ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
3.18 В конструкциях мостов и труб следует предусматривать применение конструкционного тяжелого бетона со средней плотностью от 2200 до 2500 кг/м включительно*, соответствующего ГОСТ 26633-91.
________________
* Изложенные в разделе нормы и требования относятся к бетону с указанной плотностью, который далее (без указания плотности) именуется "тяжелый бетон".
Применение бетона с другими признаками и плотностью допускается в опытных конструкциях в установленном порядке.
Бетон конструкции по прочности на сжатие характеризуется проектным классом, передаточной и отпускной прочностями. Класс бетона по прочности на сжатие "В" определяется значением гарантированным, обеспеченностью 0,95, прочностью на сжатие, контролируемой на кубах 150х150х150 мм в установленные сроки.
Проектный класс бетона "В" - прочность бетона конструкции, назначаемая в проекте.
Передаточная прочность бетона - прочность (соответствующая классу) бетона в момент передачи на него усилия в процессе изготовления и монтажа (см. 3.31).
Отпускная прочность бетона - прочность (соответствующая классу) бетона в момент отгрузки (замораживания) его со склада завода-изготовителя.
3.19 Для конструкций мостов и труб следует применять тяжелый бетон классов по прочности на сжатие В20, В22,5, В25, В27,5, В30, В35, В40, В45, В50, В55 и В60. Бетон классов В22,5 и В27,5 следует предусматривать при условии, что это приводит к экономии цемента и не снижает других технико-экономических показателей конструкции.
В зависимости от вида конструкций, их армирования и условий работы применяемый бетон должен соответствовать требованиям, приведенным в таблице. 21.
Таблица 21
Конструкции, армирование и условия работы | Бетон класса по прочности на сжатие, | |
1 | Бетонные | В25 |
2 | Железобетонные с ненапрягаемой арматурой: | |
а) кроме пролетных строений | В25 | |
б) пролетные строения | В30 | |
3 | Железобетонные предварительно напряженные: | |
А600 (А-IV), Ат600 (Ат-IV) | В30 | |
А800 (А-V), Ат800 (Ат-V), Ат1000 (Ат-VI) | В35 | |
при проволочной арматуре: | ||
из одиночных проволок класса Вр (Вp-II) | В35 | |
из одиночных арматурных канатов класса К7 (К-7), пучков не более 4 арматурных канатов класса К7 | В35 | |
б) с анкерами | ||
из одиночных проволок класса Вр (при наружных или внутренних анкерах) | В30 | |
из одиночных арматурных канатов класса К7 | В30 | |
из пучков арматурных канатов класса К7 | В35 | |
при стальных канатах (со свивкой спиральной двойной и закрытых) | В35 | |
4 | Блоки облицовки опор на реках с ледоходом при расположении мостов в районах со средней температурой наружного воздуха и наиболее холодной пятидневки, °С: | |
минус 40 и выше | В35 | |
ниже минус 40 | В45 |
Для омоноличивания напрягаемой арматуры, располагаемой в открытых каналах, следует предусматривать бетон класса по прочности на сжатие не ниже В30.
Инъецирование арматурных каналов в предварительно напряженных конструкциях должно производиться раствором прочностью на 28-й день не ниже 29,4 МПа (300 кгс/см(2)).
Для омоноличивания стыков сборных конструкций следует применять бетон класса по прочности на сжатие не ниже принятого для стыкуемых элементов.
3.20 Марки бетона и раствора по морозостойкости F в зависимости от климатических условий зоны строительства, расположения и вида конструкций следует принимать по таблице 22.
3.21 Марки по морозостойкости бетона тела опор и блоков облицовки для мостов, расположенных вблизи плотин гидростанций и водохранилищ, должны устанавливаться в каждом отдельном случае на основе анализа конкретных условий эксплуатации и требований, предъявляемых в этих случаях к бетону речных гидротехнических сооружений.
3.22 В подводных и подземных сооружениях, не подвергающихся электрической и химической коррозии, следует в соответствии со СНиП 2.03.11-85* применять бетон с маркой по водонепроницаемости W4.
Остальные элементы и части конструкций, в том числе бетонируемые стыки железобетонных мостов и труб и защитный слой одежды ездового полотна, должны проектироваться из бетона, имеющего марку по водонепроницаемости не ниже W6.
В районах со средней температурой наружного воздуха наиболее холодной пятидневки ниже минус 40 °С в железобетонных опорах в зоне переменного уровня воды, в блоках облицовки опор, а также во всех случаях в выравнивающем слое бетона одно- и двухслойной одежды ездового полотна, выполняющем гидроизолирующие функции, должен применяться бетон с маркой по водонепроницаемости не ниже W8.
3.23 В элементах конструкций, предназначенных для эксплуатации в агрессивных средах, должны приниматься бетон и защитные покрытия, обладающие стойкостью к такому воздействию, в соответствии с требованиями СНиП 2.03.11-85*.
Таблица 22
Климатические условия (характеризуемые среднемесячной температурой наиболее холодного месяца согласно СНиП 23-01-99*, °С, и условия эксплуатации | Расположение конструкций и их частей | |||||
В надводной, подземной и надземной незатопляемой зонах | В зоне переменного уровня воды | |||||
Вид конструкций | ||||||
железобе- тонные и тонкостенные бетонные (толщиной менее 0,5 м) | бетонные массивные | железобетонные и тонкостенные бетонные | Бетонные массивные | блоки облицовки | ||
кладка тела опор (бетон наружной зоны) | кладка заполнения при блоках облицовки (бетон внутренней зоны) | |||||
Марка бетона по морозостойкости | ||||||
Умеренные: | F200 | F100 | F200 | F100 | F100 | - |
Суровые: | F200 | F100 | F300 | F200 | F100 | F300 |
Особо суровые: | F300 | F200 | F300* | F300 | F200 | F400** |
Применение антигололедных солей | F300 (в солях) | |||||
К надземным незатопляемым зонам в опорах следует относить части, расположенные на 1 м выше поверхности грунта. Для бетона участков опор, расположенных ниже и достигающих половины глубины промерзания грунта, следует предусматривать требования, указанные для конструкций, находящихся в зоне переменного уровня воды. За верхнюю границу зоны переменного уровня воды следует принимать условный уровень, который на 1 м выше наивысшего уровня ледохода, за нижнюю уровень на 0,5 м ниже нижней поверхности слоя льда наинизшего ледостава. Марка бетона по морозостойкости для конструкций, находящихся в зоне действия приливов, по отношению к приведенным в таблице, повышается на 100 циклов * Железобетонные элементы промежуточных опор железнодорожных и совмещенных мостов на постоянных водотоках в районах с особо суровыми климатическими условиями должны иметь марку бетона по морозостойкости F400. ** Бетон блоков облицовки опор больших железнодорожных и совмещенных мостов через реки с ледоходом при толщине льда свыше 1,5 м и расположении моста в районе с особо суровыми климатическими условиями должен иметь марку по морозостойкости F500. Примечания 1 К бетону частей конструкций подводных (на 0,5 м ниже поверхности слоя льда наинизшего ледостава), подземных (ниже половины глубины промерзания), а также находящихся в вечномерзлых грунтах требования по морозостойкости не нормируются. В обсыпных устоях к подземным частям конструкции относятся части тела устоя, расположенные ниже половины глубины промерзания грунта конуса насыпи. 2 Бетон всех элементов водопропускных труб, укрепления русел рек и конусов насыпей, берегоукрепительных и регуляционных сооружений (бетон, находящийся в сезоннооттаивающем слое грунта в районах вечной мерзлоты), всех элементов мостового полотна, включая плиты проезжей части автодорожных мостов, а также бетон выравнивающего слоя одежды ездового полотна, выполняющий гидроизолирующие функции, и плиты мостового полотна в железнодорожных пролетных строениях при безбалластной езде, должен отвечать требованиям по морозостойкости, предъявляемым к бетону, находящемуся в зоне переменного уровня воды. 3 При назначении требований по морозостойкости участков буронабивных свай в зоне переменного уровня воды за нижний уровень этой зоны принимается отметка на 0,5 м ниже нижней поверхности льда. |