4.8.1 Эргономические принципы следует учитывать при конструировании машин для снижения умственных и физических усилий и напряжения оператора. Эти принципы следует рассматривать при распределении функций между оператором и машиной (степень автоматизации) в базовой конструкции.
Примечание - Соблюдение эргономических принципов позволяет также повысить эффективность и надежность выполняемых операций и, следовательно, уменьшить вероятность ошибок на всех этапах эксплуатации машины.
Необходимо учитывать антропологические данные предполагаемого контингента пользователей (операторов): необходимые усилия, позы, амплитуду перемещения и частоту повторяющихся движений (ИСО 10075 [30] и ИСО 10075-2 [31 ]).
Все элементы системы "оператор - машина", например органы управления, сигнализация или элементы информационного дисплея, следует конструировать так, чтобы обеспечивать легкое восприятие информации оператором для простого и однозначного взаимодействия с машиной (ЕН 614-1 [2], ИСО 6385 [27], ЕН 13861 [35] и МЭК 61310-1 [15]).
Конструктор должен обращать особое внимание на следующие эргономические аспекты конструкции машин:
4.8.2 Исключение напряженных поз и движений оператора в процессе эксплуатации машин (например, предоставление средств, обеспечивающих удобство обслуживания машин операторами разного роста и комплекции).
4.8.3 Конструирование машин, особенно переносных и передвижных, таким образом, чтобы облегчить работу на них, учитывая усилия оператора при приведении в действие органов управления, а также с учетом анатомии рук и ног оператора.
4.8.4 Исключение, по возможности, шума, вибрации, теплового воздействия (например, экстремальных температур).
4.8.5 Исключение жесткой зависимости рабочего ритма работы оператора от автоматического цикла работы машин.
4.8.6 Если из-за конструктивных особенностей машин и/или их ограждений общее освещение оказывается несоответствующим требованиям техники безопасности, должно быть предусмотрено местное освещение снаружи и внутри машины для обеспечения необходимой освещенности рабочей зоны, зон наладки, регулировки и мест частого технического обслуживания машины. Мерцание, ослепление ярким светом, образование тени и стробоскопические эффекты должны быть исключены, так как они могут создавать дополнительный риск. Если положение источника света можно регулировать, то оно не должно создавать риск для людей, производящих такую регулировку.
4.8.7 Выбор, расположение и идентификация органов ручного управления должны быть такими, чтобы:
- они были хорошо видимы и распознаваемы, а также при необходимости соответствующим образом маркированы (см. 6.4);
- они могли быть надежно использованы без промедления, быстро и однозначно (например, стандартное расположение органов управления позволяет снизить вероятность ошибок, если оператор переходит с одной машины на другую аналогичного типа);
- расположение кнопок и перемещение рычагов и штурвалов должно согласовываться с направлением их действия (МЭК 61310-3 [16]);
- их работа не создавала дополнительного риска (см. также ЕН 894-3 [3]).
Если орган управления спроектирован и изготовлен для управления несколькими различными действиями машины, то есть когда нет однозначного соответствия (например, управление с клавиатуры), команда должна отображаться на дисплее и выполняться только после дополнительного подтверждения.
Органы управления должны быть размещены так, чтобы их расположение, направление перемещения и усилия по переключению согласовывались с выполняемым действием и учитывали принципы эргономики. Следует учитывать при этом необходимость или возможность использования средств индивидуальной защиты (например, обуви, перчаток).
4.8.8 Выбор, конструкция и расположение индикаторов, круговых шкал и дисплеев должны отвечать следующим требованиям:
- соответствовать параметрам и характеристикам восприятия человека;
- воспроизводимая информация должна легко считываться, идентифицироваться и интерпретироваться, то есть должна быть достаточно продолжительной, четкой, однозначной и понятной оператору для использования ее по назначению;
- оператор должен иметь возможность воспринимать всю информацию, находясь на пункте управления.