Статус документа
Статус документа

ВСН 207-89/МПС СССР Правила и нормы проектирования сортировочных устройств на железных дорогах Союза ССР



1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящие Правила и нормы проектирования сортировочных устройств обязательны к применению при проектировании, строительстве и реконструкции сортировочных устройств, на станциях общей сети железных дорог Союза ССР, а также при разработке ведомственных нормативных документов.

1.2. Правила и нормы проектирования сортировочных устройств составлены в развитие соответствующих разделов СНиП 2.05.01-90 проектирования железных дорог колеи 1520 мм и подлежат пересмотру не реже 1 раза в 10 лет.

1.3. При разработке проектов строительства и реконструкции сортировочных устройств должны выполняться соответствующие технические требования действующих нормативных документов, утвержденных или согласованных Госстроем СССР, государственных стандартов на устройства железных дорог СССР, Правил технической эксплуатации железных дорог Союза ССР, Инструкции по сигнализации на железных дорогах Союза ССР, Инструкции по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Союза ССР и других нормативных документов и распоряжений, утвержденных МПС.

1.4. Содержание, объем проектной документации, порядок разработки, согласования и утверждения проектов сортировочных устройств определяются Инструкцией о составе, порядке разработки, согласования и утверждения проектно-сметной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений в соответствии со СНиП 1.02.01-85* и нормативами, утвержденными МПС.

__________________

* Заменены на СНиП 11-01-95. - Примечание изготовителя базы данных.

          

1.5. В проектах сортировочных устройств должны предусматриваться наиболее совершенные в технологическом и техническом отношении решения и наиболее рациональные методы строительства.

Сортировочное устройство, его путевая часть и оборудование должны проектироваться для осуществления прогрессивного технологического процесса переработки вагонов, детально разработанного и (при необходимости) проверенного моделированием на ЭВМ. Конструкцию путевой части сортировочного устройства, системы и типы оборудования, методы строительства, параметры технологического процесса переработки вагонов выбирают по результатам технико-экономических обоснований.

Расчеты с применением ЭВМ, выполняемые по настоящим Правилам и нормам, должны производиться по алгоритмам и программам, рекомендуемым МПС.

1.6. В зависимости от местных условий на станциях проектируются основные и вспомогательные сортировочные устройства.

Основные сортировочные устройства проектируются на сортировочных станциях для расформирования-формирования одногруппных составов, а на участковых и грузовых станциях - также и для формирования многогруппных составов поездов и подач вагонов на грузовые пункты общего пользования и на подъездные (внешние) пути промышленных предприятий (при обосновании - и на их внутренние пути).

Вспомогательные сортировочные устройства при наличии основных проектируются на станциях для формирования многогруппных составов и передач (подач) вагонов на грузовые станции и указанные выше грузовые пункты, а также для завершения формирования составов.

1.7. Сортировочные устройства для станций, входящих в системы сетевого и дорожных планов формирования, должны сооружаться и реконструироваться в соответствии с генеральными схемами размещения и развития сортировочных станций, генеральными схемами развития железнодорожных узлов и крупных станций и перспективными планами (проектами) развития станций и промышленных предприятий обслуживаемого района.

Сортировочные устройства на станциях, не входящих в системы сетевого и дорожных планов формирования, должны сооружаться и реконструироваться в соответствии с планами технического развития железных дорог, отделений и отдельных хозяйств, предприятий промышленного района, а также в соответствии с целевыми заданиями.

1.8. Новые и реконструируемые сортировочные устройства должны проектироваться в соответствии с их потребной перерабатывающей способностью на расчетные сроки и с учетом особенностей расположения на направлениях сети железных дорог и в промышленном районе.

Потребная перерабатывающая способность основного сортировочного устройства должна устанавливаться по размерам вагонопотока, подлежащего переработке, определяемым с использованием результатов экономических изысканий. При этом должны учитываться неравномерность перевозок по месяцам и другие параметры входящего потока, размеры повторной и дополнительной переработки, продолжительность технологических перерывов для технического обслуживания и ремонта устройств и необходимый резерв. При равенстве перерабатывающей способности сортировочной горки и пропускной способности парка приема расчетный уровень загрузки горки следует принимать равным 0,7, т.е. резерв перерабатывающей способности - 30%.

Для обеспечения устойчивой работы станций зимой в районах с жестким холодным климатом и со снегоприносом более 25 м в год на единицу протяженности железнодорожного пути (1 м) следует предусматривать повышенный (на 10-15% сверх обычного в зависимости от местных условий) резерв перерабатывающей способности горки для обеспечения высоких темпов маневров и предотвращения затруднений.

Минимальный расчетный уровень потребной перерабатывающей способности основного сортировочного устройства станции, включенной в сетевой и (или) дорожный план формирования, определяется по размерам обязательной переработки вагонопотоков, которые образуются в районе местной работы, тяготеющем к данной станции. При этом учитываются также вагонопотоки, направляемые на данную станцию во встречном направлении с перепробегом. Размеры этих вагонопотоков определяются технологией местной работы района узла и рассчитываются в соответствии с гл.7 "Инструкции по организации вагонопотоков на железных дорогах СССР".

Размеры переработки сверх обязательного уровня устанавливаются в соответствии с задачами, возлагаемыми на данную станцию сетевым или (и) дорожным планом формирования.

Минимальная потребная перерабатывающая способность сортировочного устройства, используемого в качестве вспомогательного, определяется по размерам и трудоемкости потребной повторной переработки местного вагонопотока (с учетом его структуры) в целях формирования многогруппных составов и подач вагонов. Потребная перерабатывающая способность и число вытяжных путей выходных горловин сортировочных парков (или соединений последних с отправочными парками) должны определяться с учетом работы по подтягиванию со стороны выходной горловины сортировочного парка не менее 20-30% всех вагонов в процессе накопления их на сортировочных путях и с учетом условий формирования составов повышенной массы, длины, а также составов соединенных поездов.

1.9. Сортировочные устройства должны проектироваться преимущественно как часть проекта строительства или реконструкции станции (разрабатываемого в соответствии с действующими нормативными документами по проектированию станций и узлов). В задании выделяются взаимоувязанные этапы строительства, содержащие завершенные технологические комплексы с расчетными уровнями производительности. При этом используются указания МПС по этапному развитию станций.

При определении каждого этапа проектируемого сортировочного устройства такие параметры путевого развития, как длина горочной горловины и средняя крутизна спускной части горки, должны обеспечивать необходимую динамичность ее продольного профиля и высокую надежность процесса переработки вагонов.

1.10. Элементы сортировочных горок повышенной, большой, средней мощности (пути надвига, горочная горловина, сортировочные парки, соединительные обходные пути) должны, как правило, проектироваться с учетом их периодического частичного закрытия для выполнения капитальных, средних и других плановых ремонтов пути.

1.11. При проектировании железнодорожного пути сортировочных горок и подгорочных путей, устройств и сооружений, взаимодействующих с подвижным составом, необходимо учитывать максимальные нагрузки от грузового вагона на рельсы, предусмотренные п.1.1 СНиП 2.05.01-90 (железные дороги колеи 1520 мм).