Статус документа
Статус документа

Правила устройства и технической эксплуатации контактной сети электрифицированных железных дорог

2.9. Изоляторы и изолирующие вставки

2.9.1. Все поступающие в дистанцию электроснабжения от предприятий-изготовителей изоляторы и изолирующие вставки должны пройти входной контроль качества перед установкой в эксплуатацию, перед передачей подрядным монтажным организациям при новом строительстве, реконструкции и обновлении или капитальном ремонте, а также перед закладкой в страховой неснижаемый запас или запас длительного хранения.

При входном контроле проверяют наличие сопроводительной документации, сертификата качества или паспорта, комплектность поставки и соответствие заказу (договору), состояние упаковки, соответствие ее требованиям стандартов или технических условий, производят визуальный осмотр состояния изоляционных деталей, арматуры и ее защитного покрытия, качества сборки.

Фарфоровые тарельчатые и многоэлементные (сборные) изоляторы, кроме того, подвергают электрическим испытаниям и измерениям. На оконцеватели (шапки) всех изоляторов, выдержавших испытания, наносят масляной краской отличительную маркировку "П", без которой не допускается их установка на контактной сети.

Изоляторы, находящиеся в страховом неснижаемом запасе районов контактной сети и дистанций электроснабжения, должны подвергаться электрическим испытаниям и измерениям не реже, чем 1 раз в 5 лет.

Электрическим испытаниям, измерениям и маркировке не подвергаются стеклянные, полимерные и стержневые фарфоровые изоляторы.

2.9.2. Изоляторы и изолирующие вставки контактной сети и ВЛ перед установкой необходимо осматривать и очищать от загрязнения.

Не допускаются к монтажу и заменяются в процессе эксплуатации изоляторы, имеющие следующие дефекты:

в оконцевателях - трещины, качание, сползание или проворачивание их в заделке, видимое искривление (несоосность) деталей, отсутствие или нарушение влагостойкого покрытия цементного шва, повреждения антикоррозионного покрытия или видимые следы коррозии на нем;

в фарфоре - сколы ребер у проходных, опорных стержневых изоляторов более 60 мм длиной и 5 мм глубиной, у подвесных - сколы общей площадью более 300 мм и такой же величины сколы у стержневых изоляторов, если они находятся ближе 10 мм от места сопряжения ребер с основным телом изолятора. У всех типов изоляторов - глубокие царапины длиной более 25 мм или видимые трещины, ожоги дугой, вскрытые пузыри или другие повреждения глазури;

в стекле - трещины, сколы, посечки, морщины, складки, натеки, свищи, видимые внутренние газовые пузыри и инородные включения, оплавления дугой;

в полимерных чехлах (покрытиях) - механические повреждения (надрезы, проколы, кратеры, ссадины), разгерметизация, следы токопроводящих дорожек (треков) на длине более 1/3 пути утечки тока;

устойчивое, не подвергающееся очистке, загрязнение более 1/3 поверхности изоляционных деталей из любого материала;

коррозия стержня тарельчатого стеклянного или фарфорового изолятора до диаметра 12 мм.

2.9.3. В процессе перевозки, монтажа и эксплуатации не допускается:

бросать изоляторы;

наносить удары по изоляторам и соединенным непосредственно с ними деталям (фиксаторам, седлам, анкерным штангам, деталям изолированных консолей и другим);

проводить механическую и термическую обработку арматуры изолятора, в том числе приварку к ней каких-либо элементов конструкции;

становиться персоналу непосредственно на изоляторы;

проводить какие-либо действия с кручением изоляционной детали изолятора.

2.9.4. Повторное использование бывших в эксплуатации изоляторов и изолирующих вставок допускается после их проверки и испытаний в соответствии с подпунктами 2.9.1 и 2.9.2 настоящих Правил. Проведение механических испытаний изоляторов не допускается.

Таблица 2.9.1

Напряжение контактной сети или ВЛ, кВ

Расстояние, мм, от заземленных частей до первого изолирующего элемента или ребра изолятора, находящегося со стороны, не менее


напряжения

заземленных частей

3

150

50

10 (6)

200

70

25

300

100

     

Таблица 2.9.2

Степень загрязненности атмосферы (СЗА)

Характеристика железнодорожных участков

III

Участки со скоростями движения до 120 км/ч при отсутствии характеристик, указанных для IV-VII СЗА.

Вблизи мест (до 500 м): добычи, постоянной погрузки и выгрузки угля; производства цинка, алюминия; ТЭС, работающих на сланцах и угле с зольностью выше 30%; участки с перевозками в открытом виде угля, сланца, песка, щебня организованными маршрутами

IV

Участки со скоростями движения поездов 121-160 км/ч.

Местности с сильнозасоленными и дефлирующими почвами или вблизи морей и соляных озер (до 1 км) со среднезасоленной водой (10-20 г/л) или на расстоянии от 1 до 5 км с сильнозасоленной водой (20-40 г/л)

V

Участки со скоростями движения поездов более 160 км/ч.

Вблизи мест (до 500 м) производства, постоянной погрузки и выгрузки цемента.

Местности с очень засоленными и дефлирующими почвами или вблизи морей и соленых озер (до 1 км) с сильнозасоленной водой (20-40 г/л).

В тоннелях со смешанной ездой на тепловозах и электровозах

VI

Вблизи мест (до 500 м) расположения предприятий нефтехимической промышленности, постоянной погрузки и выгрузки ее продукции.

Места постоянной стоянки и остановки работающих тепловозов.

В промышленных центрах с интенсивным выделением смога

VII

Вблизи мест (до 500 м) расположения градирен, предприятий химической промышленности и по производству редких металлов, постоянной погрузки и выгрузки минеральных удобрений и продуктов химической промышленности



2.9.5. Расстояние от заземленных частей опорных устройств и искусственных сооружений до изолирующих элементов должно соответствовать параметрам, приведенным в таблице 2.9.1.