Статус документа
Статус документа

Методические рекомендации по обработке и анализу данных, необходимых для принятия решений в области охраны окружающей среды и здоровья населения

     3.2. Анализ информации, необходимой для принятия решений


В настоящих рекомендациях не рассматриваются подробно все этапы проведения процедуры оценки риска, так как они приведены в разработанных и разрабатываемых в настоящее время документах, а освещаются вопросы, непосредственно имеющие отношение к анализу информации, необходимой для принятия управленческих решений.

Информация, анализируемая на этапах характеристики риска и оценки экспозиции, непосредственно используется при обосновании регулирующих мер по снижению риска.

3.2.1. Особое место оценки экспозиции при ранжировании опасных факторов и обосновании "рисковых" приоритетов обусловлено тем, что совершенствование методов оценки экспозиции дает возможность не только сократить число ошибок и неопределенностей при расчете количественных характеристик риска, но и разрабатывать наиболее оптимальные регулирующие меры по его снижению, а также осуществлять мониторинг риска с целью проверки эффективности реализации мероприятий по достижению цели уменьшения риска при снижении воздействия. Следовательно, определение экспозиции является составным компонентом не только оценки риска, но и процесса управления риском, в первую очередь, в части сравнительной характеристики рисков, так как позволяет определить:

- распределение концентраций во времени и пространстве в различных объектах окружающей среды;

- вклад в уровни воздействия от различных источников загрязнения;

- факторы, влияющие на попадание загрязнителей в окружающую среду, пути распространения вредных веществ и пути поступления в организм;

- популяции или субпопуляции с высоким и низким риском;

- приоритетные и наиболее эффективные программы и мероприятия по снижению риска;

- достаточность применяемых мер по снижению загрязнений для достижения гигиенических нормативов.

3.2.2. Характеристика риска служит основой для принятия решений по управлению риском. Механизм реализации целей и задач управления риском представляет собой совокупность политико-административных, правовых, организационных, экономических и технических мероприятий, которые увязаны в конкретные программы действий и осуществляются в определенной последовательности. Она включает шесть этапов, которые одновременно являются основными элементами процедуры управления риском:

- характеристика (ранжирование) рисков с точки зрения установления приоритетов управления;

- определение альтернативных стратегий (путей) снижения риска;

- выбор наиболее эффективной стратегии на многокритериальной основе;

- формирование административно-правовой базы и механизма экономического регулирования уровня риска;

- разработка и осуществление программы организационных и технических мероприятий по снижению риска;

- оценка результативности и эффективности реализации указанных мероприятий и корректировка стратегии и программ действий (обратная связь).

Как видно из вышеизложенного, на первом этапе управления риском проводится ранжирование рисков на основе их сравнительной характеристики. Процедура ранжирования проводится на основе анализа всей информации, полученной в результате осуществления оценки риска.

Таким образом, характеристика риска представляет собой завершающую часть оценки риска и начальную фазу управления риском, объединяя обе эти процедуры. На этом этапе оценки риска интегрируются все данные, полученные в процессе идентификации опасности, оценки зависимости "доза-ответ" и оценки экспозиции; проводится совокупный анализ степени надежности полученных данных; описываются риски для отдельных факторов и их сочетаний, а также характеризуется вероятность и тяжесть возможных неблагоприятных эффектов на здоровье человека.

На первом этапе же управления риском, продолжающем и углубляющем процесс характеристики рисков, проводится установление "рисковых" приоритетов, определение их иерархии с целью решения на последующих этапах управления риском вопроса о приемлемости риска, необходимости и конкретных формах его контроля.

Так как на практике обычно невозможно провести оценку риска для всех возможных вредных факторов и всех возможных путей поступления их в организм в исследуемом регионе, то вполне оправданным является снижение числа учитываемых факторов. Подобный анализ состоит из шести этапов:

1. Отбор тех вредных и опасных факторов, которые являются приоритетными для исследуемой территории.

2. Определение типичных сценариев воздействия для отобранных факторов.

3. Расчет рисков для этих сценариев, используя стандартные методы и данные о токсичности веществ и их зависимостях "доза-ответ".

4. Экстраполяция результатов, полученных для выбранных факторов и сценариев экспозиции на остальные экологические проблемы региона.

5. Сопоставление информации о канцерогенных и неканцерогенных рисках для различных проблемных областей с целью ранжирования факторов, влияющих на здоровье человека.

6. Совместное рассмотрение канцерогенных и неканцерогенных рисков.

    3.2.3. Расчет рисков и их характеристика проводятся раздельно для канцерогенов и неканцерогенных эффектов

3.2.3.1. Для канцерогенов оценка зависимости доза-ответ осуществляется с учетом фактора канцерогенного потенциала (или фактора угла наклона прямой, характеризующей зависимость доза-канцерогенный эффект), с помощью которого устанавливается связь между дозой химического вещества и увеличением индивидуальной вероятности заболеть раком в течение всей жизни. Этот фактор () устанавливается раздельно для ингаляционного () и перорального () поступления вещества в организм и имеет размерность: (мг/кг-сут.). Величина индивидуального пожизненного канцерогенного риска () рассчитывается путем умножения среднесуточной дозы (или среднесуточного поступления) за весь период жизни () на величину :