4.1 Размещение и организация асфальтобетонных заводов
Асфальтобетонные смеси готовят на асфальтобетонных заводах (АБЗ) в асфальтосмесительных установках принудительного действия.
В зависимости от схемы размещения АБЗ подразделяют на прирельсовые (припирсовые), расположенные около железнодорожных станций, пристаней или портов, и притрассовые, находящиеся вблизи объектов строительства (дорог). Прирельсовые обычно совмещают с базой снабжения материалами, притрассовые снабжаются материалами с прирельсовых (припирсовых) баз.
По способности к передислокации АБЗ делятся на передвижные (мобильные), полустационарные и стационарные. Передвижные АБЗ работают на одном месте не более 1 сезона, полустационарные - 1-2 сезона, стационарные - более 2-х сезонов. При строительстве внегородских автодорог экономически наиболее целесообразно использовать притрассовые передвижные АБЗ при двух-трех передислокациях в течение строительного сезона.
Место расположения АБЗ устанавливают после технико-экономического обоснования по условиям доставки асфальтобетонной смеси к месту укладки с требуемой температурой. Наиболее рациональным является вариант выбора высокопроизводительного передвижного АБЗ, располагаемого вблизи начала устройства покрытия при двух-трех передислокациях в течение сезона.
Технология работ по приемке материалов, складированию и внутризаводской транспортировке должна исключать смешение или загрязнение материалов.
На прирельсовых базах щебня и песка разгружают, как правило, в подрельсовые приемные устройства, складируют эти материалы на подготовленных площадках со специальными ограждениями, препятствующими смешению различных фракций.
Минеральный порошок разгружают из железнодорожных вагонов или цементовозов пневмотранспортом на склады силосного типа прирельсовой базы или в расходные емкости АБЗ.
Типовые склады минеральных материалов вместимостью 50, 25 и 12,5 тыс. куб. м имеют подрельсовые бункера на один или два вагона, радиально-штабелирующий конвейер или эстакаду. Типовые склады минерального порошка представляют собой силосы, вмещающие 1000, 2000 и 4000 т.
Битум из бункерных полувагонов или цистерн выгружают так, чтобы исключить его обводнение и загрязнение. Типовые хранилища битума прирельсового типа могут иметь емкость, кратную 500 т (1х500, 2х500, 3х500 и т.д.).
Для хранения битума на прирельсовых АБЗ используют хранилища закрытого типа, оборудованные устройствами для нагрева битума до текучего состояния и перекачивания его в битумные котлы.
На притрассовых АБЗ хранилища битума не устраивают. Горячий и обезвоженный битум доставляют туда с прирельсовых баз снабжения автобитумовозами и выгружают в рабочие котлы.
Зарубежные модели АБЗ в зависимости от условий контракта могут оснащаться частичным или полным комплектом устройств, включая оборудование для складирования и внутризаводской транспортировки материалов, а также устройства для введения добавок.
Теплоснабжение АБЗ осуществляется от внешних источников и только при невозможности этого сооружают собственные котельные установки, работающие на мазуте или природном газе.
Электроснабжение АБЗ следует проводить с использованием блочной (модульной) схемы компоновки электрооборудования.
На территории АБЗ должны размещаться (целесообразно в блочной компоновке) здания или помещения конторы, лаборатории, склада и весовой. Для притрассовых АБЗ могут быть использованы типовые модули контейнерного типа для строительно-монтажных организаций.
Стационарные заводы могут оснащаться типовым набором служебно-бытовых зданий.
Территория АБЗ (особенно в пределах городской черты) должна иметь твердое покрытие.
В состав АБЗ необходимо включать комплекс очистных сооружений. Новые АБЗ организуются в соответствии с Генеральным планом, их размещение и компоновка определяются на основании технико-экономического сравнения вариантов.
4.2 Технологическое оборудование АБЗ
Современный АБЗ представляет собой автоматизированное, энергоемкое и экологически небезопасное предприятие.
АБЗ оснащаются компьютерными системами управления, системами подогрева материалов, газо- и пылеочистки, дробильно-сортировочными устройствами, комплексными системами дозировки компонентов смеси, специальным оборудованием для ввода разного рода добавок и переработки старого асфальта.
4.2.1 Типы асфальтобетонных заводов
По принципу работы асфальтосмесительные установки АБЗ делятся на установки периодического и непрерывного действия.
4.2.1.1 Установки периодического действия различной производительности, работающие по традиционной схеме, являются наиболее распространенными в дорожной отрасли (до 90%) и выполняют следующие операции:
- предварительная сушка и нагрев минеральных материалов в сушильном барабане;
- дозирование горячих компонентов и холодного минерального порошка в смеситель;
- "сухое" перемешивание - дозирование горячего битума;