N ЦТ-479
ПРАВИЛА ТЕКУЩЕГО РЕМОНТА И ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ЭЛЕКТРОПОЕЗДОВ
(В ред. Указания МПС от 26.11.99 N К-2695у)
УТВЕРЖДАЮ:
ЗАМЕСТИТЕЛЬ МИНИСТРА ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ А.Н.Кондратенко 10 июля 1997 г.
1.1.1. Настоящие Правила устанавливают основные положения системы планово-предупредительного ремонта и технического обслуживания электропоездов ЭР1, ЭР2, ЭР2Р, ЭР2Т, ЭД2Т, ЭТ2, ЭР9 всех индексов (в/и) и ЭР22 в депо.
1.1.2. Правила определяют требования и устанавливают перечень, объем и периодичность выполнения и организацию работ при текущем ремонте и техническом обслуживании электропоездов в депо и в период эксплуатации.
1.1.3. Правилами устанавливаются нормы допусков и износов узлов оборудования, а также нормы сопротивления изоляции и величины испытательного напряжения для проверки прочности изоляции электрического оборудования и цепей электропоездов. В приложениях к настоящим Правилам указан перечень основных действующих Правил, инструкций и инструктивных указаний, перечень основной технологической документации по текущему ремонту и техническому обслуживанию электропоездов, а также прилагаются справочные материалы по техническим данным электрооборудования электропоездов.
1.1.4. Правила разработаны на основе конструкторской, эксплуатационной и технологической документации, государственных стандартов России, Правил технической эксплуатации железных дорог (ПТЭ), инструкций и указаний МПС России, материалов исследований надежности узлов оборудования электропоездов, анализов отказов, износов и повреждений, а также обобщения передового опыта ремонта и технического обслуживания электропоездов.
1.1.5. Правила соответствуют требованиям, установленным Единой системой конструкторской и технологической документации (ГОСТ 2.001-70-2.797-81; ГОСТ 3.001-81-3.1901-74). Они являются обязательными для всех работников железнодорожного транспорта, связанных с текущим ремонтом, техническим обслуживанием и эксплуатацией электропоездов.
1.1.6. Все работы по техническому обслуживанию и текущему ремонту электропоездов должны выполняться в соответствии с настоящими Правилами, инструкциями и указаниями МПС России.
1.1.7. В период гарантийного срока эксплуатации новых электропоездов или отдельных их узлов должны неукоснительно соблюдаться требования, установленные инструкцией завода-изготовителя.
1.1.8. Правила подчинены задачам проведения единой политики в области ремонта и технического обслуживания электропоездов на сети железных дорог России с тем, чтобы:
обеспечить безопасную эксплуатацию и эффективное использование электропоездов для перевозки пассажиров;
создать необходимые удобства, с высокой культурой обслуживания при безопасном проезде пассажиров в электропоездах.
1.1.9. В случаях, когда отдельные нормативы и требования по техническому обслуживанию и ремонту узлов и оборудования электропоездов не отражены в настоящих Правилах и соответствующих инструкциях МПС России, начальнику депо предоставляется право самостоятельно решать вопросы обслуживания и ремонта узлов и оборудования электропоездов, исходя из технической и экономической целесообразности, при безусловном обеспечении безопасности движения и высокой эксплуатационной надежности.
1.1.10. Новая документация по эксплуатации и ремонту электропоездов, в том числе и инструкции заводов-изготовителей не должны противоречить требованиям настоящих Правил.
1.1.11. Техническое обслуживание и текущий ремонт электропоездов должны выполняться в соответствии с требованиями правил техники безопасности и производственной санитарии при эксплуатации, техническом обслуживании, текущем ремонте и обеспечении пожарной безопасности на электропоездах.
1.12. Нарушение требований настоящих Правил влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
1.2.1. Главным требованием к техническому состоянию электропоездов является обеспечение безопасности движения, проезда пассажиров, высокой эксплуатационной надежности, пожарной безопасности.
1.2.2. Техническое состояние электропоезда определяется:
- при техническом обслуживании и ремонте;
- перед постановкой на ремонт и при выпуске из ремонта;
- при приемке и сдаче локомотивными бригадами;
- при комиссионном осмотре;
- во время приемки и осмотра руководящим составом депо, отделения и службы локомотивного хозяйства железной дороги.
1.2.3. Запрещается выпускать в эксплуатацию из депо электропоезда, техническое состояние которых не соответствует требованиям ПТЭ и у которых имеется хотя бы одна неисправность следующих устройств, аппаратов, узлов и приборов:
1.2.3.1. По устройствам безопасности, радиосвязи и контрольно-измерительным приборам:
- автоматическая локомотивная сигнализация и устройства проверки бдительности;
- устройства радиосвязи, радиооповестительной установки и системы "Пассажир - локомотивная бригада - милиция";
- скоростемер;
- измерительные приборы в кабине управления;
- пожарная сигнализация;
- отсутствие (некомплект) средств пожаротушения.
1.2.3.2. По механическому оборудованию:
- колесные пары (неисправности, перечисленные в п.10.3 Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации и в Инструкции по формированию, ремонту и содержанию колесных пар тягового подвижного состава железных дорог колеи 1520 мм);
- предохранительные устройства;
- автосцепное устройство;
- подшипник редуктора, буксовый, электрических машин;
- листовая рессора, цилиндрическая пружина (трещина или излом);
- подвеска подвагонного оборудования (излом, трещина или ослабление деталей);
- букса, рама тележки и кузова (трещины);
- шестерня и зубчатое колесо редуктора (трещина или излом хотя бы одного зуба);
- корпус редуктора (трещина, вытекание смазки);
- подвеска редуктора, редуктор (ослабление крепления);
- упругая муфта (ослабление крепления и повреждение резинокордной оболочки);
- поручни, подножки и переходные площадки;
- путеочиститель;
- наружные раздвижные двери;
- кузов вагона (перекос более 50 мм);
- лобовое стекло и светофильтр;
- санитарно-техническое оборудование туалетов;
- фрикционные и гидравлические гасители колебаний.
1.2.3.3. По тормозному и пневматическому оборудованию:
- пневматический, электрический, электропневматический и ручной тормоз;
- устройства подачи звуковых сигналов;
- предохранительный клапан;
- регулятор давления;
- стеклоочиститель.
1.2.3.4. По тяговым двигателям и вспомогательным машинам:
- тяговый двигатель;
- компрессор, вспомогательный компрессор, ручной насос;
- преобразователь (делитель напряжения, двигатель, генератор управления, синхронный генератор);
- расщепитель фаз;
- электронасос трансформатора;
- двигатель вентилятора пассажирских помещений или электрокалорифера.
1.2.3.5. По трансформаторам, выпрямительным установкам и электрическим аппаратам:
- токоприемник;
- тяговый трансформатор;
- выпрямительная установка;
- зарядный агрегат;
- высоковольтный ввод;
- сглаживающий реактор;
- индуктивный шунт;
- аккумуляторная батарея;
- аппараты защиты от коротких замыканий, перегрузок, перенапряжений и помехоподавления;
- прожектор, буферный фонарь и освещение салонов;
- система вентиляции и отопления;
- сопротивление изоляции электрических цепей ниже установленных норм.
1.2.4. При обнаружении в пути следования какой-либо неисправности устройств, аппаратов и приборов, перечисленных в п.1.2.3, если эта неисправность не представляет угрозы безопасности движения и если при отключении неисправного агрегата (аппарата, узла прибора) или введением в действие системы резервирования обеспечивается следование электропоезда без ограничения или с ограничением скорости, электропоезд может быть допущен к следованию только до основного депо.
Порядок действия персонала исследования электропоезда в таких случаях устанавливается начальником депо.
1.2.5. При выпуске из текущего ремонта и технического обслуживания электропоездов техническое состояние оборудования должно соответствовать нормам допусков и износов и удовлетворять требованиям, определяемым настоящими Правилами, Правилами ремонта электрических машин электроподвижного состава и ПТЭ, а состояние изоляции электрических цепей должно соответствовать нормам сопротивления изоляции.
1.2.6. Электропоезд при выдаче в эксплуатацию должен быть укомплектован исправным инструментом, инвентарем и запасными частями, а также противопожарным инвентарем в соответствии с установленными нормами.
1.2.7. В целях обеспечения дальнейшей эксплуатации электропоездов, имеющих 25-30-летний срок службы, кузова вагонов, у которых имеются значительные коррозионные повреждения, угрожающие безопасности движения, необходимо осуществлять постоянный контроль на всех текущих ремонтах и техническом обслуживании с отметкой в книге ремонта ТУ-28 за состоянием несущей способности кузова по следующим внешним признакам:
- трещины обшивы кузова в верхних углах проемов автоматических дверей;
- отрыв приварки фальшбортов к нижней полке зетобразного обвязующего профиля;
- нарушение плотности стыка зетобразного обвязующего профиля со шкворневыми и поперечными балками кузова;
- значительные коррозийные повреждения днища металлического пола и его стыка с зетобразным обвязующим профилем.
При уменьшении толщины зетобразного обвязующего профиля и стоек на 25% и более от первоначальной толщины должно быть произведено восстановление конструкции для электропоездов ЭР1 по проекту С688 и ЭР2, ЭР9 - по проекту С802.
1.2.8. Все детали и узлы электропоезда и применяемая смазка в узлах трения должны соответствовать утвержденным МПС России требованиям, чертежам.
При текущих ремонтах и техническом обслуживании электропоездов запрещается производить конструктивные изменения устройств, аппаратов, узлов, приборов и схем электропоездов, постановку нетиповых деталей и узлов оборудования, а также применять новые типы смазки без согласования Департаментом локомотивного хозяйства.
1.2.9. Опытная проверка новых технических решений, предусматривающих изменение на отдельных электропоездах конструкции устройств, аппаратов, узлов и приборов, а также использование новых типов смазки производится только по разрешению Департамента локомотивного хозяйства.