4.1 Идентификация потребности в плане качества
Организация должна идентифицировать потребность в плане(ах) качества. Во многих случаях план качества может быть полезным и необходимым, например:
a) при определении действий, предусмотренных системой менеджмента качества организации в конкретной ситуации;
b) для целей обеспечения соответствия законодательным и обязательным требованиям или требованиям потребителя;
c) при разработке и валидации новых продукции или процессов;
d) для демонстрации выполнения требований к качеству (для внутренних и/или внешних потребителей);
e) в деятельности организации по выполнению требований к качеству и достижению целей в области качества;
f) для оптимизации использования ресурсов в соответствии с целями в области качества;
g) для снижения риска невыполнения требований к качеству;
h) для использования в качестве основы для мониторинга и оценки соответствия требованиям по качеству;
i) при отсутствии документированной системы менеджмента качества.
Примечание - В каждой конкретной ситуации в организации может существовать или отсутствовать потребность в подготовке плана качества. Организация, в которой внедрена система менеджмента качества, в состоянии удовлетворить все свои потребности в планах качества в рамках действующей системы. Организация может принять решение об отсутствии необходимости в разработке самостоятельных планов качества, не предусмотренных системой менеджмента качества.
4.2 Входные данные для плана качества
Если организация принимает решение о разработке плана качества, то должны быть идентифицированы необходимые для подготовки плана качества входные данные, например:
a) требования конкретной ситуации;
b) необходимые для разработки плана качества требования, включая требования потребителя, установленные законодательные и обязательные требования и особые отраслевые требования;
c) требования системы менеджмента качества организации;
d) оценка риска в конкретной ситуации;
e) требования к ресурсам и их доступности;
f) информация о потребностях персонала, вовлеченного в деятельность по разработке плана качества;
g) информация о потребностях других заинтересованных сторон, которые будут использовать план качества;
h) другая деятельность, связанная с планом качества;
i) другие связанные планы, такие как планы работ по другим проектам, менеджменту безопасности, охране труда, управлению информационными технологиями и другим областям менеджмента.
4.3 Область применения плана качества
Организация должна определить область применения плана качества и область применения других аналогичных документов. Необходимо избегать излишнего дублирования.
При определении области применения плана качества следует учитывать следующие факторы:
a) процессы и характеристики качества, которые должны быть включены в план качества для конкретной ситуации;
b) требования потребителей или других заинтересованных сторон (внутренних или внешних) по включению процессов, не применяемых в конкретной ситуации, но необходимых для повышения уверенности в выполнении этих требований;
c) степень поддержки плана качества другими документами системы менеджмента качества.