2.1. Схема подземного транспорта является отображением существующей в шахте или проектируемой транспортной системы.
Схема подземного транспорта должна в графическом виде отражать на определенный момент времени взаимоположение и основные размеры транспортных горных выработок (схема транспортных выработок), а также применяемые в этих выработках виды и типы транспортного оборудования (технологическая схема транспорта).
На общей схеме подземного транспорта шахты показываются все пути следования и способы транспортирования по каждой горной выработке шахты всех видов грузов (угля, породы, материалов, оборудования, людей) в направлении к околоствольному двору или поверхности, а также и в обратном направлении.
2.2. Схема подземного транспорта может быть неполной и при необходимости отражать не всю транспортную систему шахты, а лишь отдельного ее участка (например, выемочной панели, этажа или горизонта шахты) или процесса транспортирования отдельных видов груза (например, угля от очистных забоев, горной массы от подготовительных забоев, материалов и оборудования). Неполные схемы транспорта являются составными частями общей (полной) схемы подземного транспорта шахты.
2.3. В зависимости от места размещения транспортных средств и устройств в системе горных выработок шахты необходимо различать две основные части (подсистемы), составляющие общую систему транспорта всех видов грузов по шахте: участковый транспорт и магистральный транспорт.
2.4. Участковый транспорт - совокупность транспортных средств и устройств, размещенных в горизонтальных, наклонных и вертикальных выработках, расположенных в пределах выемочной панели или выемочной части этажа. Срок службы участковых выработок обычно не превышает пяти лет.
Участковыми транспортными выработками следует считать на шахтах, разрабатывающих:
горизонтальные пласты - бортовые (участковые) и сборные штреки, к которым примыкают очистные забои;
пологие и наклонные пласты:
при панельной подготовке шахтного поля - ярусные штреки, вспомогательные квершлаги, просеки, печи, панельные бремсберги и уклоны, к которым примыкают ярусные штреки;
при этажной подготовке шахтного поля - подэтажные и промежуточные штреки, вспомогательные квершлаги, просеки, печи, участковые бремсберги и уклоны, примыкающие к этажным штрекам, наклонные ходки (при отработке столбов по восстанию и падению);
крутые пласты - промежуточные, подэтажные и параллельные штреки.
2.5. Магистральный транспорт - совокупность транспортных средств и устройств, размещаемых в главных горизонтальных и капитальных наклонных выработках, по которым осуществляется транспортирование всех видов грузов между выемочными участками и околоствольным двором или поверхностью шахты (при наличии наклонных стволов).
Главными транспортными горизонтальными выработками следует считать: штреки (капитальные, основные, концентрационные, пластовые) и квершлаги (капитальные, блочные, промежуточные) на горизонте околоствольного двора, этажные штреки и квершлаги на промежуточных горизонтах шахты.
Главными транспортными наклонными выработками следует считать: наклонные стволы, капитальные уклоны и бремсберги, к которым примыкают этажные штреки, межгоризонтные (промежуточные, передаточные) наклонные выработки.
2.6. Схема транспорта угля от очистных забоев является основной частью общей схемы подземного транспорта, так как она в большей степени предопределяет схемы транспорта горной массы от подготовительных забоев, схемы доставки материалов и оборудования, а также перевозки людей.
2.7. Технологические схемы транспорта угля от очистных забоев до околоствольного двора или до поверхности шахты (при наличии наклонного ствола) характеризуются применяемыми в горных выработках видами транспорта. В зависимости от количества видов транспорта на шахте для транспортирования угля от очистных забоев, следует различать схемы с одним видом транспорта и комбинированные.
К группе технологических схем с одним видом транспорта относятся:
- конвейерные схемы (на шахтах со сплошной конвейеризацией транспорта угля от всех очистных забоев);
- схемы с локомотивной откаткой (обычно на шахтах, разрабатывающих крутые пласты и не имеющих наклонных транспортных выработок).
Комбинированные технологические схемы транспорта имеют шахты, где для транспортирования угля от очистных забоев применяются несколько видов транспорта. Например, конвейерный транспорт по горным выработкам в пределах выемочной панели (конвейеризированный участковый транспорт) и локомотивный транспорт по главным горизонтальным выработкам (локомотивный магистральный транспорт).
2.8. Наиболее прогрессивными и совершенными являются технологические схемы:
- с полной конвейеризацией транспорта угля от очистных забоев до околоствольного двора или поверхности шахты (при наличии наклонных стволов);
- комбинированные схемы с применением конвейерного транспорта угля от очистных забоев по участковым выработкам и локомотивной поточной откатки по главным (магистральным) выработкам на горизонте околоствольного двора.
2.9. Для совершенных схем подземного транспорта характерны следующие основные качества:
- максимальная концентрация грузопотоков по транспортным выработкам;
- малая удельная протяженность выработок, предназначенных для транспорта угля от очистных забоев;
- полная конвейеризация транспорта угля от очистных забоев до главных выработок горизонта околоствольного двора;