3.1 Для определения наиболее экономически эффективного варианта системы теплоснабжения необходимо сравнить несколько различных вариантов инвестиционных проектов с точки зрения их экономической целесообразности. Экономическая эффективность системы теплоснабжения характеризуется системой показателей, отражающих соотношение затрат и результатов варианта проекта применительно к интересам его участников.
3.2 Инвестиционные проекты следует оценивать с позиции пользы для страны, региона, муниципального образования, конкретного поселения, организаций, отдельных участников проекта и т.д.
Для проведения оценки рассматривают следующие показатели экономической эффективности инвестиций в системы теплоснабжения:
- показатели коммерческой (финансовой) эффективности, учитывающие финансовые последствия реализации инвестиционного проекта для его непосредственных участников;
- показатели экономической эффективности, учитывающие связанные с проектом затраты и результаты, выходящие за пределы прямых финансовых интересов его участников и допускающие стоимостное измерение. Для крупномасштабных проектов (существенно затрагивающих интересы города, региона или всей России) следует обязательно оценивать экономическую эффективность.
3.3 Оценка эффективности инвестиционного проекта проводится в два этапа, отображенных на рисунке 1.
Рисунок 1 - Схема оценки эффективности инвестиционного проекта
3.4 На первом этапе определяют показатели экономической эффективности инвестиционного проекта в целом. Целью этого этапа является агрегированная экономическая оценка проектных решений и создание необходимых условий для поиска инвесторов.
3.5 В первую очередь оценивают общественную эффективность инвестиционного проекта - его адекватность требованиям общества (обязательствам, вытекающим из законов, инструкций, правил, кодексов, уставов, а также из соображений обеспечения защиты окружающей среды, здоровья и безопасности общества, надежности производства, сохранения энергии и естественных ресурсов) в соответствии с 3.9. При неудовлетворительной оценке общественной эффективности такие проекты не рекомендуют к реализации и они не могут претендовать на бюджетную поддержку любого уровня. Если же общественная эффективность оказывается положительной, оценивают их коммерческую эффективность в соответствии с 3.10.
3.6 При недостаточной коммерческой эффективности инвестиционного проекта рекомендуется рассмотреть возможность применения различных форм его поддержки, которые позволили бы повысить коммерческую эффективность инвестиционного проекта до приемлемого уровня.
3.7 Если источники и условия финансирования известны заранее, оценку коммерческой эффективности инвестиционного проекта можно не производить.
3.8 Второй этап оценки осуществляют после обоснования схемы финансирования. На этом этапе уточняют состав участников и определяют финансовую реализуемость и эффективность участия в проекте каждого из них, региональную и территориальную эффективность, эффективность участия в проекте отдельных предприятий и акционеров, бюджетную эффективность и пр. Для участников-кредиторов эффективность определяют процентом за кредит.
3.9 Оценка общественной эффективности инвестиционного проекта
3.9.1 При расчете показателей общественной эффективности инвестиционного проекта:
- в денежных потоках отражают (при наличии информации) стоимостную оценку последствий осуществления данного проекта в других отраслях народного хозяйства, в социальной и экологической сферах;
- в составе оборотного капитала учитывают только запасы и резервы денежных средств;
- из доходов и затрат по операционной и финансовой деятельности исключают их составляющие, связанные с получением кредитов, выплатой процентов по ним и их погашением, предоставленными субсидиями, дотациями, налоговыми и другими трансфертными платежами, при которых финансовые ресурсы передаются от одного участника проекта (включая государство) другому. В тех случаях, когда связанный с проектом платеж трансфертного характера осуществляется за пределы системы инвестиционного проекта (например, для российского проекта имеет место выплата процентов по зарубежному кредиту), соответствующие затраты должны учитываться;
- инфраструктурные услуги (затраты на электроэнергию, газ, воду, транспорт) оценивают на основе рыночных цен с учетом НДС, налогом на реализацию горюче-смазочных материалов, но без акцизов;
- новые (улучшенные) товары, приобретаемые на внутреннем рынке, но могущие экспортироваться, оценивают по максимальной из двух величин: цене внутреннего рынка (с учетом НДС, но без акцизов) и цене "на границе";
- цену отсутствующей или недоступной на внутреннем и внешнем рынке (в частности, новой, не имеющей аналогов) продукции устанавливают проектом с учетом результатов маркетинговых исследований или по согласованию с основными потребителями;
- затраты труда оценивают величиной заработной платы персонала (с установленными начислениями) исходя из средней годовой заработной платы одного работника для Российской Федерации для региона, в котором осуществляются затраты труда, или усредненной для данной категории работников жилищно-коммунального хозяйства. Рекомендуется при наличии информации учитывать среднюю зарплату (с начислениями) работников соответствующих профессионально-квалификационных групп;
- используемые природные ресурсы (земельные участки, недра, лесные, водные ресурсы и др.) оценивают в соответствии со ставками платежей, установленными законодательством Российской Федерации.
3.9.2 Денежные потоки от операционной деятельности рассчитывают по объему продаж тепловой энергии и текущим затратам.
3.9.3 Дополнительно в денежных потоках от операционной деятельности учитывают внешние эффекты, например, увеличение или уменьшение доходов сторонних организаций и населения, обусловленные последствиями реализации инвестиционного проекта.
3.9.4 При соответствующем технико-экономическом обосновании в состав затрат включают ожидаемые потери от аварий и иных нештатных ситуаций.