Р НП "АВОК" 5-2006
РЕКОМЕНДАЦИИ АВОК
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОЦЕНКЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЕКТА ТЕПЛОСНАБЖЕНИЯ
Общие положения
GUIDELINES FOR THE RATING OF ECONOMIC EFFICIENCY HEAT SUPPLY INVESTMENT PROJECT. Generalities
ОКС 91.140.10
Дата введения 2006-06-01
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН творческим коллективом специалистов некоммерческого партнерства "Инженеры по отоплению, вентиляции, кондиционированию воздуха, теплоснабжению и строительной теплофизике" (НП "АВОК"):
О.А.Сотникова, доктор техн. наук, проф. (ВГАСУ) - руководитель;
Э.Ю.Околелова, канд. экон. наук, доцент (ВГАСУ);
Т.А.Фиронова (НП "АВОК").
2 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ приказом Президента НП "АВОК" от 17 апреля 2006 г.
3 ВВОДИТСЯ ВПЕРВЫЕ.
Настоящие рекомендации предназначены для оказания практической помощи специалистам в проведении оценки экономической эффективности инвестиционных проектов на этапе их разработки, а также заинтересованным юридическим и физическим лицам для принятия решения о целесообразности участия в финансировании или долевом участии в инвестиционных проектах в рамках федеральных целевых программ и/или подпрограмм по энергосбережению, в том числе по теплоснабжению при модернизации жилищно-коммунальной инфраструктуры.
В рекомендациях использованы методы оценки экономической эффективности инвестиций, базирующиеся на современной международной и отечественной практике, и содержится система показателей и методов оценки экономической эффективности инвестиционных проектов.
В рекомендациях применены основные принципы оценки экономической эффективности инвестиционных проектов, сложившиеся в мировой практике:
- принцип сопоставления полезных результатов проекта, выраженных в стоимостной форме (доходов, прибыли), с другими альтернативными возможностями вложения инвестиций;
- принцип моделирования потоков продукции, ресурсов и денежных средств. Все потоки должны быть привязаны к конкретным временным периодам;
- принцип соизмеримости результатов путем дисконтирования будущих поступлений разновременных денежных средств. Реализация этого принципа обеспечивает соизмерение результатов и затрат, осуществляемых в различные моменты времени. Используемая при этом норма дисконта выбирается исходя из конкретных альтернатив помещения капитала;
- принцип определения интегральных результатов и затрат, предлагающий учет всех положительных и отрицательных потоков денежных средств за расчетный период. При расчетах экономической эффективности это позволяет определять интегральный экономический эффект за весь период функционирования объекта (т.е. за расчетный период). Аналогичным образом в основе расчета экономической эффективности должны лежать полные затраты за расчетный период;
- принцип учета неопределенности и рисков, связанных с осуществлением проекта.
Рекомендации направлены на оказание помощи для решения следующих задач:
- проведения оценки экономической эффективности инвестиционных проектов на этапе их разработки;
- обоснования целесообразности участия в реализации инвестиционного проекта заинтересованных предприятий и инвесторов;
- проведения сравнительного анализа различных вариантов инвестиционных проектов, в том числе с различными сроками эксплуатации применяемых технических средств;
- проведения экспертизы инвестиционных проектов.
При проведении оценки экономической эффективности рекомендации позволяют учесть сроки эксплуатации оцениваемого оборудования, что весьма важно при сравнительной оценке вариантов технических средств, а также изменение ценности денег во времени, что характерно для рыночной экономики.
Рекомендации ориентированы на использование компьютерных программ и интернет-технологий, позволяющих легко и быстро осуществлять инвестиционный анализ, формировать банк проектов на предполагаемом программном обеспечении, автоматически отбирать проекты в электронном виде по различным признакам, а также осуществлять экспертизу инвестиционных проектов.
Настоящие рекомендации устанавливают общие методические положения по оценке экономической эффективности инвестиционного проекта теплоснабжения.
Положения настоящих рекомендаций предназначены для применения региональными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления, специалистами, заинтересованными лицами, занимающимися вопросами развития систем теплоснабжения, в том числе в рамках федеральных целевых программ и/или подпрограмм по энергосбережению и модернизации объектов жилищно-коммунальной инфраструктуры, а также организациями, осуществляющими экспертизу соответствующих инвестиционных проектов.
В настоящих рекомендациях применены термины с соответствующими определениями, приведенными в приложении А.
3.1 Для определения наиболее экономически эффективного варианта системы теплоснабжения необходимо сравнить несколько различных вариантов инвестиционных проектов с точки зрения их экономической целесообразности. Экономическая эффективность системы теплоснабжения характеризуется системой показателей, отражающих соотношение затрат и результатов варианта проекта применительно к интересам его участников.
3.2 Инвестиционные проекты следует оценивать с позиции пользы для страны, региона, муниципального образования, конкретного поселения, организаций, отдельных участников проекта и т.д.
Для проведения оценки рассматривают следующие показатели экономической эффективности инвестиций в системы теплоснабжения:
- показатели коммерческой (финансовой) эффективности, учитывающие финансовые последствия реализации инвестиционного проекта для его непосредственных участников;
- показатели экономической эффективности, учитывающие связанные с проектом затраты и результаты, выходящие за пределы прямых финансовых интересов его участников и допускающие стоимостное измерение. Для крупномасштабных проектов (существенно затрагивающих интересы города, региона или всей России) следует обязательно оценивать экономическую эффективность.
3.3 Оценка эффективности инвестиционного проекта проводится в два этапа, отображенных на рисунке 1.
Рисунок 1 - Схема оценки эффективности инвестиционного проекта
3.4 На первом этапе определяют показатели экономической эффективности инвестиционного проекта в целом. Целью этого этапа является агрегированная экономическая оценка проектных решений и создание необходимых условий для поиска инвесторов.
3.5 В первую очередь оценивают общественную эффективность инвестиционного проекта - его адекватность требованиям общества (обязательствам, вытекающим из законов, инструкций, правил, кодексов, уставов, а также из соображений обеспечения защиты окружающей среды, здоровья и безопасности общества, надежности производства, сохранения энергии и естественных ресурсов) в соответствии с 3.9. При неудовлетворительной оценке общественной эффективности такие проекты не рекомендуют к реализации и они не могут претендовать на бюджетную поддержку любого уровня. Если же общественная эффективность оказывается положительной, оценивают их коммерческую эффективность в соответствии с 3.10.
3.6 При недостаточной коммерческой эффективности инвестиционного проекта рекомендуется рассмотреть возможность применения различных форм его поддержки, которые позволили бы повысить коммерческую эффективность инвестиционного проекта до приемлемого уровня.
3.7 Если источники и условия финансирования известны заранее, оценку коммерческой эффективности инвестиционного проекта можно не производить.
3.8 Второй этап оценки осуществляют после обоснования схемы финансирования. На этом этапе уточняют состав участников и определяют финансовую реализуемость и эффективность участия в проекте каждого из них, региональную и территориальную эффективность, эффективность участия в проекте отдельных предприятий и акционеров, бюджетную эффективность и пр. Для участников-кредиторов эффективность определяют процентом за кредит.
3.9 Оценка общественной эффективности инвестиционного проекта
3.9.1 При расчете показателей общественной эффективности инвестиционного проекта:
- в денежных потоках отражают (при наличии информации) стоимостную оценку последствий осуществления данного проекта в других отраслях народного хозяйства, в социальной и экологической сферах;
- в составе оборотного капитала учитывают только запасы и резервы денежных средств;
- из доходов и затрат по операционной и финансовой деятельности исключают их составляющие, связанные с получением кредитов, выплатой процентов по ним и их погашением, предоставленными субсидиями, дотациями, налоговыми и другими трансфертными платежами, при которых финансовые ресурсы передаются от одного участника проекта (включая государство) другому. В тех случаях, когда связанный с проектом платеж трансфертного характера осуществляется за пределы системы инвестиционного проекта (например, для российского проекта имеет место выплата процентов по зарубежному кредиту), соответствующие затраты должны учитываться;
- инфраструктурные услуги (затраты на электроэнергию, газ, воду, транспорт) оценивают на основе рыночных цен с учетом НДС, налогом на реализацию горюче-смазочных материалов, но без акцизов;
- новые (улучшенные) товары, приобретаемые на внутреннем рынке, но могущие экспортироваться, оценивают по максимальной из двух величин: цене внутреннего рынка (с учетом НДС, но без акцизов) и цене "на границе";
- цену отсутствующей или недоступной на внутреннем и внешнем рынке (в частности, новой, не имеющей аналогов) продукции устанавливают проектом с учетом результатов маркетинговых исследований или по согласованию с основными потребителями;
- затраты труда оценивают величиной заработной платы персонала (с установленными начислениями) исходя из средней годовой заработной платы одного работника для Российской Федерации для региона, в котором осуществляются затраты труда, или усредненной для данной категории работников жилищно-коммунального хозяйства. Рекомендуется при наличии информации учитывать среднюю зарплату (с начислениями) работников соответствующих профессионально-квалификационных групп;
- используемые природные ресурсы (земельные участки, недра, лесные, водные ресурсы и др.) оценивают в соответствии со ставками платежей, установленными законодательством Российской Федерации.
3.9.2 Денежные потоки от операционной деятельности рассчитывают по объему продаж тепловой энергии и текущим затратам.
3.9.3 Дополнительно в денежных потоках от операционной деятельности учитывают внешние эффекты, например, увеличение или уменьшение доходов сторонних организаций и населения, обусловленные последствиями реализации инвестиционного проекта.
3.9.4 При соответствующем технико-экономическом обосновании в состав затрат включают ожидаемые потери от аварий и иных нештатных ситуаций.
3.9.5 В денежных потоках от инвестиционной деятельности учитывают:
- вложения в основные средства на всех шагах расчетного периода;
- затраты, связанные с прекращением инвестиционного проекта (например, на восстановление окружающей среды);
- вложения в прирост оборотного капитала;
- доходы от реализации имущества и нематериальных активов при прекращении инвестиционного проекта.
3.9.6 Для инвестиционных проектов, в которых влияние оборотного капитала мало, его можно оценивать укрупненно, процентом от производственных затрат.
3.10 Оценка коммерческой эффективности инвестиционного проекта
3.10.1 Расчет показателей коммерческой эффективности инвестиционного проекта следует проводить, основываясь на следующих принципах:
- использование предусмотренных проектом текущих (рыночных) или прогнозных цен на продукцию, услуги и материальные ресурсы;
- расчет денежных потоков в тех же валютах, в которых проектом предусматривается приобретение ресурсов и оплата продукции;
- включение заработной платы в состав операционных издержек в размерах, установленных проектом (с учетом отчислений);
- при расчете учитывают налоги, сборы, отчисления и т.п., предусмотренные законодательством, в частности, возмещение НДС за используемые ресурсы, установленные законом налоговые льготы и пр.;
- если проектом предусмотрено полное или частичное связывание денежных средств (депонирование, приобретение ценных бумаг и пр.), вложение соответствующих сумм учитывают (в виде затрат) в денежных потоках от инвестиционной деятельности, а получение (в виде доходов) - в денежных потоках от операционной деятельности;
- если проект предусматривает одновременное осуществление нескольких видов операционной деятельности, в расчете учитывают затраты по каждому из них.
3.10.2 В качестве выходных форм для расчета коммерческой эффективности инвестиционного проекта рекомендуют использовать таблицы:
- отчета о прибылях и убытках от реализации проекта;
- денежных потоков с расчетом показателей коммерческой эффективности.
3.10.3 Основным доходом в виде реальных денег от операционной деятельности является выручка от реализации продукции (тепловой энергии), определяемая по конечной (реализуемой на сторону) продукции, а также прочие и внереализационные доходы.
3.10.4 В денежный поток от инвестиционной деятельности входят:
- доходы (за вычетом налогов) от реализации имущества и нематериальных активов (в частности, при прекращении проекта), а также от возврата (в конце проекта) оборотных активов, уменьшение оборотного капитала на всех шагах расчетного периода;
- вложения в основные средства на всех шагах расчетного периода, ликвидационные затраты, вложения средств на депозит и в ценные бумаги других хозяйствующих субъектов, в увеличение оборотного капитала, компенсации (в конце проекта) оборотных пассивов.
3.10.5 Изменение оборотного капитала определяют на основе расчетов текущих активов и текущих пассивов по состоянию на конец каждого шага. При этом влияние расчетов по займам на величину оборотного капитала не учитывают.