4.17. При выборе места мостового перехода следует избегать участков, неблагоприятных в сейсмическом отношении (обрывистые берега, овраги, ущелья и др).
4.18. При проектировании сопряжения моста с насыпью откосы конусов следует делать более пологими по сравнению с нормированными для несейсмических районов согласно табл.12.
Таблица 12
Крутизна откосов конусов для сейсмических районов
Районы | Крутизна откосов | ||
Несейсмические | 1:1,25 | 1:1,5 | 1:1,75 |
Сейсмические | 1:1,5 | 1:1,75 | 1:2 |
4.19. При выборе конструктивной схемы мостов следует отдавать предпочтение конструкциям, однородным как вдоль, так и поперек оси моста, а также по высоте опор.
4.20. Сборные железобетонные мосты могут применяться наравне с монолитными при обеспечении надлежащей прочности стыков на восприятие сейсмических сил.
4.21. При проектировании балочных мостов предпочтение следует отдавать разрезным и неразрезным пролетным строениям. Применение шарнирно-консольных пролетных строений при расчетной сейсмичности 9 баллов не допускается.
4.22. В случае устройства железобетонных мостов рекомендуется применение рамных систем.
4.23. Деревянные, металлические и железобетонные балочные пролетные строения должны быть предохранены от возможности соскакивания с опорных частей при землетрясениях.
При балочной системе опорные части должны быть надежно закреплены на подферменной плите опор при помощи специальных анкеров или иных связей, устраняющих возможность их сдвига или срыва как в продольном, так и в поперечном направлении.
4.24. Применение арочных мостов допускается только при наличии надежного основания под опорами. Пяты сводов и арок следует опирать на массивные опоры и располагать на возможно более низком уровне. Предпочтение следует отдавать арочным системам со сквозным надарочным строением.
4.25. Сплошные своды арочных мостов следует предпочитать раздельным. Горизонтальная жесткость железобетонных арочных мостов с раздельными сводами или отдельными арками должна быть обеспечена постановкой армированных распорок согласно расчету.
4.26. При устройстве в железобетонных арочных мостах деформационных швов, разделяющих надарочные строения на отдельные участки, необходимо надлежащими конструктивными мероприятиями обеспечить горизонтальную устойчивость и жесткость каждого участка в обоих направлениях.
4.27. В каменных арочных мостах заполнение надсводных пазух засыпкой, дающей распор на щековые стены, при расчетной сейсмичности 8 и 9 баллов, не допускается. При расчетной сейсмичности 7 баллов возможно применение засыпки с обязательной проверкой прочности и устойчивости щековых стен на воздействие сейсмических сил.
4.28. При расчетной сейсмичности 9 баллов рекомендуется связывать щековые стены каменных арочных мостов с кладкой заполнения при помощи горизонтальной арматуры, расположенной у верха стены и в середине высоты.
4.29. Крупноблочные цельноперевозимые двухсекционные балочные железобетонные пролетные строения при соблюдении требований п.4.23 могут применяться в сейсмических районах без осуществления дополнительных мероприятий.
4.30. Конструкция стыков элементов сборных железобетонных балочных пролетных строений, состоящих из отдельных блоков с поперечным сечением Т-образной формы, должна обеспечить сопротивления пролетного строения растяжению поперек моста, а также сдвигу как в горизонтальном, так и в вертикальном направлении.
Разрешается осуществлять соединения путем сварки металлических закладных частей, устанавливаемых в диафрагмах, с последующим замоноличиванием бетоном. При этом в каждой диафрагме с обеих сторон ее следует устраивать два стыка по высоте, воспринимающих растяжение поперек моста и сдвиг в вертикальной плоскости. Кроме того, по верху диафрагмы следует устраивать стыки, работающие на сдвиг в горизонтальной плоскости. Закладные части стыков следует закреплять в теле диафрагмы поперечными к оси моста и косыми анкерами.
4.31. Сборные железобетонные мосты малых пролетов свайно-эстакадного типа могут применяться при расчетной сейсмичности 7 баллов без ограничений. При расчетной сейсмичности 8 и 9 баллов высота свайно-эстакадного моста от грунта до насадки должна быть не более 4 м.
4.32. Соединения конструктивных элементов сборных арочных или рамных железобетонных строений необходимо устраивать жесткими как в плоскости, так и из плоскости арки.
4.33. Железобетонную проезжую часть металлических мостов для уменьшения веса допускается делать с применением легких бетонов. Сборные конструкции проезжей части должны быть замоноличены для создания жесткой горизонтальной диафрагмы, воспринимающей сейсмические силы.
4.34. Высота деревянных мостов (на деревянных опорах) от поверхности грунта до низа проезжей части должна быть не более 12 м для районов с сейсмичностью 8 баллов и не более 10 м для районов с сейсмичностью 9 баллов. На автомобильных дорогах в отдельных обоснованных случаях высота деревянных мостов может быть повышена.
При расчетной сейсмичности 8 и 9 баллов применение щебеночного или грунтового покрытия проезжей части на деревянных мостах не допускается.