Статус документа
Статус документа

ГОСТ 31191.4-2006 (ИСО 2631-4:2001) Вибрация и удар. Измерение общей вибрации и оценка ее воздействия на человека. Часть 4. Руководство по оценке влияния вибрации на комфорт пассажиров и бригады рельсового транспортного средства

Введение


Общие методы измерения и оценки общей вибрации, в том числе на транспортных средствах разных видов, установлены в ГОСТ 31191.1. Настоящий стандарт распространяет методы ГОСТ 31191.1 на рельсовые транспортные средства, вибрация которых имеет свою специфику.

Рельсовые транспортные средства в процессе движения производят прогнозируемые, но сложные по составу и форме пространственные колебания, вид которых зависит от рельсового пути, конструкции транспортного средства и конструкции сиденья (или спального места). Степень комфорта пассажиров транспортного средства определяется не только вибрацией, но также и тем, насколько эта вибрация ожидаема с учетом класса оплаченных услуг. Длительность поездки не влияет непосредственно на оценку степени комфорта (за исключением восприятия низкочастотных колебаний, вызывающих укачивание), но от нее зависит поведение пассажиров в пути. Если длительность поездки превышает несколько минут, то пассажиры могут читать, писать, есть или пить, а если поездка является длительной, то и спать. При этом пассажиры могут по-разному оценивать комфортность транспортных средств в зависимости от ожидаемого уровня сервиса и длительности поездки. Кроме того, на субъективную оценку пассажира, помимо вибрации, оказывают влияние такие факторы как шум, температура, влажность, качество воздуха, удобство сиденья.

Настоящий стандарт предназначен для использования организациями, определяющими характеристики транспортных средств, покупающими их или осуществляющими их эксплуатацию. Методы оценки, установленные в настоящем стандарте, относятся в большей степени к сравнительной комфортности транспортных средств, нежели к абсолютному уровню комфорта.

По сравнению с примененным международным стандартом ИСО 2631-4:2001 в текст настоящего стандарта внесены следующие изменения:

- изменена структура стандарта, как указано в приложении В;

- в наименовании стандарта и по всему тексту термин "транспортное средство с фиксированными направляющими движения" заменен на "рельсовое транспортное средство"; его определение оставлено неизменным и перенесено из раздела 1 в новый раздел 3;

- раздел 2 дополнен ссылкой на ГОСТ 12.1.012, где определены общие термины по вибрационной безопасности;

- добавлено определение термина "квантиль" (пункт 3.2);

- для удобства пользования стандартом повторен рисунок 1 из ГОСТ 31191.1; соответственно изменен номер следующего рисунка;

- исключен элемент "Библиография".