в среднем в сутки) на станциях, расположенных в регионах с благоприятными климатическими условиями, допускается устраивать только одну механизированную тормозную позицию (на подгорочных путях), оборудованную замедлителями. При этом горочная горловина должна обязательно проектироваться короткой, компактной и укладываться из стрелочных переводов с крестовинами марки 1/6.

На ГММ в целях повышения их маневренности может устраиваться несколько выходов с отдельных пучков подгорочных путей в обход горба, с разных сторон или по одну его сторону. При этом горка с числом путей 8 и менее должна, как правило, иметь обход горба со всех подгорочных путей с примыканием его к горочной горловине до первой разделительной стрелки или с устройством перекрестных съездов.