4.2.1 Общие положения
Процесс обучения должен начинаться с анализа потребностей организации в обучении и регистрации проблем, связанных с компетентностью, как это представлено на рисунке 1 (см. введение).
Организация должна определить уровень компетентности, необходимый для выполнения каждой из задач, влияющих на качество продукции и качество менеджмента, оценить текущую компетентность персонала, которому предстоит выполнение этих задач, и разработать планы обучения для сокращения различий между требуемым и существующим уровнями компетентности.
Определение потребностей в обучении должно быть основано на анализе текущих и ожидаемых потребностей организации в сравнении с существующим уровнем компетентности персонала организации.
Цели стадии определения потребностей в обучении:
a) определение различий между требуемым и существующим уровнями компетентности;
b) определение потребностей в обучении персонала для сокращения различий между требуемым и существующим уровнями компетентности;
c) документальное оформление потребностей в обучении.
Целью анализа различий между требуемым и существующим уровнями компетентности (далее - уровни компетентности) должно быть установление возможности снижения этих различий посредством обучения или путем проведения других мероприятий (см. таблицу А.1).
4.2.2 Определение потребностей организации
При организации обучения в качестве входных данных для 4.2 должны быть использованы существующие в организации политика в области качества и обучения, требования менеджмента качества, требования менеджмента ресурсов, требования процесса проектирования обучения, направленные на удовлетворение потребностей организации.
4.2.3 Определение и анализ требований к компетентности
Требования к компетентности должны быть документированы. Эти требования рекомендуется анализировать через запланированные интервалы времени или по мере необходимости при распределении работ и/или оценке их исполнения.
Определение будущих потребностей организации применительно к ее стратегическим целям и задачам в области качества, включая требуемый уровень компетентности персонала, может быть основано на анализе следующей информации:
- организационных или технологических изменений, влияющих на основные процессы или характер продукции, поставляемой организацией;
- данных прошлого и/или текущего процесса обучения;
- экспертной оценки организацией компетентности персонала применительно к выполнению поставленных задач;
- записей о текучести или сезонных колебаниях состава и численности временного персонала;
- потребностей во внутренней или внешней сертификации персонала, необходимых для выполнения определенных задач;
- запросов персонала, на основании которых должны быть идентифицированы возможности обучения персонала, влияющего на достижение целей организации;
- результатов анализа процесса и корректирующих действий, основанных на претензиях потребителей или выявленных несоответствиях;
- законодательных и обязательных требований, стандартов и директив, влияющих на организацию, ее деятельность и ресурсы;
- результатов исследования рынка, на основании которых должны быть идентифицированы и/или предвосхищены новые требования потребителей.
4.2.4 Анализ компетентности
Организация должна через запланированные интервалы времени анализировать документы, отражающие требуемую компетентность для каждого процесса, в том числе записи, отражающие компетентность каждого сотрудника.