Статус документа
Статус документа

     
     ГОСТ Р ИСО 21247-2007

Группа Т59

     

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статистические методы

КОМБИНИРОВАННЫЕ СИСТЕМЫ НУЛЬ-ПРИЕМКИ И ПРОЦЕДУРЫ УПРАВЛЕНИЯ
ПРОЦЕССОМ ПРИ ВЫБОРОЧНОМ КОНТРОЛЕ ПРОДУКЦИИ

Statistical methods.
Combined accept-zero systems and process control procedures for sampling products



ОКС 03.120.30

Дата введения 2008-09-01

     

Предисловие


Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения"

    Сведения о стандарте

1 ПОДГОТОВЛЕН Открытым акционерным обществом "Научно-исследовательский центр контроля и диагностики технических систем" (ОАО "НИЦ КД") и Техническим комитетом по стандартизации ТК 125 "Статистические методы в управлении качеством продукции" на основе собственного аутентичного перевода стандарта, указанного в пункте 4

2 ВНЕСЕН Управлением развития, информационного обеспечения и аккредитации Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 декабря 2007 г. N 574-ст

4 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО 21247:2005 "Комбинированные системы нуль-приемки и процедуры управления процессом при выборочном контроле продукции" (ISO 21247:2005 "Combined accept-zero sampling systems and process control procedures for product acceptance").

Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования указанного международного стандарта для приведения в соответствие с ГОСТ Р 1.5-2004 (подраздел 3.5).

При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие им национальные стандарты, сведения о которых приведены в дополнительном приложении F

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ


Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет

Введение


Современные методы менеджмента качества поощряют предприятие к совершенствованию производства и обеспечивают необходимую гибкость при внедрении непрерывного улучшения. Существует развивающаяся индустриальная философия качества продукции, которая признает потребность изменений политики в области качества, обеспечивающей поставщикам возможности и стимулы для улучшения качества продукции и отношений между поставщиком и потребителем.

Используемые должным образом методы управления процессами и статистические методы управления являются эффективными средствами предотвращения несоответствий и накопления информации для систематического улучшения. Эффективная система управления процессами также может использоваться для получения информации о качестве комплектующих, представленных для приемки. Настоящий стандарт поощряет поставщиков использовать управление процессами и статистические методы для внутреннего контроля продукции, а также представлять потребителю для одобрения методы управления процессами. Таким образом, потребность в методах статистического приемочного контроля может быть сокращена или даже устранена.

Выборочный контроль является не самым эффективным способом подтверждения соответствия. Планам выборочного контроля при приемке продукции соответствуют риски изготовителя и потребителя. Увеличение объемов выборочного контроля является одним из способов уменьшения этих рисков, но увеличивает затраты на контроль. Поставщики могут сократить свои риски, используя эффективные производственные процессы с соответствующим управлением процессами. В таком случае риск является управляемым и, следовательно, объемы контроля и испытаний могут быть сокращены.

Настоящий стандарт поддерживает тех производителей, кто в противоположность стратегии контроля, основанной на пределе приемлемого качества (AQL), отдает предпочтение эффективной стратегии предотвращения несоответствий, включающей в себя общую систему менеджмента качества, непрерывного улучшения и партнерства. Основа этой стратегии - сотрудничество между потребителем и поставщиком, обладающими необходимой компетентностью и ясно осознающими взаимную выгоду от постоянного изготовления высококачественной продукции и услуг. Цель состоит в создании атмосферы, когда каждое несоответствие вызывает корректирующие действия и улучшения в противоположность ситуации, когда единственной целью является достижение установленного в контракте AQL.

Основой настоящего стандарта являются следующие положения:

a) поставщики обязаны представлять комплектующие, соответствующие установленным требованиям, и поддерживать достаточные свидетельства их соответствия;

b) поставщики несут ответственность за производство и управление процессами изготовления продукции в соответствии с установленными требованиями;

c) предполагается, что поставщики используют признанные методы предотвращения несоответствий, такие как методы статистического управления процессами.

Цель настоящего стандарта - приемка продукции, изготовленной в результате эффективного управления процессами. Стандарт включает в себя системы выборочного контроля на основе принципа нуль-приемки (см. приложение А), а также процедуры планирования и проведения контроля качества и соответствия продукции установленным требованиям. Целью применения статистического приемочного контроля является верификация эффективности управлений процессом и предварительная оценка результатов разработки и внедрения методов управления процессом.

При проведении приемочного контроля с использованием таблиц настоящего стандарта поставщик имеет возможность выбрать один из трех типов контроля: одноступенчатый выборочный контроль по альтернативному признаку; одноступенчатый выборочный контроль по количественному признаку; непрерывный выборочный контроль по альтернативному признаку. Кроме того, приведены процедуры переключения на нормальный, усиленный и ослабленный контроль.

Некоторые организации применяют политику в области качества, не предполагающую использование планов выборочного контроля, основанных на AQL. Настоящий стандарт согласуется с такой политикой.

     1 Область применения


Настоящий стандарт устанавливает системы плана нуль-приемки* и процедуры планирования и проведения выборочного контроля для оценки качества и соответствия продукции установленным требованиям.

______________

* План с нулевым приемочным числом.

Кроме того, настоящий стандарт устанавливает требования для альтернативных методов приемки, предложенных поставщиком. Такие альтернативные методы должны быть основаны на установлении и применении внутренней системы менеджмента качества, основанной на предупреждении дефектов, обеспечивающей соответствие продукции требованиям контракта, технических условий и стандартов.

Настоящий стандарт, если это установлено в контракте, применяется поставщиком и распространяется на его поставщиков и продавцов продукции. Планы качества должны применяться в соответствии с контрактной документацией, а комплектующие могут быть представлены на приемку только в том случае, если требования настоящего стандарта выполнены.

Системы и процедуры выборочного контроля настоящего стандарта применимы, если это предусмотрено для оценки соответствия установленным требованиям, для:

a) готовой продукции;

b) компонентов или основных материалов;

c) процессов или услуг;

d) материалов в процессе производства;

e) поставок при хранении;

f) процессов технического обслуживания;

g) данных или записей;

h) процедур, связанных с действиями руководства.

Примечание - Использование слова "продукция" в настоящем стандарте относится также к услугам и комплектующим.


Системы и процедуры выборочного контроля, установленные в настоящем стандарте, не предназначены для использования в разрушающих испытаниях и в тех случаях, когда разбраковка продукции не применима или нежелательна. В таких случаях системы выборочного контроля должны быть определены в технических условиях на продукцию или в контракте.

     2 Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ИСО 3534-1:2006 Статистика. Словарь и условные обозначения. Часть 1. Общие статистические термины и термины, используемые в вероятностных задачах

ИСО 3534-2:2006 Статистика. Словарь и условные обозначения. Часть 2. Прикладная статистика

ИСО 5479:1997 Статистическое представление данных. Проверка на отклонение от нормального распределения

ИСО 7873:1993 Контрольные карты для среднего арифметического с предупреждающими границами

ИСО 8258:1991 Контрольные карты Шухарта

ИСО 9000:2005 Системы менеджмента качества. Основные принципы и словарь

ИСО 9001:2000 Системы менеджмента качества. Требования

ИСО 9004:2000 Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности

ИСО 11462-1:2001 Руководство по применению статистического управления процессами (SPC). Часть 1. Элементы SPC

     3 Термины, определения и обозначения

3.1 Термины и определения

В настоящем стандарте использованы термины и определения по ИСО 9000, ИСО 3534-1, ИСО 3534-2, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1.1 приемка (acceptance): Действия уполномоченного представителя потребителя, действующего от имени потребителя или от имени другого предприятия, по принятию в собственность предоставленной идентифицированной продукции или по одобрению предоставленных услуг в качестве частичного или полного выполнения контракта.

3.1.2 среднее выходное качество (average outgoing quality) AOQ: Математическое ожидание среднего уровня качества выходящей продукции для данного качества входящей продукции.

Примечание - Адаптированное определение 1.4.7.1 из ИСО 3534-2.

3.1.3 предел среднего выходного качества (average outgoing quality limit) AOQL: Максимальное значение AOQ среди всех возможных значений уровня качества выходящей и входящей продукции для данного плана статистического приемочного контроля и устранения всех не принятых партий.

[ИСО 3534-2, определение 1.4.7.2]

3.1.4 предел приемлемого качества* (acceptance quality limit) AQL: Уровень качества, который является худшим приемлемым средним качеством процесса, когда на статистический приемочный контроль представлена непрерывная серия партий.

______________

* Ранее для AQL применялся термин "приемлемый уровень качества".

3.1.5 контрактные требования к качеству (продукции) (contract quality requirements): Технические требования, установленные в контракте, касающиеся качества продукции или услуг, и пункты контракта, описывающие технический контроль и другие процедуры контроля, возложенные на поставщика, предназначенные для подтверждения соответствия продукции или услуг требованиям контракта.

3.1.6 критическая характеристика (critical characteristic): Характеристика, выявленная на основе логических заключений и опыта, которая должна соответствовать указанным требованиям, чтобы избежать опасных для людей условий при эксплуатации и техническом обслуживании, а также (в зависимости от продукции) характеристика, влияющая на выполнение тактической функции основной продукции или услуги.

3.1.7 критическая несоответствующая единица продукции (critical nonconforming item): Единица продукции, не соответствующая указанным требованиям не менее чем по одной критической характеристике.

3.1.8 контроль (inspection): Оценка соответствия на основе наблюдений и заключений, сопровождаемых соответствующими измерениями, испытаниями или градуировкой.

[ИСО 3534-2, определение 1.4.1.2]

3.1.9 нижний индекс возможностей процесса (lower process capability index) : Индекс, описывающий возможности процесса относительно нижнего предела поля допуска.

Примечания

1 Обычно нижний индекс возможностей процесса обозначают . Он представляет собой разность между медианой процесса и нижним пределом поля допуска , деленную на длину соответствующего нижнего базового интервала для процесса в состоянии статистической управляемости, а именно:

,


где - квантиль распределения характеристики качества уровня 0,00135.

2 Для нормального распределения медиана процесса совпадает со средним процесса , а .

.

3 Адаптированное определение 1.2.7.3 из ИСО 3534-2.

Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Базовые нормативные документы» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs