1.3. Основные виды подземного транспорта, их назначение и характерные горнотехнические условия применения приведены в таблице 1.1.
Таблица 1.1
Основные виды подземного транспорта
Вид подземного транспорта | Конструктивные разновидности средств транспорта | Основное назначение | Горнотехнические условия применения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Конвейерный | Ленточные конвейеры обычной конструкции | Транспортирование угля, породы и горной массы от очистных и подготовительных забоев | Прямолинейные в плане горизонтальные и наклонные выработки с углами наклона от -16° до +18° |
Крутонаклонные ленточные конвейеры | " | Прямолинейные в плане наклонные выработки с углами наклона до -25° или +35° | |
Телескопические ленточные конвейеры | " | Прямолинейные в плане постоянно укорачивающиеся или удлиняющиеся вслед за подвиганием очистных или подготовительных (проходческих) забоев горизонтальные и наклонные выработки с углами наклона от -10° до +10° | |
Грузопассажирские ленточные конвейеры | Транспортирование угля, породы и горной массы и перевозка людей | Прямолинейные в плане горизонтальные и наклонные выработки с углом наклона до 18° | |
Пластинчатые изгибающиеся конвейеры | Транспортирование угля от очистных забоев | Искривленные в плане горизонтальные выработки | |
Скребковые конвейеры | Транспортирование угля, породы и горной массы от очистных и подготовительных забоев | Горизонтальные и наклонные выработки до 35° при небольшой длине транспортирования (до 100-150 м) | |
Рельсовый | Электровозы, дизелевозы | Транспортирование составов вагонеток и секционных поездов с углем, породой, горной массой, оборудованием и материалами, а также пассажирских составов | Горизонтальные выработки |
Инерционные локомотивы (гировозы) | Перевозка материалов, оборудования и людей | Вентиляционные горизонтальные выработки | |
Канатная откатка в вагонетках | Транспортирование составов вагонеток с углем, породой или горной массой, материалами и оборудованием, а также пассажирских поездов | Вспомогательные наклонные выработки с углами наклона от 10° до 30° | |
Канатная откатка в скипах | Транспортирование угля, породы или горной массы | Наклонные выработки с углами наклона свыше 18° | |
Напочвенные канатные дороги | Транспортирование составов вагонеток с углем, породой или горной массой, материалами и оборудованием, перевозка людей | Горизонтальные и наклонные выработки знакопеременного профиля до ±20° | |
Безрельсовый самоходный | Грузовые самоходные вагонетки | Транспортирование угля, породы и горной массы | Горизонтальные и наклонные выработки с углами наклона до ±12° |
Тягачи с прицепными платформами | Транспортирование материалов и оборудования | Горизонтальные и наклонные выработки с углами наклона до ±12° | |
Грузолюдские самоходные вагонетки | Транспортирование материалов и оборудования, перевозка людей | Горизонтальные и наклонные выработки с углами наклона до ±12° | |
Монорельсовый | Монорельсовые дороги с канатной тягой | Транспортирование материалов и оборудования, перевозка людей | Горизонтальные и наклонные выработки с углами наклона до +35° |
Монорельсовые дороги с подвесными локомотивами | Транспортирование материалов и оборудования, перевозка людей | Горизонтальные и наклонные выработки с углами наклона до ±20° | |
Канатный подвесной | Моноканатные подвесные дороги | Транспортирование материалов и оборудования, перевозка людей | Горизонтальные и наклонные выработки с углами наклона до ±25° |
Двухканатные подвесные дороги | Транспортирование материалов, оборудования | Горизонтальные и наклонные выработки с углами наклона до ±15° |
1.4. Околоствольный двор - главный узел сопряжения системы подземного транспорта шахты с шахтными подъемами. Как технологический транспортный узел он представляет собой совокупность горных выработок, транспортного оборудования и устройств, предназначенных для приема и передачи всех видов грузов, выдаваемых из шахты на поверхность и поступающих в шахту по стволам (вертикальным и наклонным).
1.5. Погрузочный пункт - совокупность горных выработок, транспортного оборудования и устройств, предназначенных для: погрузки угля, поступающего с конвейера, или из бункера (углеспускной печи) в транспортные сосуды, их перемещения при погрузке и производстве маневровых операций по обмену груженых составов (поездов) на порожние.
1.6. Приемно-отправительные площадки - совокупность горных выработок, транспортного оборудования и устройств, предназначенных для приема и передачи вагонеток или их составов (партий) с одного вида рельсового транспорта на другой (обычно канатного и локомотивного).
В зависимости от места размещения площадки по отношению к наклонной рельсовой выработке следует различать приемно-отправительные площадки:
- концевые (верхние и нижние);
- промежуточные.
1.7. Приемно-отправительные станции наклонных выработок - совокупность двух технологических узлов (погрузочного пункта и концевой приемно-отправительной площадки), оборудуемых в местах примыкания параллельно расположенных наклонных выработок (конвейерной и вспомогательной рельсовой) с главной откаточной выработкой.
1.8. Подлавный конвейерный узел - участок горной выработки в месте примыкания к ней лавы и транспортные средства, предназначенные для приема угля от забойного конвейера и передачи его на транспортную конвейерную линию.
1.9. Конвейерный перегрузочный узел - участок горной выработки в месте сопряжения двух конвейеров и транспортные устройства, предназначенные для перегрузки угля с конвейера на конвейер.
1.10. Перегрузочный пункт на сопряжении двух видов транспорта - совокупность горных выработок, транспортного оборудования и устройств, предназначенных для:
- разгрузки угля из транспортных сосудов и погрузки его на конвейер или в скип, установленные в наклонной или вертикальной выработке, а также перегрузки угля с конвейера в скип;
- перегрузки материалов и оборудования с одного вида вспомогательного транспорта на другой.
1.11. Промежуточные емкости в транспортных системах. По технологическому назначению следует различать:
- аккумулирующую (аварийную) емкость, предназначенную для аккумулирования угля на стыке транспортных установок и обеспечивающую независимую работу предшествующей установки (добункерной) в периоды кратковременных отказов или остановок последующих (подбункерных). Применение аккумулирующих емкостей способствует снижению простоев очистных забоев по вине транспорта;
- усредняющую (сглаживающую) емкость, предназначенную для сглаживания неравномерности грузопотока угля, поступающего на конвейерные установки. Применение усредняющих емкостей способствует улучшению использования технической возможности конвейеров (особенно сборных);
- комбинированную усредняюще-аккумулирующую емкость, предназначенную для выполнения обеих функций.
1.12. В соответствии с основными технико-экономическими направлениями развития подземного транспорта для транспортирования угля от очистных забоев в зависимости от характерных горнотехнических условий рекомендуется применять следующие виды транспорта:
На шахтах, разрабатывающих пологие и наклонные пласты:
а) в участковых горизонтальных выработках - только конвейерный транспорт;
б) в участковых и главных (капитальных) наклонных выработках с углами наклона до 16-18° - только конвейерный транспорт;
в) в наклонных выработках с углами наклона более 16-18° - конвейерный транспорт с применением крутонаклонных конвейеров или скиповую канатную откатку;