2.1. Основными составными частями УКСПС являются датчики, токопроводящие планки и перемычки. Датчики УКСПС крепятся на деревянной шпале.
2.2. Принцип действия УКСПС основан на разрушении датчика при наличии в движущемся железнодорожном подвижном составе (далее - подвижной состав) волочащихся деталей, выступающих за нижний предел габарита или при его сходе с рельсов.
В результате разрушения датчиков УКСПС неисправным подвижным составом срабатывают контрольные приборы, которые воздействуют на устройства сигнализации, централизации и блокировки (СЦБ). При этом, на аппарате управления устройствами СЦБ (далее - аппарат управления) дежурного по станции или на щитке управления тоннельной (мостовой) сигнализации звенит звонок, загорается лампочка красного цвета вместо белой, включается наружный звонок (если он предусмотрен проектом). Входной, проходной или светофор прикрытия перекрываются с разрешающего показания на запрещающее, заградительный светофор сигнализирует красным огнем, машинисту поезда передается сообщение по каналу поездной радиосвязи с помощью речевого информатора о срабатывании УКСПС. Для выключения звонка при срабатывании УКСПС, а также при восстановлении действия УКСПС, на аппарате управления имеется кнопка КСЗ, а на щитке управления тоннельной (мостовой) сигнализацией - кнопка ВЗВ.
На участках железных дорог, оборудованных диспетчерской централизацией и диспетчерским контролем, при срабатывании УКСПС контроль о его неисправности выводится на пульт поездного диспетчера.
2.3. До восстановления датчиков и нормального действия УКСПС для приема поездов на станцию на аппарате управления дежурного по станции предусмотрена вспомогательная кнопка ВКС со счетчиком числа нажатий (далее - кнопка ВКС) и с регистрацией этих нажатий в Журнале осмотра путей, стрелочных переводов, устройств сигнализации, централизации и блокировки, связи и контактной сети формы ДУ-46 (далее - Журнал осмотра). При нажатии кнопки ВКС входной светофор открывается на разрешающее показание без контроля состояния УКСПС.