В таблице 1 представлены типичные конструкции роторов, даны их краткие характеристики и указаны рекомендуемые методы балансировки. В таблице приведено только краткое описание характеристик ротора. Более полные требования к роторам установлены в разделах 6 и 7 при описании соответствующих методов балансировки. Перечень методов балансировки приведен в таблице 2.
Таблица 1 - Гибкие роторы
Тип ротора | Характеристики ротора | Рекомен- |
Диски | Гибкий вал без дисбаланса, жесткий диск или диски | |
Один диск: | ||
- перпендикулярно к оси вала | А; С | |
- с осевым биением | В; С | |
Два диска: | ||
- перпендикулярно к оси вала - с осевым биением: | В; С | |
а) по крайней мере один диск съемный | В+С; Е | |
b) цельная конструкция | G | |
Более двух дисков: | ||
- все (кроме одного) диски съемные; | В+С, D, Е | |
- цельная конструкция | G | |
Жесткие секции | Гибкий вал без дисбаланса, жесткие секции | |
Одна жесткая секция: | ||
- съемная | В; С; Е | |
- цельная конструкция | В | |
Две жесткие секции: | ||
- по крайней мере одна секция съемная | В+С; Е | |
- цельная конструкция | G | |
Более двух жестких секций: | ||
- все (кроме одной) секции съемные | В+С; Е | |
- цельная конструкция | G | |
Диски и жесткие секции | Гибкий вал без дисбаланса, жесткие диски и секции | |
По одному диску и секции: | ||
- по крайней мере одна деталь съемная | В+С; Е | |
- цельная конструкция | G | |
Большее число деталей: | ||
- все (кроме одной) детали съемные | В+С; Е | |
- цельная конструкция | G | |
Барабаны | Масса, упругость и дисбаланс, распределенные вдоль ротора | |
- специальные условия | F | |
- типичные условия | G | |
Барабаны и диски или жесткие секции | Гибкий барабан, жесткие диски, жесткие секции | |
- диски /жесткие секции/ съемные: | ||
а) специальные условия | С+F; Е+F | |
b) типичные условия | G | |
- цельная конструкция | G | |
Ротор в виде единого целого | Масса, упругость и дисбаланс, распределенные вдоль ротора | |
Основные элементы, имеющие дисбаланс, несъемные | G | |
Обозначения: А - одноплоскостная балансировка; В - двухплоскостная балансировка; С - балансировка отдельных узлов перед сборкой; D - последующая балансировка при контроле начального дисбаланса; Е - балансировка на этапах сборки; F - балансировка в оптимальных плоскостях; G - балансировка на нескольких скоростях. В некоторых обстоятельствах могут быть использованы дополнительные процедуры балансировки: Н и I, см. 7.4 и 7.5. |
Таблица 2 - Процедуры балансировки
Процедура | Описание | Подраздел (пункт) стандарта |
Низкоскоростная балансировка | ||
А | Одноплоскостная балансировка | 6.5.1 |
В | Двухплоскостная балансировка | 6.5.2 |
С | Балансировка отдельных узлов перед сборкой | 6.5.3 |
D | Последующая балансировка при контроле начального дисбаланса | 6.5.4 |
Е | Балансировка на этапах сборки | 6.5.5 |
F | Балансировка в оптимальных плоскостях | 6.5.6 |
Высокоскоростная балансировка | ||
G | Балансировка на нескольких скоростях вращения | 7.3 |
Н | Балансировка на рабочей скорости | 7.4 |
I | Балансировка на фиксированной скорости | 7.5 |
Иногда целесообразно использовать сочетание нескольких методов. Если ротор данной конструкции может быть уравновешен несколькими способами, то все такие возможности представлены в таблице 1 в последовательности возрастания времени (стоимости) процедуры балансировки.
Роторы любой формы могут быть уравновешены посредством балансировки на нескольких скоростях вращения (см. 7.3), а иногда - в некоторых особых случаях - на рабочей скорости вращения (см. 7.4) или на некоторой фиксированной скорости (см. 7.5).