Статус документа
Статус документа

Правила устройства и технической эксплуатации контактной сети электрифицированных железных дорог

2.23. Заземление

2.23.1. Заземление конструкций и устройств контактной сети и совмещенных с нею ВЛ, а также других сооружений и устройств на электрифицированных линиях должны обеспечивать: надежную работу защиты от токов коротких замыканий, электробезопасность обслуживающего персонала и других лиц, нормальное функционирование рельсовых цепей автоблокировки и электрической централизации, ограничения утечки тяговых токов на участках постоянного тока.

Технические и конструктивные решения по заземлению устройств тягового и нетягового электроснабжения и связанных с ними сооружений и конструкций должны соответствовать требованиям Инструкции по заземлению устройств электроснабжения на электрифицированных железных дорогах и Инструкции по защите железнодорожных подземных сооружений от коррозии блуждающими токами.

2.23.2. Устройства слива, налива и хранения легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, принадлежащие организациям федерального железнодорожного транспорта, должны быть защищены от искрообразования на контактной сети и ВЛ в соответствии с Указаниями по проектированию защиты от искрообразования на сооружениях с легковоспламеняющимися и горючими жидкостями при электрификации железных дорог.

2.23.3. Металлические опоры контактной сети и конструкции крепления контактной сети и ВЛ на железобетонных и деревянных опорах или неметаллических искусственных сооружениях, а также все металлические конструкции (мосты, путепроводы, светофоры, отдельно стоящие опоры, прожекторные мачты, крыши зданий и гидроколонки), расположенные на расстоянии менее 5 м в плане от проводов и элементов контактной сети, находящихся под напряжением, должны быть заземлены. Заземлению подлежат также все расположенные в зоне влияния контактной сети переменного тока металлические сооружения, на которых возникают опасные наведенные напряжения.

2.23.4. Заземление опор контактной сети и находящихся вблизи нее сооружений осуществляют индивидуальными или групповыми заземляющими проводниками, присоединенными к тяговым рельсам или средним точкам путевых дроссель-трансформаторов (выравнивающих дросселей) непосредственно (глухим присоединением) или через защитные устройства.

2.23.5. В качестве защитных устройств в цепи заземления используют искровые промежутки, диодные заземлители или диодно-искровые заземлители (диодный заземлитель и два запараллеленных искровых промежутка).

2.23.6. На электрифицированных участках постоянного тока металлические опоры и конструкции крепления контактной сети и ВЛ напряжением выше 1000 В на железобетонных опорах заземляют на рельсовую цепь:

через искровой промежуток - при индивидуальном заземлении опор, имеющих сопротивление ниже 10 кОм, а также при групповом заземлении в катодных зонах потенциалов рельсов;

через диодный заземлитель - при групповом заземлении опор в анодных и знакопеременных зонах;

через диодно-искровой заземлитель - при групповом заземлении независимо от потенциальной зоны при сопротивлении цепи заземления опор менее 6 Ом на 1 км при подключении к тяговому рельсу и менее 5 Ом - при подключении к средней точке дроссель-трансформатора;

наглухо при индивидуальном заземлении, если сопротивление цепи заземления не менее 10 кОм и имеются в отверстиях для закладных деталей изолирующие втулки и под хомутами изолирующие прокладки.

Детали крепления траверсы (кронштейна) ВЛ напряжением выше 1 кВ подключают к заземляющему проводу опоры контактной сети. При подвеске проводов должны соблюдаться требования пункта 2.20 настоящих Правил.

2.23.7. На электрифицированных участках переменного тока металлические опоры и конструкции крепления контактной сети и ВЛ напряжением выше 1000 В на железобетонных опорах заземляют на рельсовую цепь:

через искровой промежуток - при индивидуальном заземлении, если сопротивление опоры менее 100 Ом при подключении заземления к рельсу двухниточной рельсовой цепи и менее 5 Ом - при подключении к средней точке дроссель-трансформатора;

через искровой промежуток - при групповом заземлении, если сопротивление цепи заземления опор менее 6 Ом на 1 км при подключении к рельсу двухниточной рельсовой цепи и менее 5 Ом - при подключении к средней точке дроссель-трансформатора;

наглухо при индивидуальном или групповом заземлении в остальных случаях.

2.23.8. Опоры жестких и гибких поперечин с неизолированными от опор поперечными несущими и фиксирующими тросами заземляют только с одной стороны. Если на опоре имеется разрядник или ограничитель перенапряжения (ОПН), то заземление устанавливают на этой опоре. На изолированных гибких поперечинах заземляют обе опоры.

2.23.9. Сооружения и конструкции, расположенные в общедоступных местах (посадочные платформы, места посадки и высадки пассажиров, не имеющие посадочных платформ, переезды и переходы на уровне железнодорожных путей, места систематической погрузки и выгрузки или прохода пассажиров, пешеходные и сигнальные мостики), на участках переменного тока заземляют наглухо двойными проводниками.

На участках постоянного тока в указанных местах в цепь заземления включают диодный заземлитель или между узлами контактной сети, находящимися под напряжением, и конструкциями их крепления на мостах и других искусственных сооружениях, а также на опорных устройствах выполняют дополнительную изоляцию с устройством нейтральных вставок. Нейтральные вставки присоединяют наглухо к рельсовой цепи двойным заземляющим спуском, изолированным от конструкции сооружения. Сопротивление изоляции нейтральной вставки должно быть не менее 10 кОм.

2.23.10. Металлические и железобетонные опоры питающих линий, расположенных на расстоянии 5 м и более от путей, заземляют на отсасывающую линию или специально подвешенные провода группового заземления, присоединяемые к тяговой рельсовой цепи при постоянном токе через искровые промежутки, а при переменном токе - без искровых промежутков.

2.23.11. Заземление концевых опор питающих линий, расположенных у тяговых подстанций, на которых установлены разъединители, осуществляют глухим присоединением к внешнему контуру заземления подстанции.

Изолированные от опор разрядники и ОПН питающих линий заземляют на отсос или на провод группового заземления.

Длина и площадь сечения провода группового заземления должны быть проверены по условиям обеспечения нормальной работы защиты от токов короткого замыкания. При этом у металлических опор, удаленных от места присоединения отсасывающей линии или группового заземления к рельсовой цепи на участках постоянного тока на расстояние более 1 км, а переменного тока - более 0,5 км, должен быть выравнивающий контур, соединенный с опорой двумя проводниками.

2.23.12. Заземляемый рог разрядника, основание ОПН, ручной или моторный привод секционного разъединителя при постоянном токе изолируют от опоры изолирующими прокладками с сопротивлением изоляции не менее 10 кОм и заземляют индивидуально на средний вывод дроссель-трансформатора или тяговый рельс без защитных устройств.

Заземление рогового разрядника и основания ОПН выполняют одиночным проводником с двойным петлевым креплением к рельсу, а приводов секционных разъединителей - двойным проводником.

При подключении заземляющих проводников разрядников и ОПН к рельсовой цепи должны соблюдаться требования, изложенные в подпункте 2.23.16 настоящих Правил.

2.23.13. Оболочка и броня кабеля дистанционного управления секционными разъединителями должны быть изолированы от корпуса привода и конструкций его крепления на опоре. Сопротивление изоляции должно быть не менее 10 кОм.

2.23.14. Спуски разрядников и ОПН, установленных на опорах питающих линий или на самостоятельных опорах ВЛ (ДПР) на обходах, расположенных на расстоянии 5 м и более от путей, присоединяют к индивидуальному контуру заземления с сопротивлением не более 3 Ом при постоянном токе и не более 10 Ом при переменном токе.