Клапаны классифицируют по следующим основным признакам:
- виду зависимости изменения хода ЗЭл от изменения давления на входе в клапан: пропорциональные, двухпозиционные;
- величине хода: малоподъемный, среднеподъемный, полноподъемный;
- направлению подачи рабочей среды в клапан: под ЗЭл, на ЗЭл;
- способу сброса рабочей среды: открытого типа (прямой сброс из седла клапана непосредственно в атмосферу), закрытого типа (сброс в отводящий трубопровод через патрубок);
- способу нагружения ЗЭл: пружинные, грузовые (в т.ч. рычажно-грузовые) с газовой камерой;
- типу уплотнения подвижных элементов: сильфонные, несильфонные;
- наличию или отсутствию узла ручного подрыва (ручного дублера);
- типу проточной части корпуса: угловые (с одним или двумя выходными патрубками), проходные, с патрубками на одной оси;
- способу формообразования корпуса: литые, сварные, кованые, штампованные, комбинированные (лито-сварные, ковано-сварные, ковано-литые, штампо-сварные);
- способу присоединения к трубопроводу: фланцевые, муфтовые, цапковые, штуцерно-торцовые, под приварку;
- геометрии уплотнения в затворе: плоское, конусное;
- типу уплотнения в затворе по материалам: с уплотнением "металл по металлу", с уплотнением "металл-полимер" (в частности, с эластичным уплотнением);
- типу основного разъема "корпус-крышка": с фланцевым соединением, с бесфланцевым соединением;
- по типу уплотнения неподвижных элементов: без уплотнения разъемов выходной полости клапана (открытого типа), с плоским уплотнением, с уплотнением "выступ-впадина", с уплотнением "шип-паз", с промежуточным кольцом.
(Измененная редакция, Изм. N 3).