Факторы, влияющие на оценку уравновешенности ротора
по результатам измерений на месте эксплуатации
А.1 Введение
Дисбаланс не является единственной причиной вибрации ротора, в том числе вибрации на частоте вращения. Перед проведением балансировки необходимо предварительно исследовать влияние описываемых ниже факторов, определяющих вибрацию машины.
Это особенно важно для валопроводов (например, турбогенераторов), состоящих из двух и более роторов.
А.2 Несоосность и перекос подшипников
Несоосность и перекос подшипников могут вызвать вибрацию, которую невозможно устранить балансировкой. При наблюдении эффекта несоосности (перекоса) его необходимо устранить, прежде чем перейти к оценке вибрации машины (см. также последний абзац А.3).
А.3 Радиальные и осевые биения в местах сопряжений
Практически невозможно соединить крупные роторы без эксцентриситета или несоосности элементов соединений. Это может вызывать вибрацию, устранить которую посредством балансировки полностью не удается. Поэтому, если балансировка машины не приводит к должным результатам, следует проверить радиальные и осевые биения в местах сопряжений.
По возможности следует добиться, чтобы данные погрешности находились в допустимых пределах, определяемых из практики эксплуатации машин разных типов и размеров, прежде чем приступить к попыткам балансировки.
А.4 Неустойчивость ротора на масляном клине
Различные формы неустойчивости (например, вследствие вихревых процессов в смазке) могут иметь место в подшипниках с гидродинамической смазкой, которые обычно используют в системах многопролетных гибких роторов.
Признаки неустойчивости хорошо известны, поэтому перед балансировкой необходимо убедиться в их отсутствии.