Статус документа
Статус документа

Основные положения по проектированию подземного транспорта для новых и действующих угольных шахт

Основные виды подземного транспорта и технологические транспортные узлы

1.3. Основные виды подземного транспорта, их назначение и характерные горнотехнические условия применения приведены в таблице 1.1.

Таблица 1.1

     
Основные виды подземного транспорта

Вид подземного транспорта

Конструктивные разновидности средств транспорта

Основное назначение

Горнотехнические условия применения

1

2

3

4

Конвейерный

Ленточные конвейеры обычной конструкции

Транспортирование угля, породы и горной массы от очистных и подготовительных забоев

Прямолинейные в плане горизонтальные и наклонные выработки с углами наклона от -16° до +18°


Крутонаклонные ленточные конвейеры

"

Прямолинейные в плане наклонные выработки с углами наклона до -25° или +35°


Телескопические ленточные конвейеры

"

Прямолинейные в плане постоянно укорачивающиеся или удлиняющиеся вслед за подвиганием очистных или подготовительных (проходческих) забоев горизонтальные и наклонные выработки с углами наклона от -10° до +10°


Грузопассажирские ленточные конвейеры

Транспортирование угля, породы и горной массы и перевозка людей

Прямолинейные в плане горизонтальные и наклонные выработки с углом наклона до 18°


Пластинчатые изгибающиеся конвейеры

Транспортирование угля от очистных забоев

Искривленные в плане горизонтальные выработки


Скребковые конвейеры

Транспортирование угля, породы и горной массы от очистных и подготовительных забоев

Горизонтальные и наклонные выработки до 35° при небольшой длине транспортирования (до 100-150 м)

Рельсовый

Электровозы, дизелевозы

Транспортирование составов вагонеток и секционных поездов с углем, породой, горной массой, оборудованием и материалами, а также пассажирских составов

Горизонтальные выработки


Инерционные локомотивы (гировозы)

Перевозка материалов, оборудования и людей

Вентиляционные горизонтальные выработки


Канатная откатка в вагонетках

Транспортирование составов вагонеток с углем, породой или горной массой, материалами и оборудованием, а также пассажирских поездов

Вспомогательные наклонные выработки с углами наклона от 10° до 30°


Канатная откатка в скипах

Транспортирование угля, породы или горной массы

Наклонные выработки с углами наклона свыше 18°


Напочвенные канатные дороги

Транспортирование составов вагонеток с углем, породой или горной массой, материалами и оборудованием, перевозка людей

Горизонтальные и наклонные выработки знакопеременного профиля до ±20°

Безрельсовый самоходный

Грузовые самоходные вагонетки

Транспортирование угля, породы и горной массы

Горизонтальные и наклонные выработки с углами наклона до ±12°


Тягачи с прицепными платформами

Транспортирование материалов и оборудования

Горизонтальные и наклонные выработки с углами наклона до ±12°


Грузолюдские самоходные вагонетки

Транспортирование материалов и оборудования, перевозка людей

Горизонтальные и наклонные выработки с углами наклона до ±12°

Монорельсовый

Монорельсовые дороги с канатной тягой

Транспортирование материалов и оборудования, перевозка людей

Горизонтальные и наклонные выработки с углами наклона до +35°


Монорельсовые дороги с подвесными локомотивами

Транспортирование материалов и оборудования, перевозка людей

Горизонтальные и наклонные выработки с углами наклона до ±20°

Канатный подвесной

Моноканатные подвесные дороги

Транспортирование материалов и оборудования, перевозка людей

Горизонтальные и наклонные выработки с углами наклона до ±25°


Двухканатные подвесные дороги

Транспортирование материалов, оборудования

Горизонтальные и наклонные выработки с углами наклона до ±15°



1.4. Околоствольный двор - главный узел сопряжения системы подземного транспорта шахты с шахтными подъемами. Как технологический транспортный узел он представляет собой совокупность горных выработок, транспортного оборудования и устройств, предназначенных для приема и передачи всех видов грузов, выдаваемых из шахты на поверхность и поступающих в шахту по стволам (вертикальным и наклонным).

1.5. Погрузочный пункт - совокупность горных выработок, транспортного оборудования и устройств, предназначенных для: погрузки угля, поступающего с конвейера, или из бункера (углеспускной печи) в транспортные сосуды, их перемещения при погрузке и производстве маневровых операций по обмену груженых составов (поездов) на порожние.

1.6. Приемно-отправительные площадки - совокупность горных выработок, транспортного оборудования и устройств, предназначенных для приема и передачи вагонеток или их составов (партий) с одного вида рельсового транспорта на другой (обычно канатного и локомотивного).

В зависимости от места размещения площадки по отношению к наклонной рельсовой выработке следует различать приемно-отправительные площадки:

- концевые (верхние и нижние);

- промежуточные.

1.7. Приемно-отправительные станции наклонных выработок - совокупность двух технологических узлов (погрузочного пункта и концевой приемно-отправительной площадки), оборудуемых в местах примыкания параллельно расположенных наклонных выработок (конвейерной и вспомогательной рельсовой) с главной откаточной выработкой.

1.8. Подлавный конвейерный узел - участок горной выработки в месте примыкания к ней лавы и транспортные средства, предназначенные для приема угля от забойного конвейера и передачи его на транспортную конвейерную линию.

1.9. Конвейерный перегрузочный узел - участок горной выработки в месте сопряжения двух конвейеров и транспортные устройства, предназначенные для перегрузки угля с конвейера на конвейер.

1.10. Перегрузочный пункт на сопряжении двух видов транспорта - совокупность горных выработок, транспортного оборудования и устройств, предназначенных для:

- разгрузки угля из транспортных сосудов и погрузки его на конвейер или в скип, установленные в наклонной или вертикальной выработке, а также перегрузки угля с конвейера в скип;

- перегрузки материалов и оборудования с одного вида вспомогательного транспорта на другой.

1.11. Промежуточные емкости в транспортных системах. По технологическому назначению следует различать:

- аккумулирующую (аварийную) емкость, предназначенную для аккумулирования угля на стыке транспортных установок и обеспечивающую независимую работу предшествующей установки (добункерной) в периоды кратковременных отказов или остановок последующих (подбункерных). Применение аккумулирующих емкостей способствует снижению простоев очистных забоев по вине транспорта;

- усредняющую (сглаживающую) емкость, предназначенную для сглаживания неравномерности грузопотока угля, поступающего на конвейерные установки. Применение усредняющих емкостей способствует улучшению использования технической возможности конвейеров (особенно сборных);

- комбинированную усредняюще-аккумулирующую емкость, предназначенную для выполнения обеих функций.

1.12. В соответствии с основными технико-экономическими направлениями развития подземного транспорта для транспортирования угля от очистных забоев в зависимости от характерных горнотехнических условий рекомендуется применять следующие виды транспорта:

На шахтах, разрабатывающих пологие и наклонные пласты:

а) в участковых горизонтальных выработках - только конвейерный транспорт;

б) в участковых и главных (капитальных) наклонных выработках с углами наклона до 16-18° - только конвейерный транспорт;

в) в наклонных выработках с углами наклона более 16-18° - конвейерный транспорт с применением крутонаклонных конвейеров или скиповую канатную откатку;