Статус документа
Статус документа

Проект СНиП 2.05.03-84 Мосты и трубы

Бетон

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

3.18 В конструкциях мостов и труб следует предусматривать применение конструкционного тяжелого бетона со средней плотностью от 2200 до 2500 кг/м включительно*, соответствующего ГОСТ 26633-91.

________________

* Изложенные в разделе нормы и требования относятся к бетону с указанной плотностью, который далее (без указания плотности) именуется "тяжелый бетон".

Применение бетона с другими признаками и плотностью допускается в опытных конструкциях в установленном порядке.

Бетон конструкции по прочности на сжатие характеризуется проектным классом, передаточной и отпускной прочностями. Класс бетона по прочности на сжатие "В" определяется значением гарантированным, обеспеченностью 0,95, прочностью на сжатие, контролируемой на кубах 150х150х150 мм в установленные сроки.

Проектный класс бетона "В" - прочность бетона конструкции, назначаемая в проекте.

Передаточная прочность бетона - прочность (соответствующая классу) бетона в момент передачи на него усилия в процессе изготовления и монтажа (см. 3.31).

Отпускная прочность бетона - прочность (соответствующая классу) бетона в момент отгрузки (замораживания) его со склада завода-изготовителя.

3.19 Для конструкций мостов и труб следует применять тяжелый бетон классов по прочности на сжатие В20, В22,5, В25, В27,5, В30, В35, В40, В45, В50, В55 и В60. Бетон классов В22,5 и В27,5 следует предусматривать при условии, что это приводит к экономии цемента и не снижает других технико-экономических показателей конструкции.

В зависимости от вида конструкций, их армирования и условий работы применяемый бетон должен соответствовать требованиям, приведенным в таблице. 21.


Таблица 21

Конструкции, армирование и условия работы

Бетон класса по прочности на сжатие,
не ниже

1

 Бетонные

В25

2

Железобетонные с ненапрягаемой арматурой:

а) кроме пролетных строений

В25

б) пролетные строения

В30

3

Железобетонные предварительно напряженные:
а) без анкеров:
при стержневой арматуре классов:

А600 (А-IV), Ат600 (Ат-IV)

В30

А800 (А-V), Ат800 (Ат-V), Ат1000 (Ат-VI)

В35

при проволочной арматуре:

из одиночных проволок класса Вр (Вp-II)

В35

из одиночных арматурных канатов класса К7 (К-7), пучков не более 4 арматурных канатов класса К7

В35

б) с анкерами
при проволочной арматуре

из одиночных проволок класса Вр (при наружных или внутренних анкерах)

В30

из одиночных арматурных канатов класса К7

В30

из пучков арматурных канатов класса К7

В35

при стальных канатах (со свивкой спиральной двойной и закрытых)

В35

4

Блоки облицовки опор на реках с ледоходом при расположении мостов в районах со средней температурой наружного воздуха и наиболее холодной пятидневки, °С:

минус 40 и выше

В35

ниже минус 40

В45



Для омоноличивания напрягаемой арматуры, располагаемой в открытых каналах, следует предусматривать бетон класса по прочности на сжатие не ниже В30.

Инъецирование арматурных каналов в предварительно напряженных конструкциях должно производиться раствором прочностью на 28-й день не ниже 29,4 МПа (300 кгс/см(2)).

Для омоноличивания стыков сборных конструкций следует применять бетон класса по прочности на сжатие не ниже принятого для стыкуемых элементов.

3.20 Марки бетона и раствора по морозостойкости F в зависимости от климатических условий зоны строительства, расположения и вида конструкций следует принимать по таблице 22.

3.21 Марки по морозостойкости бетона тела опор и блоков облицовки для мостов, расположенных вблизи плотин гидростанций и водохранилищ, должны устанавливаться в каждом отдельном случае на основе анализа конкретных условий эксплуатации и требований, предъявляемых в этих случаях к бетону речных гидротехнических сооружений.

3.22 В подводных и подземных сооружениях, не подвергающихся электрической и химической коррозии, следует в соответствии со СНиП 2.03.11-85* применять бетон с маркой по водонепроницаемости W4.

Остальные элементы и части конструкций, в том числе бетонируемые стыки железобетонных мостов и труб и защитный слой одежды ездового полотна, должны проектироваться из бетона, имеющего марку по водонепроницаемости не ниже W6.

В районах со средней температурой наружного воздуха наиболее холодной пятидневки ниже минус 40 °С в железобетонных опорах в зоне переменного уровня воды, в блоках облицовки опор, а также во всех случаях в выравнивающем слое бетона одно- и двухслойной одежды ездового полотна, выполняющем гидроизолирующие функции, должен применяться бетон с маркой по водонепроницаемости не ниже W8.

3.23 В элементах конструкций, предназначенных для эксплуатации в агрессивных средах, должны приниматься бетон и защитные покрытия, обладающие стойкостью к такому воздействию, в соответствии с требованиями СНиП 2.03.11-85*.


Таблица 22

Климатические условия (характеризуемые среднемесячной температурой наиболее холодного месяца согласно СНиП 23-01-99*, °С, и условия эксплуатации

Расположение конструкций и их частей

В надводной, подземной и надземной незатопляемой зонах

В зоне переменного уровня воды

Вид конструкций

железобе- тонные и тонкостенные бетонные (толщиной менее 0,5 м)

бетонные массивные

железобетонные и тонкостенные бетонные

Бетонные массивные

блоки облицовки

кладка тела опор (бетон наружной зоны)

кладка заполнения при блоках облицовки (бетон внутренней зоны)

Марка бетона по морозостойкости

Умеренные:
 минус 10 и выше

F200

F100

F200

F100

F100

-

Суровые:
 ниже минус 10 до
 минус 20 включит.

F200

F100

F300

F200

F100

F300

Особо суровые:
 ниже минус 20

F300

F200

F300*

F300

F200

F400**

Применение антигололедных солей

F300 (в солях)

К надземным незатопляемым зонам в опорах следует относить части, расположенные на 1 м выше поверхности грунта. Для бетона участков опор, расположенных ниже и достигающих половины глубины промерзания грунта, следует предусматривать требования, указанные для конструкций, находящихся в зоне переменного уровня воды.

За верхнюю границу зоны переменного уровня воды следует принимать условный уровень, который на 1 м выше наивысшего уровня ледохода, за нижнюю уровень на 0,5 м ниже нижней поверхности слоя льда наинизшего ледостава.

Марка бетона по морозостойкости для конструкций, находящихся в зоне действия приливов, по отношению к приведенным в таблице, повышается на 100 циклов

* Железобетонные элементы промежуточных опор железнодорожных и совмещенных мостов на постоянных водотоках в районах с особо суровыми климатическими условиями должны иметь марку бетона по морозостойкости F400.

** Бетон блоков облицовки опор больших железнодорожных и совмещенных мостов через реки с ледоходом при толщине льда свыше 1,5 м и расположении моста в районе с особо суровыми климатическими условиями должен иметь марку по морозостойкости F500.

Примечания

1 К бетону частей конструкций подводных (на 0,5 м ниже поверхности слоя льда наинизшего ледостава), подземных (ниже половины глубины промерзания), а также находящихся в вечномерзлых грунтах требования по морозостойкости не нормируются. В обсыпных устоях к подземным частям конструкции относятся части тела устоя, расположенные ниже половины глубины промерзания грунта конуса насыпи.

2 Бетон всех элементов водопропускных труб, укрепления русел рек и конусов насыпей, берегоукрепительных и регуляционных сооружений (бетон, находящийся в сезоннооттаивающем слое грунта в районах вечной мерзлоты), всех элементов мостового полотна, включая плиты проезжей части автодорожных мостов, а также бетон выравнивающего слоя одежды ездового полотна, выполняющий гидроизолирующие функции, и плиты мостового полотна в железнодорожных пролетных строениях при безбалластной езде, должен отвечать требованиям по морозостойкости, предъявляемым к бетону, находящемуся в зоне переменного уровня воды.

3 При назначении требований по морозостойкости участков буронабивных свай в зоне переменного уровня воды за нижний уровень этой зоны принимается отметка на 0,5 м ниже нижней поверхности льда.