РД 31.72.03-85
Методика расчётов прочности аварийного судна при проведении аварийно-спасательных операций и судоподъёме
Дата введения 1986-01-01*
____________________________
См. ярлык "Примечания". -
Примечание изготовителя базы данных.
РАЗРАБОТАН Ростовским центральным проектно-конструкторским бюро с опытным производством
Главный инженер В.И.Борисов
Заведующий сектором стандартизации и метрологии И.Н.Шахмейстер
Ответственные исполнители С.М.Паненко, Е.В.Знаменский
СОГЛАСОВАН Центральным научно-исследовательским институтом морского флота
Заместитель директора по научной работе С.Н.Драницын
Одесским институтом инженеров морского флота
Проректор по научной работе П.С.Никеров
УТВЕРЖДЕН Bсeсоюзным объединением "Мореплавание"
Заместитель председателя Г.С.Леонтьев
ВВОДИТСЯ ВПЕРВЫЕ
Срок введения в действие установлен с 1 января 1985 г.*
______________________
* См. ярлык "Примечания". - Примечание изготовителя базы данных.
Настоящий руководящий документ (РД) распространяется на расчёты общей и местной прочности судна при подготовке и проведении аварийно-спасательных и судоподъёмных операций.
РД устанавливает методику расчётов общей и местной прочности, необходимость выполнения которых должна определяться конкретными условиями и целью операции.
РД предназначен для инженерно-технических работников экспедиционных отрядов АСПТР и проектно-конструкторских подразделений ММФ, занимающихся проектированием и проведением аварийно-спасательных и судоподъёмных операций.
РД носит рекомендательный характер и не исключает применение других методов расчёта.
1.1. Общие положения
1.1.1. При выполнении расчётов прочности следует принимать:
весовую нагрузку судна порожнем, вес грузов, запасов, снабжения, вес воды в аварийных отсеках, силу присоса судна к грунту со знаком плюс;
силы поддержания, подъёмные силы, реакцию грунта со знаком минус;
вес снятых грузов со знаком минус, вес принятых грузов со знаком плюс, перенос груза из точки "А" в точку "Б", как снятие груза в точке "А" и приём груза в точке "Б";
напряжения растяжения со знаком плюс, напряжения сжатия со знаком минус;
изгибающий момент, при котором палуба растягивается, со знаком плюс и со знаком минус, если палуба сжимается;
координаты, расположенные в нос от мидель-шпангоута, со знаком плюс, в корму - со знаком минус;
нумерацию шпангоутов от носа в корму.
1.1.2. В настоящем разделе приняты следующие условные обозначения:
- вес судна до аварии, после аварии, после аварии с учётом проведенных мероприятий по спасению судна или ликвидации аварии, кН [тс]; | |
- длина судна между перпендикулярами, м; | |
- теоретическая шпация судна, м; | |
- ширина судна, м; | |
- высота борта, м; | |
- осадка судна средняя, носом, кормой до аварии, после аварии, после принятия мер по спасанию; | |
- коэффициент общей полноты; | |
- отстояние центра тяжести судна от миделя до аварии, после аварии и после мероприятий по спасению судна; | |
- отстояние центра величины судна от миделя до аварии, после аварии и после мероприятий по спасению судна, м; | |
| - объёмное водоизмещение судна до аварии, после аварии и после проведения мероприятий по спасению судна, м |
- вес принятого (снятого) груза, кН [тс]; | |
- отстояние центра тяжести принятого (снятого) груза от миделя, м; | |
- полный объём | |
- объём | |
- отстояние центра тяжести воды в отсеке от миделя, м; | |
- равнодействующая реакции грунтового основания, кН [тс]; | |
- отстояние равнодействующей реакции грунтового основания от миделя, м; | |
- равнодействующая сил отрывного сопротивления, кН [тс]; | |
- отстояние равнодействующей сил отрывного сопротивления от миделя, м; | |
- равнодействующая подъёмной силы, приложенной к судну, кН [тс]; | |
- отстояние равнодействующей подъёмных сил от миделя, м; | |
- подъёмный вес судна, кН [тс]; | |
- отстояние точки приложения подъёмного веса от миделя, м; | |
- площадь погруженной части теоретического шпангоута по расчётную ватерлинию, м | |
- объёмный коэффициент проницаемости | |
- плотность воды, т/м | |
| |
| |
- плотность какого-либо груза или статьи нагрузки, т/м | |
- удельный вес воды, кН/м | |
| - ускорение свободного падения; |
- изгибающий момент в каком-либо сечении, кН·м [тс·м]; | |
- перерезывающая сила в каком-либо сечении, кН [тс]; | |
- предельный изгибающий момент для данного сечения, кН·м [тс·м]; | |
- нормативный предел текучести материала, Н/мм | |
- нормативный предел текучести по касательным напряжениям |
Остальные обозначения приведены непосредственно в тексте.
1.2. Классификация сил, действующих на аварийное или затонувшее судно
1.2.1. Силы, действующие на аварийное или затонувшее судно, в общем случае, следует относить к одному из видов:
силам веса судна с оборудованием и механизмами, веса грузов, запасов, снабжения, балласта, находящихся на судне в момент аварии;
силам поддержания судна в воде, которые определяются водоизмещающим объёмом судна, находящегося на плаву или на мели, водоизмещающими объёмами конструкций и незаполненными объёмами отсеков для затопленного судна;
силам, обусловленным аварийной ситуацией, к которым относятся вес воды в затопленных отсеках и силы взаимодействия судна с грунтом (реакция грунта, присос к грунту);
силам, обусловленным мероприятиями, связанными со спасением или подъёмом судна: разгрузка судна, перемещение грузов, удаление части оборудования, откачка воды, приложение к судну подъёмных усилий от кранов, понтонов, подача в отсеки судна сжатого воздуха, легких материалов и т.п.
1.2.2. Сила веса судна определяется массой составляющих его элементов, которые рекомендуется сводить в следующие группы:
корпус с оборудованием, куда входят голый корпус, оборудование помещений, судовые устройства (кроме специальных), судовые системы, электрооборудование, связь, управление;
энергетическая установка с валопроводом и движителями;
специальное оборудование и устройства (черпаковое устройство земснаряда, подъёмное устройство лихтеровоза, крановое строение плавкрана и т.д.);
снабжение, экипаж, провизия;
топливо, масло, вода, балласт;
перевозимый груз.
В судоподъёме под массой затонувшего судна понимается масса подготовленного к подъёму судна с учетом всех снятых и дополнительно установленных грузов (подкреплений, приспособлений для подъёма и т.д.), а также грунта, находящегося в судне.
1.2.3. Силы поддержания судна в воде, или силы плавучести, определяются погруженным в воду объёмом судна по аварийную ватерлинию, или ватерлинию, с которой судно находится на мели. Поврежденные затопленные отсеки при определении сел плавучести (в настоящей РД) учитываются как непроницаемые.
Сила плавучести затонувшего судна - сила плавучести всех водоизмещающих объёмов судна и находящихся на нем грузов до приложения любых подъёмных сил.
Водоизмещающие объёмы затонувшего судна - объёмы непосредственно самих судовых конструкций, грузов, подкреплений, грунта, и т.д., объёмы воздушных подушек, образовавшихся при затоплении судна и сохранившихся к моменту подъёма.
1.2.4. К силам, возникающим при аварийной ситуации, относятся:
вес воды в затопленных отсеках;
опорная реакция грунта;
отрывное сопротивление, т.е. сопротивление грунтового основания отрыву от него поднимаемого судна.
1.2.5. К силам, обусловленным мероприятиями, связанными со спасением или подъёмом судна, относятся: вес удаленной части грузов, конструкций и т.п., подъёмные силы понтонов, кранов, приложенные к судну, подъёмные силы от подачи в отсеки судна сжатого воздуха, пенополистирола и др. материалов.
1.2.6. При судоподъёме используется понятия:
подъёмный вес затонувшего судна - равнодействующая сил веса и сил плавучести затонувшего судна перед приложением любых подъёмных сил;
подъёмная сила - равнодействующая всех специально приложенных к судну подъёмных сил, обеспечивающих подъём судна в каждый момент подъёма.