2.9.1. Все поступающие в дистанцию электроснабжения от предприятий-изготовителей изоляторы и изолирующие вставки должны пройти входной контроль качества перед установкой в эксплуатацию, перед передачей подрядным монтажным организациям при новом строительстве, реконструкции и обновлении или капитальном ремонте, а также перед закладкой в страховой неснижаемый запас или запас длительного хранения.
При входном контроле проверяют наличие сопроводительной документации, сертификата качества или паспорта, комплектность поставки и соответствие заказу (договору), состояние упаковки, соответствие ее требованиям стандартов или технических условий, производят визуальный осмотр состояния изоляционных деталей, арматуры и ее защитного покрытия, качества сборки.
Фарфоровые тарельчатые и многоэлементные (сборные) изоляторы, кроме того, подвергают электрическим испытаниям и измерениям. На оконцеватели (шапки) всех изоляторов, выдержавших испытания, наносят масляной краской отличительную маркировку "П", без которой не допускается их установка на контактной сети.
Изоляторы, находящиеся в страховом неснижаемом запасе районов контактной сети и дистанций электроснабжения, должны подвергаться электрическим испытаниям и измерениям не реже, чем 1 раз в 5 лет.
Электрическим испытаниям, измерениям и маркировке не подвергаются стеклянные, полимерные и стержневые фарфоровые изоляторы.
2.9.2. Изоляторы и изолирующие вставки контактной сети и ВЛ перед установкой необходимо осматривать и очищать от загрязнения.
Не допускаются к монтажу и заменяются в процессе эксплуатации изоляторы, имеющие следующие дефекты:
в оконцевателях - трещины, качание, сползание или проворачивание их в заделке, видимое искривление (несоосность) деталей, отсутствие или нарушение влагостойкого покрытия цементного шва, повреждения антикоррозионного покрытия или видимые следы коррозии на нем;
в фарфоре - сколы ребер у проходных, опорных стержневых изоляторов более 60 мм длиной и 5 мм глубиной, у подвесных - сколы общей площадью более 300 мм и такой же величины сколы у стержневых изоляторов, если они находятся ближе 10 мм от места сопряжения ребер с основным телом изолятора. У всех типов изоляторов - глубокие царапины длиной более 25 мм или видимые трещины, ожоги дугой, вскрытые пузыри или другие повреждения глазури;
в стекле - трещины, сколы, посечки, морщины, складки, натеки, свищи, видимые внутренние газовые пузыри и инородные включения, оплавления дугой;
в полимерных чехлах (покрытиях) - механические повреждения (надрезы, проколы, кратеры, ссадины), разгерметизация, следы токопроводящих дорожек (треков) на длине более 1/3 пути утечки тока;
устойчивое, не подвергающееся очистке, загрязнение более 1/3 поверхности изоляционных деталей из любого материала;
коррозия стержня тарельчатого стеклянного или фарфорового изолятора до диаметра 12 мм.
2.9.3. В процессе перевозки, монтажа и эксплуатации не допускается:
бросать изоляторы;
наносить удары по изоляторам и соединенным непосредственно с ними деталям (фиксаторам, седлам, анкерным штангам, деталям изолированных консолей и другим);
проводить механическую и термическую обработку арматуры изолятора, в том числе приварку к ней каких-либо элементов конструкции;
становиться персоналу непосредственно на изоляторы;
проводить какие-либо действия с кручением изоляционной детали изолятора.
2.9.4. Повторное использование бывших в эксплуатации изоляторов и изолирующих вставок допускается после их проверки и испытаний в соответствии с подпунктами 2.9.1 и 2.9.2 настоящих Правил. Проведение механических испытаний изоляторов не допускается.
Таблица 2.9.1
Напряжение контактной сети или ВЛ, кВ | Расстояние, мм, от заземленных частей до первого изолирующего элемента или ребра изолятора, находящегося со стороны, не менее | |
напряжения | заземленных частей | |
3 | 150 | 50 |
10 (6) | 200 | 70 |
25 | 300 | 100 |
Таблица 2.9.2
Степень загрязненности атмосферы (СЗА) | Характеристика железнодорожных участков |
III | Участки со скоростями движения до 120 км/ч при отсутствии характеристик, указанных для IV-VII СЗА. Вблизи мест (до 500 м): добычи, постоянной погрузки и выгрузки угля; производства цинка, алюминия; ТЭС, работающих на сланцах и угле с зольностью выше 30%; участки с перевозками в открытом виде угля, сланца, песка, щебня организованными маршрутами |
IV | Участки со скоростями движения поездов 121-160 км/ч. Местности с сильнозасоленными и дефлирующими почвами или вблизи морей и соляных озер (до 1 км) со среднезасоленной водой (10-20 г/л) или на расстоянии от 1 до 5 км с сильнозасоленной водой (20-40 г/л) |
V | Участки со скоростями движения поездов более 160 км/ч. Вблизи мест (до 500 м) производства, постоянной погрузки и выгрузки цемента. Местности с очень засоленными и дефлирующими почвами или вблизи морей и соленых озер (до 1 км) с сильнозасоленной водой (20-40 г/л). В тоннелях со смешанной ездой на тепловозах и электровозах |
VI | Вблизи мест (до 500 м) расположения предприятий нефтехимической промышленности, постоянной погрузки и выгрузки ее продукции. Места постоянной стоянки и остановки работающих тепловозов. В промышленных центрах с интенсивным выделением смога |
VII | Вблизи мест (до 500 м) расположения градирен, предприятий химической промышленности и по производству редких металлов, постоянной погрузки и выгрузки минеральных удобрений и продуктов химической промышленности |
2.9.5. Расстояние от заземленных частей опорных устройств и искусственных сооружений до изолирующих элементов должно соответствовать параметрам, приведенным в таблице 2.9.1.