Профессиональные справочные системы
для специалистов строительной отрасли


ПРАВИЛА
техники безопасности и производственной санитарии при производстве работ по реконструкции и капитальному ремонту инженерных сооружений

     

Дата введения 1991-03-01


СОГЛАСОВАНЫ Президиумом ЦК независимого профсоюза железнодорожников и транспортных строителей 28 ноября 1990 г.

УТВЕРЖДЕНЫ Министерством путей сообщения 4 декабря 1990 г.


Настоящие "Правила техники безопасности и производственной санитарии при производстве работ по реконструкции и капитальному ремонту инженерных сооружений" разработаны Новосибирским институтом инженеров железнодорожного транспорта (кафедры "Охрана труда", "Тоннели и метрополитены" и НИЛ безопасности труда на железнодорожном транспорте) в соответствии с требованиями CHиП III-4-80* "Техника безопасности в строительстве" взамен "Правил по технике безопасности и производственной санитарии при производстве работ по реконструкции и капитальному ремонту искусственных сооружений", утвержденных ЦК профсоюза рабочих железнодорожного транспорта и Министерством путей сообщения 13 сентября 1968 г.

_______________

На территории Российской Федерации действуют ГОСТ Р 12.3.048-2002, СНиП 12-03-2001 и СНиП 12-04-2002.  Здесь и далее. - Примечание изготовителя базы данных.

Настоящие Правила введены в действие указанием МПС от 20 декабря 1990 г. N А-2834у с 1 марта 1991 г.

Правила разработали канд. техн. наук Ф.С.Шатко - разд.1, 4, 5, 6, прил.1, 4; канд. техн. наук Ю.Н.Третьяков - разд.1, 2, 3, прил.2, 3 под общим руководством канд. техн. наук Ф.С.Шишко.

Принимали участие в разработке научные сотрудники Н.Н.Круглова, Г.С.Третьякова и Л.И.Цехнова.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Основные требования к ведению работ по ремонту и реконструкции инженерных сооружений

1.1.1. Настоящие Правила распространяются на все организации и предприятия, выполняющие работы по реконструкции и ремонту инженерных сооружений (мостов, труб, тоннелей, лавиноудерживающих сооружений) железнодорожного транспорта и устанавливают общие требования обеспечения безопасности этих работ.

1.1.2. Наряду с настоящими Правилами необходимо руководствоваться государственными стандартами, указанными в пунктах настоящих Правил, а также нормами и правилами, приведенными в прил.1.

1.1.3. Функциональные обязанности руководителей, специалистов, бригадиров и рабочих по выполнению требований настоящих Правил в организациях определяются на основе Примерного Положения согласно приложению 1 СНиП III-4-80* и утверждаются руководителем организации по согласованию с профсоюзным комитетом.

Руководители строительных, ремонтных и других организаций, занятых на ремонте и реконструкции инженерных сооружений, несут ответственность за обеспечение безопасных условий труда подчиненных им работников в соответствии с требованиями КЗоТ и должностных инструкций.

1.1.4. О всех замеченных нарушениях данных Правил каждый работник должен немедленно сообщить своему непосредственному и вышестоящему руководителю.

Виновные в нарушении настоящих Правил привлекаются к ответственности в соответствии с действующим законодательством.

1.1.5. При производстве строительно-монтажных работ необходимо соблюдать требования ГОСТ 12.3.002-75* и предусматривать технологическую последовательность производственных операций так, чтобы предыдущая операция не являлась источником производственной опасности при выполнении последующих.

1.1.6. Применяемые при производстве строительно-монтажных работ машины, оборудование и технологическая оснастка по своим техническим характеристикам должны соответствовать условиям безопасного выполнения работ.

1.1.7. Оборудование и вспомогательные устройства (леса, подмости, кружала, временная крепь и т.п.), применяемые при ремонте инженерных сооружений, должны располагаться вне габарита приближения строений.

В исключительных случаях может быть допущена временная установка такого оборудования с нарушением габарита приближения строений при условии выполнения требований, изложенных в Инструкции по применению габаритов приближения строений ГОСТ 9238-83 ЦП/4425.

1.1.8. При производстве работ на объекте строительства несколькими организациями необходимо предусматривать мероприятия по безопасности труда в соответствии с Положением о взаимоотношениях организаций и генеральных подрядчиков с субподрядными организациями.

1.1.9. Перед началом работ в местах, где может возникнуть производственная опасность, ответственному исполнителю работ необходимо выдавать наряд-допуск на производство работ повышенной опасности по форме прил.4, 5 СНиП III-4-80*.

1.1.10. Перечень профессий рабочих и видов строительно-монтажных работ, к которым предъявляются дополнительные требования по технике безопасности, приведены в прил.7 СНиП III-4-80*.

К выполнению таких работ допускаются лица, не моложе 18 лет, имеющие профессиональные навыки, прошедшие обучение безопасным методам и приемам этих работ и получившие соответствующее удостоверение.

1.1.11. Все лица, занятые на ремонте и реконструкции сооружений на эксплуатируемой сети железных дорог, должны проходить обучение и инструктаж по охране труда в соответствии с Положением об организации обучения и проверки знаний по охране труда работников железнодорожного транспорта (ЦРБ-4707).

1.2. Организация строительной площадки, участков работ и рабочих мест

1.2.1. Организация строительной площадки, участков работ и рабочих мест должна обеспечивать безопасность труда работающих на всех этапах выполнения работ и соответствовать требованиям гл.2 СНиП III-4-80*.

В случае ведения работ на лавиноопасных участках или участках с возможными осыпями и камнепадом необходимо осуществлять меры по защите подъездных путей и проходов для людей в виде строительства временных галерей, навесов, отводов и т.п. сооружений в соответствии с требованиями разд.4 настоящих Правил.

1.2.2. При организации строительной площадки, размещении участков работ, рабочих мест, проездов строительных машин и транспортных средств, проходов для людей следует установить опасные зоны, в пределах которых постоянно действуют или потенциально могут действовать опасные производственные факторы.

1.2.3. Зоны постоянно действующих опасных производственных факторов во избежание доступа посторонних лиц должны иметь защитные (предохранительные) ограждения, удовлетворяющие требованиям ГОСТ 23407-78, ГОСТ 12.4.059-89. Производство строительно-монтажных работ в этих зонах должно осуществляться в соответствии с проектом производства работ (ППР), содержащим конкретные решения по созданию условий для безопасного и безвредного выполнения работ как на строительной площадке в целом, так и на отдельных рабочих местах. Выполнение работ в этих зонах без ППР запрещается.

1.2.4. Зоны потенциально действующих опасных производственных факторов должны иметь сигнальные ограждения, удовлетворяющие требованиям ГОСТ 23407-78.

1.2.5. Границы опасных зон в местах, над которыми происходит перемещение грузов грузоподъемными кранами, а также зон, в пределах которых действует опасность поражения электрическим током, устанавливаются согласно табл.1 и табл.2 соответственно гл.2 СНиП III-4-80*.

1.2.6. Величина предельно допустимых концентраций вредных веществ в воздухе рабочей зоны, превышение которой создает опасность для человека, определяет границы опасной зоны и должна устанавливаться в соответствии с прил.9 СНиП III-4-80*.

1.2.7. При производстве строительно-монтажных работ в указанных опасных зонах, а также на лобовых и боковых откосах припортальных выемок, горных склонах с возможной осыпью, у погрузочно-разгрузочных бункеров, эстакад, работающих машин и механизмов их следует ограждать и выставлять на границах предупредительные сигналы и надписи, видимые как в дневное, так и в ночное время.

1.2.8. Подъездные пути и дороги к строительной площадке должны быть сооружены до начала строительных работ и обеспечивать свободный доступ транспортных средств и строительных машин ко всем строящимся объектам.

1.2.9. Строительная площадка перед началом работ должна быть спланирована и обеспечена водостоком, а также освещена в соответствии с требованиями ГОСТ 12.1.046-85.

1.2.10. На территории строительства должны быть установлены указатели проездов и проходов. Ширина проездов и проходов должна быть установлена в проекте планировки стройплощадки. Зоны, опасные для движения, следует ограждать или выставлять на их границах предупредительные надписи и сигналы, видимые как в дневное, так и в ночное время.

1.2.11. У въезда на строительную площадку должна быть установлена схема движения средств транспорта, а на обочине дорог и проездов - хорошо видимые дорожные знаки, регламентирующие порядок движения транспортных средств в соответствии с Правилами дорожного движения, утвержденными МВД СССР. Скорость движения автотранспорта вблизи мест производства работ не должна превышать 10 км/ч на прямых участках и 5 км/ч на поворотах.

1.2.12. Строительная площадка в населенных местах по избежание доступа посторонних лиц должна быть ограждена. Конструкция ограждений должна удовлетворять требованиям ГОСТ 23407-78.

1.2.13. При размещении временных сооружений, ограждений, складов и лесов следует учитывать требования по габаритам приближения строений.

1.2.14. Вокруг склада ГСМ и мест заправки автотранспорта должны быть устроены нефтеловушки.

1.2.15. Проходы для рабочих, расположенные на уступах, откосах и косогорах с уклоном более 20°, надлежит оборудовать лестницами с перилами.

1.2.16. На припортальной или околоствольной площадках должно быть оборудовано огражденное безопасное место для размещения смены подземных рабочих до начала работы, на время производства взрывных работ, отдыха и т.д.

1.2.17. Колодцы, шурфы и другие выемки в грунте в местах возможного доступа людей должны быть закрыты крепкими, прочными щитами или огорожены. В темное время суток ограждения должны быть обозначены электрическими сигнальными лампами напряжением не выше 42 В.

1.2.18. В местах переездов и переходов через траншеи, а также через транспортеры, лесотаски и т.п. для обеспечения безопасного пешеходного движения должны быть построены мостики шириной не менее 0,8 м с перилами высотой 1 м и бортовыми досками высотой 15 см.

1.2.19. При расположении зон строительных площадок в непосредственной близости от действующего рельсового пути переходы через них должны устанавливаться в местах, определенных проектом производства работ. В местах пересечения на строительной площадке автомобильных дорог с рельсовыми путями должны быть сделаны сплошные настилы (переезды) с контррельсами, уложенными в уровень с головками рельсов.

1.2.20. Переезды через железнодорожные пути оборудуют световой сигнализацией, а при интенсивном железнодорожном движении - охраняемыми шлагбаумами в соответствии с ПТЭ и инструкцией по обслуживанию переездов. Движение транспорта через железнодорожные пути в других местах не допускается.

1.2.21. Во время прохода поезда работающие на стройплощадке должны находиться в безопасной зоне. Минимальное расстояние от работающих до крайнего рельса при этом должно быть не менее:

при движении поездов со скоростью до 140 км/ч - 2 м;

при движении поездов со скоростью 141-160 км/ч - 4 м;

при движении поездов со скоростью 161-200 км/ч - 5 м.

1.2.22. Трубопроводы временных сетей водоснабжения и других коммуникаций в местах пересечения с дорогами и проездами не должны мешать движению транспортных средств и проходу пешеходов.

1.2.23. Пожарная безопасность на строительной площадке, участках работ и рабочих местах должна обеспечиваться в соответствии с требованиями Правил пожарной безопасности при производстве строительно-монтажных работ (ППБ-05-86)*, утвержденных ГУПО МВД СССР.

________________

* Документ отменен приказом МВД РФ от 14.12.1993 N 536, в связи с введением ППБ 01-93 Правила пожарной безопасности в Российской Федерации. На территории Российской Федерации действуют Правила противопожарного режима в Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390, здесь и далее по тексту. - Примечание изготовителя базы данных.

1.2.24. Электробезопасность на строительной площадке, участках работ и рабочих местах должна обеспечиваться в соответствии с требованиями ГОСТ 12.1.013-78*.

_______________

* На территории Российской Федерации документ не действует. Действуют СНиП 12-03-2001, здесь и далее по тексту. - Примечание изготовителя базы данных.

1.2.25. Завоз материалов на территорию строительной площадки допускается только после устройства предусмотренных проектом производства работ площадок и помещений для их хранения.

1.2.26. Материалы (конструкции, оборудование) следует размещать на выровненных площадках, предусматривая меры против их самопроизвольного смещения, просадки, осыпания и раскатывания.

1.2.27. Погрузка, выгрузка, складирование материалов и конструкций осуществляется в соответствии с требованиями правил техники безопасности и производственной санитарии при погрузочно-разгрузочных работах на железнодорожном транспорте, а также ГОСТ 12.3.009-76*, ГОСТ 12.3.020-80, СНиП III-4-80* (гл.2).

1.2.28. При выгрузке стройматериалов из вагонов непосредственно у объекта работ требуется соблюдать следующие требования:

при обочине земляного полотна достаточной ширины разрешается выгружать материалы на обочину с соблюдением габарита приближения строений и ограждением подоткосной части насыпи;

при отсутствии обочины достаточной ширины можно выгружать материалы на специальные подмости, расположенные на откосе насыпи с установлением охраны или ограждением площадки у подошвы насыпи.

Выгруженные вблизи пути материалы и конструкции должны быть надежно закреплены; при их укладке нужно следить, чтобы не нарушался габарит приближения строений.

1.2.29. Рабочим запрещается располагаться на отдых у подошвы откоса насыпи, на обочине которой находятся стройматериалы.

1.2.30. Территорию строительной площадки необходимо регулярно очищать от отходов производства, строительного и бытового мусора. Вывозить отходы и мусор разрешается только в места, указанные коммунальными и санитарными организациями.

1.2.31. В зимнее время дороги, проезды и проходы, расположенные на территории строительной площадки, нужно очищать от снега и льда и посыпать песком.

1.2.32. Место производства работ, требующее остановки или снижения скорости движения проходящих поездов, должно быть ограждено сигналами. Порядок ограждения мест производства работ устанавливается Инструкцией по сигнализации на железных дорогах СССР.

1.2.33. Запрещается: приступать к работам до ограждения сигналами места производства работ, опасного для движения поездов; снимать сигналы, ограждающие место производства работ до полного окончания работ; приступать к работам до получения руководителем работ приказа поездного диспетчера (в форме письменного уведомления, телефонограммы или телеграммы) о состоявшемся закрытии перегона или путей и до ограждения сигналами места работ.

1.2.34. Об особенностях производства работ на участках со скоростным движением поездов (более 140 км/ч) все рабочие должны быть ознакомлены перед выходом на работу.

Руководители работ, а также работники, выполняющие работы на пути, должны иметь при себе выписку из расписания движения поездов, следующих со скоростью свыше 140 км/ч.

Руководители работ должны быть снабжены переносными телефонами и иметь право включения в связь с поездным диспетчером.

Руководитель работ обязан перед проходом скоростного поезда вывести работающих за пределы инженерного сооружения, независимо от его длины, с таким расчетом, чтобы за 5 минут до прохода поезда отвести рабочих в сторону от пути на расстояние не менее 5 метров.

Если скоростной поезд не проследовал по расписанию, то руководители работ уточняют по телефону или другим средствам у дежурного по станции (поездного диспетчера) время проследования этого поезда.

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ доступен в системах «Техэксперт» и «Кодекс».