2.22.1. Опорные устройства и поддерживающие конструкции рассчитывают на сочетание расчетных нагрузок, действующих в нормальном, монтажном и аварийном режимах, наибольших для отдельных элементов и конструкций в соответствии с Нормами проектирования контактной сети. Мощность опор должна проверяться на обеспечение устойчивости при падении соседней опоры и должна быть рассчитана на подвеску в перспективе усиливающих проводов.
2.22.2. При определении мощности жестких и гибких поперечин должна учитываться нагрузка от подвески проводов контактной сети на всех путях, перекрываемых поперечиной, в том числе неэлектрифицируемых при строительстве, а также от подвесок съездов, анкеровочных ветвей и других проводов и устройств, размещаемых на поперечинах.
2.22.3. При новом строительстве, обновлении и реконструкции в качестве опорных устройств для контактной подвески следует предусматривать:
на перегонах двухпутных участков - для каждого главного пути отдельные опорные устройства, не связанные между собой механически, при этом они не должны устанавливаться в междупутье главных путей, расположенных на общем (совместном) земляном полотне;
при габарите одной из опор двухпутного участка более 4,9 м от оси крайнего пути и при расположении изолирующих сопряжений анкерных участков в кривых участках пути радиусом менее 600 м - жесткие поперечины с консольными или фиксаторными стойками;
на многопутных перегонах - жесткие поперечины с консольными или фиксаторными стойками для каждого пути;
на станциях - гибкие или жесткие поперечины, при этом не допускается применение средних опор с креплением на них с двух сторон жестких или гибких поперечин;
в искусственных сооружениях - верхние элементы мостов, своды тоннелей, конструкции путепроводов и пешеходных мостов.
При невозможности установки одиночных опор, гибких или жестких поперечин допускается, как исключение, использование двухпутных консолей с фиксаторными стойками для каждого пути.
2.22.4. Стальные опоры и конструкции должны быть из малоуглеродистых сталей обыкновенного качества, низколегированных конструкционных сталей или сталей повышенной коррозионной стойкости.
Категория стали должна строго соответствовать климатическому району электрифицированной линии. Все опоры и конструкции из стали должны иметь стойкое антикоррозионное покрытие.
Запрещается использование при изготовлении опор, ригелей, консолей и других устройств контактной сети и ВЛ конструктивных элементов из стального проката толщиной менее 4 мм.
Стальные сварные конструкции, для которых предусматривается защитное антикоррозионное покрытие, наносимое методом горячего цинкования или алюминирования, должны иметь сварные соединения встык, образуемые двухсторонними швами или односторонними швами с подваркой. Не допускается цинковать конструкции со сварными соединениями внахлестку.
2.22.5. Стойки железобетонных опор должны изготавливаться из бетона марки не ниже В30 с использованием в качестве напрягаемой арматуры горячекатанных стержней или высокопрочной проволоки диаметром не менее 4 мм. В качестве ненапрягаемой арматуры должны применяться стержни из горячекатанной стали.
Опоры должны иметь нормируемую жесткость. Прогиб опор на уровне контактного провода с нормативным изгибающим моментом до 88 кН·м должен быть не более 100 мм, а для опор с нормативным изгибающим моментом более 88 кН·м - не более 125 мм.
2.22.6. В районах со сложными геологическими условиями и вечномерзлыми грунтами должны предусматриваться мероприятия по обеспечению устойчивости опор и защите их фундаментной части от воздействия морозного пучения грунтов и просадок при оттаивании.
2.22.7. Погружаемые и закапываемые фундаменты должны иметь гидроизоляционное покрытие независимо от агрессивности грунтов, а стаканные фундаменты у основания стаканной части - отверстия для стока воды.
2.22.8. Анкерные болты фундаментов и соединительные шпильки между башмаком опоры и клиновидным или свайным фундаментами после установки опор должны быть защищены антикоррозионной смазкой. Не допускается устройство бетонных монолитных оголовков.
2.22.9. На участках постоянного тока для защиты арматуры железобетонных опор, фундаментов и анкеров от электрокоррозии между поверхностью бетона и заземленными на рельс поддерживающими конструкциями, оттяжками опоры и анкерами должны быть установлены изолирующие прокладки, втулки и другие элементы, обеспечивающие сопротивление цепи заземления не менее 10 кОм.
2.22.10. После установки опор и монтажа на них всех поддерживающих устройств должно быть измерено сопротивление цепи заземления каждой опоры (заземляемые конструкции - заземляющий проводник - рельс - грунт - защитный слой бетона фундаментной части - арматура опоры - защитный слой бетона надземной части - заземляемые конструкции). Это сопротивление при измерении в сухую погоду на участках постоянного тока должно быть не менее 10 кОм и на участках переменного тока не менее 1,5 кОм. Запрещается вводить в эксплуатацию новые опоры, имеющие сопротивление менее указанных значений (низкоомные).
2.22.11. Разрешается эксплуатация установленных ранее опор и фундаментов с меньшими значениями сопротивления цепи заземления при условии обязательного использования защитных устройств в цепи заземления, обеспечивая их надежную работу путем постоянного наблюдения и проведения диагностических измерений и испытаний.
2.22.12. При установке опорных конструкций допускаются следующие отклонения от проектных данных:
по глубине заделки опор или фундаментов в грунт ±100 мм и анкеров ±200 мм (эта величина проверяется по положению верха фундамента или условного обреза у нераздельных опор относительно уровня головки рельса);
по разнице в отметках вершин стоек жестких поперечин не более 100 мм при длине ригеля до 30 м и не более 200 мм - при большей длине;
по расстоянию между стойками одной жесткой поперечины не более ±300 мм (при соблюдении проектного габарита установки стоек относительно оси ближайших путей);
по развороту опор в плане по отношению к направлению, перпендикулярному оси пути ±3° (tg3°=1/20);
по расстоянию от оси пути до опор на уровне головки рельса +150 мм;
по наклону оси опоры относительно вертикали - 2% высоты опоры в сторону, противоположную действию основных нагрузок, и 1% - вдоль оси пути, а на участках скоростного движения поездов (161-200 км/ч) в сторону поля и вдоль оси пути - 0,5%, для анкерных опор - 0,5% в сторону, противоположную действию основных нагрузок, опоры жестких поперечин должны быть установлены вертикально;