5.1. ТНВД на стенде проверяют по следующим параметрам: начало подачи топлива секциями, величина и равномерность подачи топлива.
5.2. Начало подачи топлива секциями проверяют на стенде с помощью моментоскопа. Перед регулировкой проверить герметичность нагнетательных клапанов. Для этого к корпусу ТНВД с помощью топливоподкачивающего насоса стенда подводят топливо под давлением 0,1-0,2 МПа и, вывернув пробки топливного канала в корпусе ТНВД, выпускают воздух. При положении реек, соответствующем выключенной подаче, подтекание топлива из соединительных ниппелей в течение 2 минут не допускается.
Для проверки начала подачи топлива необходимо к штуцеру восьмой секции для ТНВД двигателей КамАЗ-740, а для насосов ЯМЗ-236, 238 - к первой секции, присоединить моментоскоп и провернуть вручную вал насоса до появления топлива в трубке моментоскопа.
Проворачивая вал стенда по часовой стрелке, определить момент начала подачи топлива по началу движения топлива в моментоскопе. В момент начала движения топлива в моментоскопе метки на корпусе ТНВД и ведомой полумуфте должны совпадать.
Если в момент начала движения топлива в моментоскопе метки не совпали, необходимо определить действительное начало подачи топлива, которое у правильно отрегулированного ТНВД двигателя КамАЗ-740 должно происходить за 40°30±30* и 41°30±30* до оси симметрии кулачка.
________________
* Текст соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.
Для определения положения оси симметрии кулачка нужно, поворачивая вал стенда по часовой стрелке, следить за уровнем топлива в трубке моментоскопа и в момент начала его подъема зафиксировать этот момент на лимбе стенда. После этого повернуть вал стенда еще на 90° и, вращая затем вал против часовой стрелки, снова зафиксировать на лимбе момент начала подъема топлива в моментоскопе. Середина между двумя зафиксированными точками определяет ось симметрии кулачка.
Регулировка начала подачи топлива у ТНВД двигателя КамАЗ-740 производится путем установки под плунжер пяты толкателя определенной толщины, а у ТНВД двигателей ЯМЗ-236, 238 - болтом толкателя.
Изменение толщины пяты толкателя на 0,05 мм соответствует 0°12' угла поворота кулачкового вала.
Если угол, при котором начинается подача топлива, принять за 0°, то остальные секции должны начать подачу топлива в следующем порядке (см. табл.2).
Таблица 2
Двигатель КамАЗ-740 | Двигатель ЗИЛ-645 | Двигатель ЯМЗ-236 | Двигатель ЯМЗ-238 |
Секция N 8 - 0° | Секция N 1 - 0° | Секция N 1 - 0° | Секция N 1 - 0° |
Секция N 4 - 45° | Секция N 2 - 45° | Секция N 4 - 45° | Секция N 3 - 45° |
Секция N 5 - 90° | Секция N 8 - 90° | Секция N 2 - 120° | Секция N 6 - 90° |
Секция N 7 - 135° | Секция N 4 - 135° | Секция N 5 - 165° | Секция N 2 - 135° |
Секция N 3 - 180° | Секция N 3 - 180° | Секция N 3 - 240° | Секция N 4 - 180° |
Секция N 6 - 225° | Секция N 6 - 225° | Секция N 6 - 285° | Секция N 5 - 225° |
Секция N 2 - 270° | Секция N 5 - 270° | Секция N 7 - 270° | |
Секция N 1 - 315° | Секция N 7 - 315° | Секция N 8 - 315° |
Неточность интервала между началом подачи топлива любой секцией ТНВД допускается не более 1/3°.
5.3. Величину и равномерность подачи топлива секциями регулируют с рабочим комплектом форсунок, закрепленных за секциями и соответствующих модели двигателя.
Регулировку ТНВД производят при давлении топлива на входе в насос 0,05-0,1 МПа при 1300 мин для двигателей КамАЗ-740 и 0,05-0,1 МПа при 1050 мин - для двигателей ЯМЗ-236, 238.
Проверку и регулировку величины и равномерности подачи топлива секциями ТНВД необходимо выполнять в следующей последовательности:
- проверить и при необходимости отрегулировать, в пределах 350-400 мин для двигателей КамАЗ-740 и 250-300 мин - для двигателей ЯМЗ-236, 238, частоту вращения кулачкового вала насоса () при полном включении подачи топлива регулятором при упоре рычага управления регулятором в болт ограничения минимального скоростного режима;
- повернуть рычаг управления регулятором до упора в болт ограничения максимального скоростного режима, и проверить , при которой начинается выброс реек в сторону уменьшения подачи.
Начало выброса реек должно происходить у двигателей автомобилей КамАЗ-740 при 1350+10 мин, а у двигателей ЯМЗ-236, 238 - при 1070+10 мин. Вывертывание болта ограничения максимального скоростного режима увеличивает частоту вращения вала для начала выброса рейки.
При том же положении рычага управления регулятором проверить частоту вращения для полного включения подачи, которая должна быть равной 1500+50 мин для двигателей КамАЗ-740 и 1120+30 мин - для двигателей ЯМЗ-236, 238.
Чтобы снизить частоту вращения при конце выброса реек, следует несколько вывернуть регулировочный болт пружины регулятора у двигателей КамАЗ-740 или винт двуплечного рычага - у двигателей ЯМЗ-236, 238. После этого необходимо снова установить болтом ограничения максимального скоростного режима у соответствующего двигателя частоту вращения для начала выброса реек, равную 1350+10 мин или 1070+10 мин;
- при упоре рычага управления регулятором в болт ограничения максимального скоростного режима и 1290±10 мин для двигателей КамАЗ-740, а для двигателей ЯМЗ-236, 238 - при 1030±10 мин кулачкового вала насоса, проверить производительность секций ТНВД. Объем подаваемого топлива должен быть: для двигателей КамАЗ-740 - 73,0-74,5 мм/цикл, для двигателей ЯМЗ-236, 238 - 105-107 мм/цикл.
В случае необходимости подачу топлива отдельной секцией у двигателей КамАЗ-740 следует регулировать поворотом корпуса секции относительно корпуса ТНВД, а двигателей ЯМЗ-236, 238 - изменением положения поворотной втулки секции относительно ее зубчатого венца;
- для двигателей КамАЗ-740 проверить и отрегулировать корпусом корректора на режиме 700 мин величину средней цикловой подачи, которая для двигателей КамАЗ-740 должна быть 76,0-80,5 мм/цикл, для ЗИЛ-645 - 65,0 мм/цикл;
- проверить величину пусковой подачи двигателя. Величина пусковой подачи для двигателей КамАЗ-740 должна быть 195-210 мм/цикл при 100+10 мин и для двигателей ЯМЗ-236, 238 - 220-240 мм/цикл при 80+10 мин кулачкового вала;
- проверить выключение подачи рычагом выключения подачи.