Рекомендация N 18: Меры по упрощению процедур международной торговли


ЕВРОПЕЙСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КОМИССИЯ

Центр Организации Объединенных Наций по упрощению процедур торговли и электронным деловым операциям (СЕФАКТ ООН)

Рекомендация 18

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ

Нью-Йорк и Женева, 2001 год

Рекомендация N 18, третье пересмотренное издание, принятая Центром Организации Объединенных Наций по упрощению процедур торговли и электронным деловым операциям (СЕФАКТ ООН)

     

Предисловие


Хотя в последние годы в сфере осуществления международной торговли был достигнут значительный прогресс, по-прежнему существует большое число препятствий, которые сдерживают свободный поток товаров и услуг во многих странах, в частности в развивающихся странах и странах с переходной экономикой. Эти препятствия влекут за собой ненужные дополнительные издержки и сложности, связанные с осуществлением международных сделок, тем самым мешая странам и предприятиям в полной мере использовать преимущества международной торговли.

Рекомендация 18 СЕФАКТ ООН предусматривает всеобъемлющий набор рекомендаций, касающихся оптимальных международных методов и стандартов упрощения и согласования порядка ведения торговых операций: с изначальных коммерческих документов до мер платежа, официального контроля и транспортировки товаров. В документе находят отражение изменения, происшедшие в последнее время в области торговой практики, а также текущие сдвиги, вызванные внедрением электронных средств ведения деловых операций и смежных бизнес-моделей. В конкретных рекомендациях, связанных с электронными деловыми операциями, нашли свое отражение ценные и активные усилия СЕФАКТ ООН в области упрощения процедур торговли, и коммерческим партнерам, осуществляющим торговлю электронным путем, предлагается реализовывать эти меры в целях сокращения или недопущения ненужных задержек при поставках грузов.

С тем чтобы понять сложный характер международной торговли, включая важнейшие элементы торговой сделки, СЕФАКТ ООН разработал модель международной цепочки поставок. На основе этой модели были разработаны конкретные меры, которые охватывают ключевые элементы процесса осуществления торговых сделок и которые подразделены на четыре основные категории, а именно: торговые меры; меры, касающиеся международных платежей; официальные меры контроля; и меры, касающиеся транспорта.

GE.01-32639 (R) 040202 050202

Рекомендация 18 предназначена как для компаний, занимающихся торговой предпринимательской деятельностью, так и для национальных правительств и национальных и международных организаций, занимающихся вопросами торговли. Рекомендация имеет особенно актуальное значение для стран с переходной экономикой и развивающихся стран, которые могут существенно улучшить свои экономические показатели посредством рационализации процедур международной торговли. Рекомендация 18, третье издание, была принята СЕФАК ООН на его седьмой сессии в марте 2001 года. Полный список стран и организаций, которые участвовали в этой сессии, содержится во введении. Рабочая группа по процедурам международной торговли (РГПМТ), которая разработала Рекомендацию, считает ее динамичным документом, подлежащим постоянному пересмотру в целях учета быстрых изменений, происходящих в сфере упрощения процедур торговли и электронных деловых операций.

Настоящая Рекомендация является одной из 30 рекомендаций по упрощению процедур торговли, подготовленных Европейской экономической комиссией Организации Объединенных Наций в поддержку процесса разработки простых, эффективных и интегрированных торговых процедур и систем. Искренне надеюсь, что эта публикация станет непосредственным подспорьем и принесет пользу в деле создания условий, позволяющих вести торговлю на более эффективной, транспарентной и выгодной основе.

Подпись

Паоло Гаронна

Временно исполняющий обязанности

Исполнительного секретаря

Европейская экономическая комиссия

     ВВЕДЕНИЕ


Динамика международных торговых и транспортных операций будет в значительной степени зависеть от развития информационной технологии (ИТ), особенно от использования Интернета или вебсистем.

Хотя за прошедшие годы укрепилась уверенность в том, что свободная мировая торговля будет приносить пользу всем странам, в частности, развивающимся странам и странам с переходной экономикой, такая убежденность не всегда находит отражение в их соответствующей торговой политике. В действительности, международная торговля по-прежнему наталкивается на существенные препятствия, количество которых возрастает. Эти препятствия выступают причиной ненужных дополнительных издержек и сложностей, связанных с осуществлением международных сделок, тем самым мешая странам и предприятиям в полной мере использовать преимущества международной торговли.

Электронные деловые операции обеспечивают возможность для быстрого сопоставления предложений, последующего заказа товаров и согласования условий платежа. Однако фактическая доставка реализуемых товаров конечному потребителю/грузополучателю часто может быть сопряжена с проблемами в силу факторов, препятствующих физическому перемещению этих товаров. Такого рода задержки могут быть вызваны неадекватными инструкциями/информацией, указываемыми продавцом/покупателем, деятельностью поставщиков посреднических услуг или различными официальными требованиями контрольного характера, устанавливаемыми государственными административно-управленческими органами. Коммерческие партнеры, осуществляющие торговлю электронным путем, нуждаются в дополнительных мерах, направленных на сокращение или недопущение ненужных задержек при поставках их грузов. Это ставит перед СЕФАКТ ООН новую грандиозную задачу в области упрощения процедур торговли.

С тем чтобы понять сложный характер международной торговли, сформировать четкое представление о ключевых элементах торговой сделки и надлежащим образом разработать меры, необходимые для упрощения торговых процедур, СЕФАКТ ООН принял решение о моделировании международной цепочки поставок(1) с использованием международно-признанных методов моделирования(2). Конечная цель заключается в создании справочной модели, позволяющей судить о международной цепочке поставок в целом. Кроме того, модель должна служить основой для тщательной работы в области стандартизации и деятельности по упрощению торговых процедур, проводимой рабочими группами СЕФАКТ ООН. Она также должна обеспечить возможность для создания более простых и более надежных международных цепочек поставок в будущем. Эта деятельность ведется Рабочей группой по анализу деловых операций. Группа подготовила весьма упрощенную модель цепочки поставок, исходя из того, что международная торговая сделка всегда включает торговые, транспортные и платежные операции. Рекомендуемые меры, которые подразделены на четыре категории, относятся к процессам, отраженным в модели.

________________

(1) Согласно концепции международной цепочки поставок, международная торговая сделка рассматривается в качестве единого целого, а не ряда разрозненных операций, в которых участвуют различные "субъекты", такие, как экспортер, импортер, экспедитор, таможня, перевозчик, банк и т.д. "Поставка" является общей целью в рамках международной торговли и имеет особо важное значение, поскольку обусловливает выявление сохраняющихся факторов, препятствующих международной торговле, и рыночных последствий с точки зрения глобальных издержек и затрат времени.

(2) Методология моделирования СЕРАКТ ООН - УММ.

Рис.1: Весьма упрощенная схема цепочки поставок

- ПОКУПКА - охватывает всю коммерческую деятельность, связанную с заказыванием товаров;

- ПЕРЕВОЗКА - охватывает всю деятельность, касающуюся физического перемещения товаров, включая официальный контроль;

- ПЛАТЕЖ - охватывает всю деятельность, касающуюся осуществления оплаты за товары

Рекомендация N 18 в ее изначальном виде была принята в сентябре 1981 года Рабочей группой по упрощению процедур международной торговли (РГ.4). В этом документе предлагался ряд конкретных мер, направленных на упрощение процедур осуществления международных торговых сделок. В сентябре 1982 года был принят ее пересмотренный вариант. С учетом технологического прогресса и усиления глобализации, изменивших существующие структуры международных торговых и транспортных потоков после 1982 года, Центр Организации Объединенных Наций по упрощению процедур торговли и электронным деловым операциям (СЕФАКТ ООН), который находился в ведении ЕЭК ООН и который стал преемником Рабочей группы по упрощению процедур международной торговли в 1996 году, приступил к пересмотру этой Рекомендации

Рабочая группа по упрощению процедур международный торговли СЕФАКТ ООН учредила подгруппу с целью пересмотра Рекомендации 18 при активном участии Австрии, Нидерландов, Норвегии, Польши, Соединенного Королевства, Швеции и представителя ЮНКТАД. Подгруппа полностью пересмотрела и представила для принятия настоящий текст Рекомендации 18. Проект был разослан для высказывания замечаний следующим международным организациям: Международной федерации транспортно-экспедиторских ассоциаций (ФИАТА); Международной ассоциации портов и гаваней (МАПГ); Международной торговой палате (МТП); Международной организации гражданской авиации (ИКАО); Международной федерации инспекционных учреждений (МФИА); Международной морской организации (ИМО); Международной организации по стандартизации (ИСО); Международному союзу железных дорог (МСЖД); Комиссии Организации Объединенных Наций по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ); Конференции Организации Объединенных Наций по торговле и развитию (ЮНКТАД); Всемирному банку; Всемирной таможенной организации (ВТАМО) и Всемирной торговой организации (ВТО).

Рабочая группа по процедурам международной торговли считает эту Рекомендацию динамичным документом, принадлежащим постоянному пересмотру в целях учета быстрых изменений, происходящих в сфере упрощения процедур торговли и электронных деловых операций.

На своей седьмой сессии, состоявшейся в марте 2001 года, СЕФАКТ ООН принял настоящий вариант (третье пересмотренное издание Рекомендации 18). В работе седьмой сессии СЕФАКТ ООН в марте 2001 года приняли участие представители следующих государств-членов: Австралии, Австрии, Бельгии, Болгарии, Бразилии, Венгрии, Венесуэлы, Германии, Дании, Израиля, Индии, Ирана (Исламской Республики), Ирландии, Исландии, Испании, Италии, Канады, Китая, Кубы, Литвы, Люксембурга, Маврикия, Мальты, Нигерии, Нидерландов, Норвегии, Польши, Республики Кореи, Республики Молдовы, Российской Федерации, Румынии, Сенегала, Словакии, Словении, Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии, Соединенных Штатов Америки, Турции, Украины, Филиппин, Финляндии, Франции, Чешской Республики, Швеции, Югославии и Японии.

В ее работе приняли участие следующие межправительственные организации: Банк международных расчетов (БМР), Всемирная таможенная организация (ВТАМО), Дунайская комиссия (ДК), Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ), Европейский центр ядерных исследований (ЦЕРН) и Лига арабских государств. На сессии были также представлены следующие органы, региональные комиссии и специализированные учреждения Организации Объединенных Наций: Всемирный почтовый союз (ВПС), Международный союз электросвязи (МСЭ), Учебный и научно- исследовательский институт Организации Объединенных Наций (ЮНИТАР), Экономическая и социальная комиссия Организации Объединенных Наций для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО) и Экономическая и социальная комиссия Организации Объединенных Наций для Западной Азии (ЭСКЗА), ЮНКТАД и ЮНСИТРАЛ. В работе сессии участвовали следующие неправительственные организации: Европейская ассоциация электронных сообщений (ЕАЭС), Международная ассоциация по кодированию потребительских товаров (ЕАН), Международная ассоциация портов и гаваней (МАПГ), Международная ассоциация смешанных перевозок (МАСП), Международная организация по стандартизации (ИСО) и Международная торговая палата (МТП).

По приглашению секретариата в качестве наблюдателей на сессии присутствовали представители "Вебфорс интернэшнл", Европейской ассоциации электронной торговли (ЕАЭТ), Глобальной инициативы в области торговли (ГИТ), Комитета по ЭДИФАКТ Тайбэя, Организации по развитию стандартов структурированной информации (ОРССИ) и "РЕДТОО АГ".

Пересмотренная Рекомендация N 18 имеет следующую структуру:

Введение и рекомендации

Общие принципы

РЕКОМЕНДУЕМЫЕ МЕРЫ

Торговые меры

Меры, касающиеся международных платежей

Официальные меры контроля

Меры, касающиеся транспорта



Общие принципы применяются к двум или более группам рекомендуемых мер. Эти меры должны носить весьма практический характер.

     РЕКОМЕНДАЦИИ


СЕФАКТ ООН,

будучи озабочен тем, что многочисленные существующие формальности, процедуры и практические меры создают препятствия и дополнительные издержки для международной торговли и, таким образом, мешают странам и предприятиям в полной мере использовать преимущества международной торговли;

отмечая, что упрощение, согласование и стандартизация процедур, практики и формальностей и составляемых на их основе документов являются полезным шагом в направлении устранения таких препятствий и сокращения расходов и задержек;

принимая во внимание быстрое и все более ускоряющееся внедрение информационной и коммуникационной технологии, новые изменения в торговой и транспортной индустрии, а также насущную необходимость адаптации торговых процедур и практики к таким новым явлениями;

рекомендует правительствам, административно-управленческим органам и организациям, которые занимаются национальными правилами и практикой, относящимися к движению товаров в международной торговле, содействовать работе по упрощению процедур на международном уровне посредством соблюдения общих принципов и осуществления мер по упрощению процедур, которые изложены ниже;

рекомендует международным организациям, занимающимся вопросами международных соглашений, учитывать эти меры при пересмотре существующих или разработке новых международных договоров;

рекомендует участникам международной торговли принять и провести в жизнь те изложенные ниже меры по упрощению процедур, которые входят в сферу их интересов;

предлагает правительствам и международным организациям уведомить Исполнительного секретаря Европейской экономической комиссии Организации Объединенных Наций (ЕЭК ООН) о том, в какой степени они готовы принять и будут осуществлять изложенные ниже меры по упрощению процедур.

     ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ


Настоящая Рекомендация была составлена исходя из обеспечения предсказуемости, транспарентности и недискриминации с точки зрения необходимого времени, используемых процедур и издержек, связанных с выполнением официальных правил. Кроме того, Рекомендация построена на следующих руководящих принципах, которые могут применяться к одной или нескольким вышеупомянутым группам рекомендуемых мер. Они охватывают процедуры, требования, предъявляемые к данным, документы и информационную технологию.

Процедуры и требования, предъявляемые к данным

- Процедуры должны быть сведены к минимуму.

- Процедуры должны иметь коммерческую ориентацию и быть более тесно связанными с торговыми и транспортными потребностями.

- Процедуры должны быть упрощенными и согласованными и соответствовать международным стандартам.

- Требования, предъявляемые к данным, должны быть минимальными.

- Требования, предъявляемые к данным, должны быть упрощенными, согласованными и стандартизированными с целью облегчения потока информации.

- Законы, правила и другая информация, касающиеся процедур и требований, предъявляемых к данным, должны быть беспрепятственно доступны всем затрагиваемым сторонам.

Документы

- Документарные требования должны быть сведены к минимуму.

- Документы должны быть приведены в соответствие с Рекомендацией ООН N 1, Формуляр-образец ООН для внешнеторговых документов(3).

- Использование обычной бумаги, документов, которые подготовлены или должны быть подготовлены с помощью репрографических автоматизированных и компьютеризированных систем, должно быть приемлемым.

- Не следует требовать представления вспомогательных документов.

- На бумажных документах (например, на счетах-фактурах) следует по возможности избегать проставления от руки подписей или эквивалентных им отметок.  Информационная технология Переходные стратегии, предусматривающие замену бумажных документов электронным обменом информацией или электронными документами, являются широко распространенной практикой.

- Следует поощрять использование информационной и коммуникационной технологии, а также связанных с ней электронных решений.

- Следует стимулировать использование электронных документов и стандартного формата (Рекомендация СЕФАКТ ООН N 31) - Подлинность можно проверить с помощью технических методов, и при этом нет необходимости в представлении подписанного и/или заверенного бумажного документа (Рекомендация СЕФАКТ ООН N 14)(5).

Ряд других мер по упрощению процедур включены в Компендиум рекомендаций по упрощению процедур торговли СЕФАКТ ООН

     ГРУППА 1 ТОРГОВЫЕ МЕРЫ


Введение

Управление деятельностью в рамках цепочки поставок является стратегическим процессом вертикальной и/или горизонтальной интеграции операций по ресурсному обеспечению, производству/сборке, складированию, транспортировке и оплате товаров с целью выполнения рыночных требований.

Главными задачами считаются уменьшение числа участников цепочки, сокращение промежуточных или буферных запасов и времени реализации заказа с помощью автоматизации и интеграции информационных систем. Эти задачи можно решить благодаря использованию специализированных организаций, за счет всеобъемлющих соглашений и на основе долгосрочного партнерства.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»