5.1 Подготовка нижнего слоя покрытия или слоя основания
Конструктивный слой дорожной одежды, на который предстоит укладывать асфальтобетонную смесь, в соответствии с требованиями СНиП 3.06.03-85 должен быть уплотнен до нормируемой плотности и иметь требуемую ровность поверхности. При наличии на поверхности значительных неровностей необходимо устраивать дополнительный выравнивающий слой, или проводить выравнивание способом фрезерования.
Для обеспечения сцепления укладываемого слоя нижележащий слой следует очистить от пыли и грязи сжатым воздухом, механическими щетками или другим способом. Не позднее, чем за 6 ч до начала укладки смеси, нижележащий слой обрабатывают жидким нефтяным битумом (ГОСТ 11955-82*) или битумной эмульсией (ГОСТ Р 52128-03). Обработка битумом производится из расчета 0,5-0,8 л/м при необработанном щебеночном основании, и 0,2-0,3 л/м - при основании или нижнем слое из асфальтобетона. При обработке нижнего слоя 60%-ной битумной эмульсией ее расход составляет соответственно 0,6-0,9 л/м и 0,3-0,4 л/м.
Во избежание неравномерного распределения битума или эмульсии при подгрунтовке нижнего слоя следует очистить (промыть) и отрегулировать сопла автогудронатора.
Если после устройства нижнего слоя из асфальтобетонной смеси прошло не более 2-х сут, подгрунтовку можно не выполнять (если за указанный период не было движения транспорта).
5.2 Общие указания по производству работ по укладке асфальтобетонной смеси
5.2.1 Для составления технологической схемы потока по укладке асфальтобетонной смеси, являющейся основной частью технологической карты, предварительно устанавливают потребное количество асфальтоукладчиков и катков, порядок движения асфальтоукладчиков, длину полосы укладки, направление движения потока.
При этом следует руководствоваться следующими положениями:
- слои износа (верхних слоев) покрытия устраиваются, как правило, одновременно таким количеством асфальтоукладчиков, суммарная ширина которых равна ширине проезжей части;
- для исключения переезда автомобилей-самосвалов через край ранее устроенного асфальтобетонного покрытия и обеспечения безопасных условий производства работ, направление потока должно приниматься навстречу движения транспорта, подвозящего асфальтобетонную смесь;
- при продольном уклоне более 30% асфальтобетонная смесь должна укладываться снизу вверх (от нижней точки уклона к верхней).
5.2.2 При устройстве верхнего или нижнего слоя покрытия на участке работ выделяют сменную захватку при асфальтировании на всю ширину проезжей части.
5.2.3 Длина полосы, укладываемой за один проход, при использовании одного асфальтоукладчика назначается с учетом температуры воздуха, а также возможности одновременного уплотнения двух смежных полос. Возможные пределы изменения длины приведены в таблице 4.
Таблица 4
Длины полос укладки асфальтобетонной смеси
Температура воздуха, °С | Длина укладываемой полоссы, м | ||
одним асфальтоукладчиком | Двумя асфальтоукладчиками | ||
на защищенных от ветра участках | на открытых участках | ||
5-10 | 30-40 | 25-30 | 60-70 |
10-15 | 40-60 | 30-50 | 70-80 |
15-20 | 60-80 | 50-70 | 80-100 |
20-25 | 80-100 | 70-80 | 100-150 |
более 25 | 100-150 | 80-100 | 150-200 |
5.3 Транспортировка асфальтобетонной смеси к месту укладки
5.3.1 Асфальтобетонные смеси к месту укладки транспортируют автосамосвалами большой грузоподъемности (до 23-28 т и более):
а) оборудованных устройствами для подогрева кузовов отходящими газами и тентом для укрытия перевозимой смеси;
б) имеющих подъемное устройство, обеспечивающее постепенное увеличение угла наклона кузова с фиксацией его положения в нескольких местах;
в) имеющих конструкцию подвески, которая создавала бы минимальную вибрацию при движении.
5.3.2 Доставка асфальтобетонной смеси должна быть ритмичной. При перерывах в доставке смеси или в других случаях, приведших к остановке асфальтоукладчика, последний должен быть освобожден от асфальтобетонной смеси: летом - при перерыве более 30 мин., при низкой температуре воздуха - более 15 мин. При этом асфальтоукладчик должен выдвигаться вперед, чтобы обеспечить возможность уплотнения всей уложенной смеси до ее остывания.
5.3.3 При выгрузке асфальтобетонной смеси автомобиль-самосвал должен останавливаться за 0,5 м перед асфальтоукладчиком строго по оси его движения. Асфальтоукладчик подвигается к автомобилю-самосвалу, пока его направляющие ролики не придут в соприкосновение с задними колесами автомобиля. Асфальтоукладчик двигает автомобиль-самосвал впереди себя до тех пор, пока он не освободится от смеси. При выгрузке смеси бункер асфальтоукладчика должен быть равномерно заполнен.
5.3.4 Перед загрузкой смесью стенки приемного бункера должны быть тщательно очищены и смазаны. В случае прилипания смеси к стенкам бункера смесь следует отделить от стенок и перемешать с горячей смесью, находящейся в бункере. Для полного освобождения бункера от смеси предусматривается подъем боковых стенок бункера.