Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р ИСО 10005-2007 Менеджмент организации. Руководящие указания по планированию качества

Приложение А
(справочное)

Примеры формы планов качества

А.1 Общие положения

В настоящем приложении приведены примеры формы планов качества.

Приведенные примеры не следует рассматривать как наиболее полные по содержанию планы качества (см. раздел 5). На практике планы качества могут быть сложнее. Обычно они охватывают все процессы реализации продукции, за исключением планов качества, соответствующих конкретной ситуации.

Планы качества составляют в удобной для организации форме, соответствующей установленным требованиям. При определенных обстоятельствах представление плана в виде текста может быть более предпочтительным, чем в виде схемы. Схемы могут быть добавлены к тексту. Могут использоваться другие формы, наиболее подходящие для конкретной ситуации.

Если план качества доступен в электронном виде, то упомянутые в плане документы, например процедуры, могут быть доступны через гиперссылку.

Примеры 1 и 2 содержат различные представления одного и того же случая для иллюстрации отсутствия специальной формы представления плана для конкретной ситуации. Примеры 1-4 приведены для иллюстрации и носят справочный характер.

Примеры иллюстрируют:

- Пример 1 - Представление плана качества в форме таблицы (план качества по обработке материалов);

- Пример 2 - Представление плана качества в форме блок-схемы (план качества по обработке материалов);

- Пример 3 - Представление плана качества в произвольной форме (производственный план качества);

- Пример 4 - Представление плана качества в текстовой форме (план качества при разработке программного обеспечения).

А.2 Примеры

А.2.1 Пример 1. План качества в виде таблицы (по обработке материалов)

План качества - 005

Продукция/производственная линия: химические вещества установленного класса

Подготовлен

Утвержден

Редакция 01

Дата
05/09/03

Вид деятельности

Описание

Документ/
процедура

Участок/
подразделение

Область применения

Настоящий план качества применим к процессам производства и распределения химических веществ установленного класса

-

-

Цели в

области качества

Целями в области качества являются: выпуск качественной продукции (93%); своевременная поставка (±1 день)

QSP-005

Различные

Ответственность руководства

Описание работ и матрица ответственности персонала организации, вовлеченного в планирование, выполнение, управление и мониторинг продвижения работ в соответствии с планом по качеству, должны содержаться в ссылочных документах

QSP-020 SOP-800

Высшее руководство/
управление персоналом

Документация

Специальные требования к управлению документацией отсутствуют. Срок хранения документации по договору должен быть не менее пяти лет

QSP-050

Технические службы

Записи

Идентифицированные и собранные записи должны поддерживаться в рабочем состоянии для предоставления свидетельств выполнения работ, влияющих на качество. Срок хранения записей должен быть не менее пяти лет

QSP-055

Управление качеством

Ресурсы

Требования к хранению, обработке и транспортированию сырья и компонентов установлены в документе VSB.doc

QSP-020

Высшее руководство

Весь вовлеченный персонал должен успешно пройти обучение по работе с материалами, указанными в спецификации к договору

SOP-810

Управление персоналом

Специальная инфраструктура и специальные требования к окружающей среде не применяются

-

-

Анализ требований/

требования потребителя

Все заданные формулировки, все требования потребителя и полученные заказы должны быть проанализированы до их приемки для определения всех необходимых требований, разрешения всех разногласий и создания уверенности в том, что организация способна обеспечивать соответствие требованиям

SOP-100
SOP-110
SOP-120

Служба маркетинга и сбыта/
технические службы Производство/
управление качеством

Обмен

информацией с потребителем

Обратная связь с потребителем устанавливается с помощью вебсайта или использования формы SOP-190F1, обсуждения на ежемесячных совещаниях потребителя с руководством

SOP-150 SOP-190

Служба маркетинга и сбыта

Проектирование и разработка

Если установленные требования потребителя значительно отличаются от требований, которые обычно используются в организации, то они должны быть проанализированы и утверждены (SOP-200). Это может потребовать утверждения потребителем прототипа, а также верификации и валидации процесса

SOP-200
SOP-220

Технические службы

Закупки

Вся влияющая на качество продукция, закупаемая организацией, подлежит входному контролю и испытаниям в соответствии с требованиями, установленными для сырья и упаковки. Вагоны с материалами не следует разгружать до тех пор, пока все требуемые испытания не будут успешно завершены. Несоответствующие материалы могут быть приняты с уступкой (отклонениями), изъяты или возвращены поставщику

SOP-300
SOP-310
SOP-400
SOP-470
SOP-490

Управление закупками/
управление материалами

Производство

Применяются стандартизованные рабочие процедуры

SOP-500

Производство

Идентификация и прослеживаемость

Применяются стандартизованные рабочие процедуры

SOP-440
SOP-540

Управление материалами/
производство

Собственность

потребителя

Собственность потребителя и методы испытаний потребителя должны быть выполнены и защищены с помощью формальной системы, позволяющей обеспечить их сохранность и конфиденциальность полученной информации

SOP-110

Служба маркетинга и сбыта/
технические службы

К специальным упаковочным материалам, предоставленным потребителем, применяются стандартные рабочие процедуры

SOP-410

Управление материалами/
производство

Хранение

и обращение

Закупленные материалы, незавершенную и готовую продукцию следует хранить в безопасных контейнерах, баках и других складских приспособлениях. Следует использовать методы, предотвращающие порчу, ухудшение свойств и загрязнение продукции. Сыпучая продукция должна быть загружена в специально оборудованные вагоны

SOP-400
SOP-700
SOP-750

Управление материалами

Несоответствующая продукция

Продукция, не прошедшая приемочный контроль, должна быть помещена на специально выделенный участок или в специальный контейнер. Требуется наличие подписанного потребителем разрешения на отклонение (уступку) до момента отгрузки всей несоответствующей продукции

SOP-570
SOP-580
SOP-590

Производство/
технические службы/
управление качества

Мониторинг и измерение

Должны существовать или быть подготовлены планы выборочного контроля и испытаний, охватывающие все процессы изготовления продукции

SOP-600

Управление качества

Контрольное и измерительное оборудование

Организация должна поддерживать в рабочем состоянии измерительное и испытательное оборудование, необходимое при разработке, производстве и управлении. Все требуемые калибровки должны быть выполнены на месте или изготовителем оборудования

SOP-610

Управление качества

Аудит

Все установки могут подвергаться внутреннему аудиту, аудиту со стороны потребителя и со стороны контролирующих органов

SOP-675

Управление качества

QSP (Quality System Procedure) - процедура системы качества; SOP (Standard Operating Procedure) - стандартизованная рабочая процедура.



А.2.2 Пример 2. Пример плана качества в виде блок-схемы (для обработки материалов)


А.2.3 Пример 3. Пример плана качества в произвольной форме (для производственного средства)

Наиме-
нование
линии

Блок-схема процесса

Наиме-
нование процесса

Рабо-
чие инст-
рук-
ции (номер)

Контроли-
руемые
 характе-
ристики
качества (прове-
ряемые
характе-
ристики состояния процесса)

Метод управления производственным процессом

Контроль-
ные точки контроля и испы-
таний

Методы контроля
и испы-
таний

Приме-
чания

 

 

 

Доку-
мент
 по управ-
лению процес-
сом
(номер)

Контрольная карта или лист процесса

Лицо, ответст-
венное
за управ-
ление процессом

Методы выборки
и
измере-
ний

 

 

Линия 1


Предвари-
тельный нагрев

WI-A1

(Температура)

IPC-A1

Контрольный лист 1
CS-A-1

Опера-
тор
А

2 раза/
ежедневно

Формовка

WI-A2

Длина L

Контрольная карта 1
СС-А-1

Диспетчер
А

5 проб/
долей на микрометр

(Температура)

Контрольный лист 2
CS-A-2

Оператор
В

1 раз/
ежедневно

(Давление)

Контрольный лист 3
CS-A-3

Оператор
В

1 раз/
ежедневно

Испытание продукции

WI-A3

Доля дефектов

Контрольная карта 2
СС-А-2

Диспетчер
В

Вся продукция

Длина L

Электри-
ческие характе-
ристики

Вся продукция 10 проб/
долей

Обозначение: - производство; - испытания и контроль; - хранение.



А.2.4 Пример 4. Пример плана качества в текстовой форме (для разработки программного обеспечения)

Любое оборудование, принадлежащее заказчику и используемое в проекте, должно быть идентифицировано, т.е. является собственностью потребителя.

    1 Область применения

Целью плана качества является определение методов менеджмента качества, необходимых для выполнения договора о разработке системы распределения одежды между организацией и ее заказчиками.

    a) Включение

    

Настоящий план качества применяется к разработке и поставке подсистем распределения одежды, управления разрешениями на отклонения (уступками) и маркетингом. Система менеджмента финансов - предмет дополнительного соглашения к договору с субподрядчиком и, таким образом, план качества не направлен на менеджмент финансов.

    b) Исключения

Работы по разработке, выполняемые субподрядчиком, определены в заказе на поставку и поэтому детально не рассмотрены и не включены в настоящий план.     

    2 Цели в области качества

Заказчик не установил требований к определению количественных параметров целей в области качества. Стандарт организации по внедрению программного обеспечения с неизвестными дефектами категории А, категории В и категории С должен применяться только с согласия заказчика. Под дефектом в этом случае следует понимать поведение и функционирование системы, демонстрирующее несоответствие установленным требованиям.

Должна быть установлена система вознаграждений в размере 5% от суммы договора в случае его досрочного выполнения.

3 Ответственность

Руководитель проекта несет полную ответственность за успешное выполнение проекта, включая соответствие системе менеджмента качества (СМК) организации и достижение поставленных целей.

Представитель руководства в области качества несет ответственность за проведение аудитов проекта и за выполнение необходимых корректирующих действий по проекту. Любое необходимое отклонение от СМК должно быть одобрено менеджером по качеству до момента его введения.

    4 Документы

В некоторых документах, используемых в проекте, имеются ссылки на документы, не соответствующие последним требованиям СМК. Эти ссылки должны быть сохранены. Во всех других случаях применяется СМК.

5 Записи

Срок хранения файлов по проекту и связанных с ними записей должен быть не менее трех лет после истечения гарантийного срока. Распоряжение записями должно быть согласовано с заказчиком. В соответствии с политикой организации заказчик может изучать любые связанные с договором записи в любое время. Все определенные в договоре компьютерные файлы следует поддерживать в рабочем состоянии. Резервные копии файлов следует создавать не реже одного раза в неделю.

6 Ресурсы

Заказчик должен поставить выборку из форм для оптического распознавания символов (не менее 2000 знаков) для испытаний сканера документации, поставляемого как часть системы. Субподрядчик должен получить и утвердить сканер документации как часть системы финансового менеджмента.

Вся команда по разработке должна состоять из служащих организации. Менеджер по персоналу должен обеспечить участие в выполнении работ квалифицированного персонала. Менеджером проекта назначен И.И.Иванов.

    7 Входные данные проекта

Первичными входными данными является техническое задание ТЗ-А-001, подготовленное специалистами заказчика. Необходимые документы по маркетингу и годовые отчеты должны быть предоставлены организации для работ по проекту.

    8 Обратная связь с потребителем

Все вопросы, связанные с требованиями, должны рассматриваться заказчиком и менеджером проекта на совместных совещаниях. Принятое ими решение является окончательным. Заказчик не имеет возможностей для разработки программного обеспечения, поэтому технические вопросы должны решать менеджер проекта или его представитель. Совещания по проекту должен готовить менеджер проекта. Обмен информацией с заказчиком (вопросы, жалобы, поздравления) также должен проводить менеджер проекта.

9 Проектирование и разработка

План-график выполнения работ по проекту должен быть представлен с использованием одобренного способа планирования (например, календарного планирования). Контрольными датами являются сроки проведения приемочных испытаний (конец октября текущего года), опытная эксплуатация системы (апрель следующего года).

В руководстве по разработке программного обеспечения следует использовать все стандарты организации. Процедуры анализа и одобрения проекта должны быть аналогичны процедурам, описанным в руководстве по качеству организации.

Запросы пользователей на изменения, затрагивающие функциональные возможности программного обеспечения, должны быть одобрены организацией. Детальные изменения проекта должны быть одобрены менеджером проекта до начала их выполнения.

Методы испытаний должны соответствовать методам, указанным в руководстве по качеству организации. При испытаниях ввода данных из документов должен применяться сканер. Заключительные испытания маркетинговой подсистемы должны быть проведены на оборудовании заказчика. Система распределения в целом должна быть испытана организацией до поставки и приемки заказчиком в его помещении.

    10 Закупки

Все оборудование закупает заказчик (компьютеры через субподрядчика, другие комплектующие непосредственно). Любые другие закупки следует проводить в соответствии с процедурами организации.

11 Установка и введение в действие

Программа по распознаванию документов должна быть поставлена заказчику. После опытной эксплуатации заказчик самостоятельно устанавливает программное обеспечение в полном объеме. При первой установке и освоении программного обеспечения заказчику может потребоваться сопровождение.

12 Специальные процессы

В проекте специальные процессы не применяются.

13 Управление конфигурацией

Идентификация документа должна соответствовать требованиям к идентификации, установленным в руководстве по качеству при начале разработки проекта, за исключением ранее идентифицированных документов.

Компания должна использовать одобренные методы управления конфигурацией.

14 Собственность потребителя

Любое оборудование, принадлежащее заказчику и используемое в проекте, должно быть идентифицировано. Собственность потребителя любого вида должна быть зарегистрирована при регистрации проекта.

    15 Поставка продукции

    Программное обеспечение должно поставляться на CD-ROM. Все компакт-диски должны быть проверены на наличие вирусов.

16 Несоответствия

Программное обеспечение не поставляют с выявленными несоответствиями (кроме косметических) без письменного разрешения потребителя на отклонение. Процесс управления несоответствиями приведен в руководстве по качеству и руководстве по разработке программного обеспечения.

17 Мониторинг и измерения

Продвижение проекта должно быть зарегистрировано в контрольных листах и в плане-графике выполнения работ по проекту еженедельно. Отчет должен быть подготовлен и представлен заказчику на совместных совещаниях о продвижении проекта. Субподрядчик может быть приглашен на отдельные совещания. Записи о любых проблемах, идентифицированных в программном обеспечении на втором и третьем уровнях испытаний, должен вести руководитель группы разработки программного обеспечения. Должна быть выполнена классификация проблем в таких группах, как ТЗ (необходимые требования отсутствуют или некорректны), проект (необходимые требования отсутствуют или некорректны), кодировка (отсутствует, использована неправильная логика, имеется ошибка интерфейса, имеется ошибка в обработке данных).

18 Внутренний аудит

Аудит внедрения и результативности плана качества следует проводить на завершающих стадиях проекта.

Настоящий план качества подготовлен руководителем проекта по распределению одежды между организацией и ее заказчиками и применим ко всем работам, выполненным в соответствии с договором.

Разработчик

Дата

Менеджер по качеству

Дата

Документ номер KLOB-QP-001

Версия 1