Статус документа
Статус документа

ГОСТ 31317.2-2006 (ИСО 10326-2:2001) Вибрация. Лабораторный метод оценки вибрации сидений транспортных средств. Часть 2. Сиденья железнодорожного транспорта

Введение


Вибрация на железнодорожном транспорте, как правило, невысока. Однако особенности конструкции сиденья могут привести к такому усилению вибрации в месте контакта пассажира с сиденьем, что эта вибрация будет существенно выше, чем в источнике. Поэтому для прогнозирования ожидаемого воздействия вибрации на пассажира важно иметь представление о динамическом поведении сиденья в целом и отдельных его частей (подвески, обивки и пр.). Такие сведения позволяют определить оптимальную конструкцию сиденья и, в конечном счете, обеспечить комфорт пассажиров во время поездки.

Вибрация основания сиденья железнодорожного транспорта представляет собой случайный нестационарный широкополосный процесс. Спектр вибрации зависит от вида транспортного средства, его нагрузки, состояния профиля колес, геометрии и качества пути и т.д. Поэтому в соответствии с настоящим стандартом вибрационное возбуждение сиденья моделируется псевдослучайными широкополосными колебаниями, последовательно прилагаемыми в направлении трех осей: , и . Спектр возбуждения имеет простую форму и амплитуду, достаточную, чтобы охватить большинство спектров, наблюдаемых в реальных условиях движения. В то же время отклик сиденья во время лабораторных испытаний может существенно отличаться от наблюдаемого в реальных условиях его эксплуатации, поэтому значения, полученные в результате лабораторных испытаний, не следует сравнивать с какими-либо предельными (допустимыми) значениями.

Целью испытаний является определение частотных характеристик системы "сиденье-человек" в точках на подушке и спинке сиденья в трех направлениях движения: , и . В предположении линейности данной системы (что на практике удовлетворяется только в некотором приближении*) эти частотные характеристики достаточны для описания ее поведения. Они наглядно демонстрируют направление передаваемого возбуждения, области частот с низким и высоким коэффициентами усиления вибрации и степень этого усиления. Все это дает основу для сравнения сидений разных конструкций.

________________

* Для проверки предположения о линейности системы настоящим стандартом предусмотрено проведение дополнительных испытаний с возбуждением синусоидальной вибрации большой амплитуды на частотах, где во время испытаний на случайную вибрацию были получены максимальные значения частотной характеристики.

Знание частотных характеристик позволяет также проводить автоматизированные расчеты поведения данного сиденья в условиях возбуждения, подобных тем, что будут иметь место во время его эксплуатации на железнодорожном транспорте. С учетом связанности различных направлений возбуждения и движения сиденья необходимо проводить анализ не только автоспектров (функций автокорреляции), но и взаимных спектров (функций взаимной корреляции).

Для железнодорожного транспорта характерен диапазон частот возбуждения от 0,5 до 50 Гц. На частотах ниже 0,5 Гц сиденья железнодорожного транспорта передают вибрацию без изменения. Вибрация же на частотах свыше 50 Гц в обычных условиях эксплуатации сиденья слишком мала, чтобы пассажиры ее ощутили.

По сравнению с примененным международным стандартом ИСО 10326-2:2001 в текст настоящего стандарта внесены следующие изменения:

- показано место стандарта в комплексе стандартов по вибрационной безопасности;

- исключен элемент "Библиография".