2.4.1. Разработку котлованов под опоры контактной сети разрешается начинать только после разбивки мест установки опор в соответствии с проектом, что должно быть оформлено актом (приложение 2.5). Положение опор должно быть зафиксировано на наружной стороне рельса с указанием порядкового номера, типа опоры и габарита ее установки.
2.4.2. При разработке котлованов в местах расположения подземных коммуникаций должны быть приняты меры против их повреждения. Разработку котлованов в указанных местах необходимо производить под наблюдением представителей организаций, эксплуатирующих эти коммуникации. Руководитель работ не позже чем за 2 суток обязан поставить в известность заинтересованные организации о месте и времени этих работ, а организации, эксплуатирующие коммуникации, должны обеспечить выдачу разрешений на производство земляных работ и установку временных сигналов-указателей направления подземных коммуникаций на участке разработки котлована и выделить своего представителя.
2.4.3. Руководитель работ должен поставить в известность администрацию дистанции пути о местах разработки котлованов не позднее, чем за сутки до их начала, а последняя должна при необходимости выделить своего представителя в сроки, указанные в извещении.
2.4.4. Разработку котлованов под фундаменты и опоры контактной сети необходимо производить механизированным способом - специальными котлованокопателями, буровыми машинами и экскаваторами, а в трудно доступных местах - с помощью средств малой механизации.
В стесненных условиях на станциях, где близко расположены подземные коммуникации, разработка котлованов допускается вручную с принятием необходимых мер по обеспечению техники безопасности работающих и сохранности подземных сооружений.
2.4.5. Размеры котлована в плане должны обеспечивать свободную установку фундамента или опоры с лежнями или опорными плитами в проектное положение с учетом возможности уплотнения грунта в пазухах; по глубине котлован должен соответствовать проектным размерам с допуском ±100 мм, а по расстоянию от оси пути должен обеспечивать возможность установки фундаментов или опор с допуском не более +150 мм.
2.4.6. При обнаружении в котловане грунта с несущей способностью ниже предусмотренной проектом способ закрепления опор в грунте должен определяться проектной организацией (в порядке проведения авторского надзора) по согласованию со строительной организацией и заказчиком.
2.4.7. Разработку котлованов необходимо, как правило, осуществлять так, чтобы для опор, устанавливаемых на прямых участках, с внешней стороны кривых, а также с внутренней стороны кривых радиусом более 1000 м, стенка котлована располагалась от оси пути на проектном расстоянии расположения опор для установки фундамента или опоры вплотную к стенке котлована со стороны пути.
На внутренней стороне кривых радиусом менее 1000 м котлован следует располагать на таком расстоянии от оси пути, чтобы обеспечить установку опоры или фундамента в проектное положение вплотную к полевой стороне стенки котлована.
2.4.8. Грунт, извлеченный из котлована, необходимо располагать с соблюдением габаритов приближения строений. Засыпка кюветов грунтом запрещена.
2.4.9. Разработка котлованов и установка опор без крепления допускается:
а) при установке фундаментов или опор непосредственно за механизированной разработкой котлованов;
б) в выемках и нулевых местах с устойчивыми грунтами при расстоянии от оси пути до ближайшей грани опоры не менее 4,9 м;
в) при глубине промерзшего грунта не менее 0,8 м;
г) в сухих связных грунтах для консольных опор с приближением к оси пути не менее 3,1 м.
Во всех случаях перерыв по времени между разработкой котлована и установкой в них фундаментов или опор должен быть не более суток (см. п.2.10.3).
2.4.10. При механизированной разработке котлованов следует, как правило, устанавливать опоры или фундаменты вслед за разработкой котлована в течение одного "окна". При необходимости закрепление вертикальных стенок котлованов, разрабатываемых землеройными машинами, должно осуществляться инвентарными щитами, опускаемыми и раскрепляемыми сверху без спуска рабочих в котлован.
2.4.11. Котлованы под опоры контактной сети необходимо разрабатывать с соблюдением безопасности движения поездов. Для обеспечения особой бдительности при следовании поездов по перегону, где производится рытье котлованов "с поля", руководитель работ обязан через администрацию дистанции пути обеспечивать выдачу локомотивным и поездным бригадам письменного предупреждения. Место работ должно быть ограждено переносными сигналами "С" (свисток).
При появлении деформаций, вызывающих нарушение устойчивости земляного полотна, руководитель работ обязан обеспечить соответствующее крепление его и заявить администрации дистанции пути о необходимости ограничения скорости движения поездов или установления пропуска поездов с проводником. Руководитель работ обязан иметь при себе расписание движения поездов и набор сигналов, необходимых для остановки поезда или снижения его скорости.
В необходимых случаях для наблюдения в нерабочее время за отдельными отрытыми котлованами производитель работ обязан назначить проинструктированного рабочего, сдавшего испытания по правилам технической эксплуатации железных дорог и инструкции по сигнализации в соответствующем объеме. Об отрытых котлованах, за которыми установлено круглосуточное наблюдение, должен быть извещен дорожный мастер.
2.4.12. Котлованы на станциях и раздельных пунктах, в местах скопления людей и в населенных пунктах должны быть закрыты щитами или ограждены с соблюдением габарита приближения строений, а также с учетом требований п.2.4.11 настоящих Норм.
2.4.13. Разработка котлованов в зимнее время в мерзлых, слабых, скальных и крупнообломочных грунтах должна производиться с учетом требований, изложенных в п.2.11 настоящих Норм.