Статус документа
Статус документа


N ЦВ-ЦШ-929

     

ИНСТРУКЦИЯ ПО МОНТАЖУ, ВВОДУ В ЭКСПЛУАТАЦИЮ, ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ И РЕМОНТУ УСТРОЙСТВ КОНТРОЛЯ СХОДА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА



УТВЕРЖДАЮ:

Заместитель Министра путей сообщения Российской Федерации А.В.Храпатый 30 декабря 2002 г. N ЦВ-ЦШ-929

I. Общие положения

1.1. Настоящая Инструкция устанавливает порядок действия работников железных дорог при производстве работ по монтажу, вводу в эксплуатацию, техническому обслуживанию и ремонту устройств контроля схода железнодорожного подвижного состава (далее - УКСПС).

1.2. УКСПС предназначены для автоматического обнаружения деталей, выступающих за пределы нижнего габарита в железнодорожном подвижном составе, а также для контроля схода железнодорожного подвижного состава в поездах, остановки поезда перед железнодорожной станцией (далее - станция) или искусственным сооружением и являются дополнительными средствами, обеспечивающими безопасность движения поездов на железнодорожном транспорте.

1.3. Технические указания и технологические процессы по организации осмотра и ремонта вагонов в поездах, остановленных в случае срабатывания УКСПС, утверждаются Департаментом вагонного, по локомотивам - Департаментом локомотивного хозяйства, мотор-вагонным секциям электропоездов - Департаментом пассажирских сообщений, по техническому обслуживанию и ремонту УКСПС - Департаментом сигнализации, централизации и блокировки.

1.4. Поезда, в которых с помощью УКСПС выявлены волочащиеся детали или сход вагонов с рельсов, останавливаются локомотивной бригадой по запрещающему показанию входного, проходного светофоров, заградительных светофоров, светофоров прикрытия и информации дежурного по железнодорожной станции (поездного диспетчера), которая передается по каналам поездной радиосвязи.

1.5. Электроснабжение УКСПС обеспечивается на уровне потребителей электрической энергии 1 категории, имеющих не менее двух независимых источников питания. На существующих линиях электроснабжения до завершения их переустройства с разрешения МПС России допускается электроснабжение УКСПС на уровне потребителей электрической энергии II категории.

II. Состав и принцип действия УКСПС

2.1. Основными составными частями УКСПС являются датчики, токопроводящие планки и перемычки. Датчики УКСПС крепятся на деревянной шпале.

2.2. Принцип действия УКСПС основан на разрушении датчика при наличии в движущемся железнодорожном подвижном составе (далее - подвижной состав) волочащихся деталей, выступающих за нижний предел габарита или при его сходе с рельсов.

В результате разрушения датчиков УКСПС неисправным подвижным составом срабатывают контрольные приборы, которые воздействуют на устройства сигнализации, централизации и блокировки (СЦБ). При этом, на аппарате управления устройствами СЦБ (далее - аппарат управления) дежурного по станции или на щитке управления тоннельной (мостовой) сигнализации звенит звонок, загорается лампочка красного цвета вместо белой, включается наружный звонок (если он предусмотрен проектом). Входной, проходной или светофор прикрытия перекрываются с разрешающего показания на запрещающее, заградительный светофор сигнализирует красным огнем, машинисту поезда передается сообщение по каналу поездной радиосвязи с помощью речевого информатора о срабатывании УКСПС. Для выключения звонка при срабатывании УКСПС, а также при восстановлении действия УКСПС, на аппарате управления имеется кнопка КСЗ, а на щитке управления тоннельной (мостовой) сигнализацией - кнопка ВЗВ.

На участках железных дорог, оборудованных диспетчерской централизацией и диспетчерским контролем, при срабатывании УКСПС контроль о его неисправности выводится на пульт поездного диспетчера.

2.3. До восстановления датчиков и нормального действия УКСПС для приема поездов на станцию на аппарате управления дежурного по станции предусмотрена вспомогательная кнопка ВКС со счетчиком числа нажатий (далее - кнопка ВКС) и с регистрацией этих нажатий в Журнале осмотра путей, стрелочных переводов, устройств сигнализации, централизации и блокировки, связи и контактной сети формы ДУ-46 (далее - Журнал осмотра). При нажатии кнопки ВКС входной светофор открывается на разрешающее показание без контроля состояния УКСПС.

III. Монтаж, регулирование и ввод в эксплуатацию УКСПС

3.1. Место установки УКСПС определяется приемочной комиссией, назначаемой начальником отделения железной дороги под председательством главного инженера отделения железной дороги. В состав комиссии входят руководители структурных подразделений железной дороги: станций, локомотивного и вагонного депо, дистанции пути, дистанции сигнализации и связи, дистанции электроснабжения. При отсутствии отделения железной дороги в составе железной дороги комиссия назначается главным инженером железной дороги с участием руководителей служб перевозок, сигнализации, централизации и блокировки, локомотивного и вагонного хозяйств, информатизации и связи, электроснабжения и указанных выше структурных подразделений железной дороги. В состав приемочной комиссии назначается представитель проектной организации, входящей в систему МПС России, спроектировавшей УКСПС. Председатель приемочной комиссии вправе привлекать к работе представителей других служб, а также отделений железной дороги.

Перечень искусственных сооружений, подходы к которым оборудуются УКСПС, утверждается главным инженером железной дороги.

Место размещения датчиков УКСПС указывается на путевом плане перегона, который утверждается в порядке, установленном Инструкцией по содержанию технической документации на устройства сигнализации, централизации и блокировки (СЦБ), утвержденной МПС России 8 декабря 1998 г. N ЦШ-617.

3.2. Монтажные и пуско-наладочные работы при подготовке УКСПС к вводу в эксплуатацию выполняются монтажными организациями Федерального железнодорожного транспорта или работниками дистанции сигнализации и связи.

Датчики УКСПС монтируются в соответствии с типовыми решениями, утвержденными Департаментом сигнализации, централизации и блокировки МПС России.

По окончании монтажных и пуско-наладочных работ УКСПС вводятся в действие в соответствии с требованиями Инструкции по приемке в эксплуатацию законченных строительством объектов железнодорожной автоматики, телемеханики и связи, утвержденной МПС России 6 июня 1998 г. N ЦШ-571.

3.3. До отправления телеграммы за подписью председателя приемочной комиссии о вводе УКСПС в постоянную эксплуатацию рабочей комиссией должна быть произведена проверка УКСПС, предусмотренная в Инструкции по техническому обслуживанию устройств сигнализации, централизации и блокировки, утвержденной МПС России 20 декабря 1999 г. N ЦШ-720, а также в пункте 8.1 настоящей Инструкции.

IV. Распределение обязанностей по техническому обслуживанию УКСПС

4.1. Обязанности по техническому обслуживанию УКСПС и восстановлению действия после срабатывания последних возлагаются на работников:

4.1.1. Дистанции пути:

разметка, сверление отверстий в деревянной шпале и обеспечение надежного крепления оснований датчиков УКСПС к шпале;

очистка верхней поверхности деревянной шпалы, на которой закреплены датчики УКСПС с подрезкой балласта;

очистка датчиков от снега, льда, грязи;

на участках железных дорог, где в зимнее время работают снегоочистители, установка временных сигнальных знаков "Поднять нож, закрыть крылья" перед УКСПС, а "Опустить нож, открыть крылья" - после УКСПС;

на участках железных дорог, где в зимнее время работают скоростные снегоочистители, перед знаками "Поднять нож, закрыть крылья" дополнительно устанавливаются временные сигнальные знаки "Подготовиться к поднятию ножа и закрытию крыльев".

4.1.2. Дистанции сигнализации и связи:

обслуживание приборов СЦБ, внутреннего монтажа, сигнально-блокировочного кабеля, тросовых перемычек от кабельных муфт (путевых ящиков) до датчиков УКСПС;

замена и обслуживание токопроводящих перемычек между датчиками;

замена и обслуживание кронштейнов датчиков после их разрушения;

периодическая проверка работоспособности УКСПС с измерением электрических характеристик.

4.2. Периодическая проверка состояния УКСПС проводится электромехаником СЦБ совместно с бригадиром пути.

V. Действия дежурного по станции, поездного диспетчера, локомотивной бригады при срабатывании УКСПС

5.1. Дежурный по станции или поездной диспетчер, получив информацию о срабатывании УКСПС и о перекрытии входного или проходного светофоров с разрешающего показания на запрещающее, и убедившись о нахождении на участке приближения к станции поезда, обязан:

исключить отправление на соседний путь перегона поездов встречного (противоположного) направления движения (на двухпутных и многопутных участках железных дорог);

вызвать по радиосвязи машиниста поезда, при проходе которого сработало УКСПС, сообщить ему об этом текстом следующего содержания: "Внимание! Машинист поезда N ...... Вашим поездом вызвано срабатывание УКСПС! Немедленно остановитесь! ДСП станции ... (название станции, фамилия)";

вызвать по радиосвязи машиниста поезда встречного направления, если он следует по станции или ранее был отправлен на перегон, сообщить ему о срабатывании УКСПС и остановке поезда на соседнем пути;

сделать запись о срабатывании УКСПС в Журнале осмотра и сообщить об этом поездному диспетчеру, электромеханику СЦБ, дежурному осмотрщику вагонов, находящемуся на станции или дежурному вагонного депо, а также диспетчеру дистанции сигнализации и связи и диспетчеру дистанции пути.

5.2. Машинист поезда встречного направления, получив по радиосвязи от машиниста, под составом которого сработало УКСПС, или дежурного по станции сообщение об остановке поезда на соседнем пути должен снизить скорость до 20 км/час и проследовать состав стоящего поезда с особой бдительностью и готовностью остановиться, если встретится препятствие для дальнейшего движения. После прохода, стоящего на соседнем пути поезда и отсутствия препятствия для движения машинист сообщает об этом дежурному по станции и ведет далее поезд по показаниям светофоров.

5.3. При переключении входного светофора с разрешающего на запрещающее показание, а предупредительного светофора на более запрещающее показание перед станцией, где установлено УКСПС, а также получив предупреждение о срабатывании УКСПС от речевого информатора или сообщение дежурного по станции или поездного диспетчера по поездной радиосвязи, машинист обязан:

принять меры к остановке поезда и включить красные огни фонарей у буферного бруса;

сообщить по радиосвязи об остановке поезда машинистам поездов встречного и попутного направлений движения, дежурным по станциям, ограничивающим перегон с указанием места остановки и о принимаемых мерах по выяснению причины срабатывания УКСПС. Сообщение повторяется машинистом до получения ответа от машинистов поездов, находящихся на перегоне, и дежурных по прилегающим станциям;

подавать сигнал общей тревоги (звуковой и световой прозрачно-белый огонь прожектора) при приближении поезда встречного направления в зоне прямой видимости, если от него по радиосвязи ответа не получено;

направить помощника машиниста для осмотра поезда с обеих сторон с целью обнаружения волочения деталей или сошедших с рельсов колесных пар подвижного состава.

5.4. О результатах осмотра и принятых мерах, а также о возможности дальнейшего движения поездов на перегоне, машинист поезда, под которым сработало УКСПС, сообщает дежурному по станции или поездному диспетчеру.

5.5. Если локомотивная бригада поезда, под которым сработало УКСПС, обнаружит сход или волочение деталей подвижного состава, то она обязана выяснить состояние подвижного состава, наличие или отсутствие габарита по соседнему пути и незамедлительно передать эту информацию дежурным по станциям, ограничивающим этот перегон, а также поездному диспетчеру. Дежурный по станции также докладывает об этом поездному диспетчеру.

Меры по устранению последствий волочения или схода подвижного состава и восстановлению движения поездов принимает поездной диспетчер по согласованию с руководством отделения железной дороги, а при отсутствии отделений в составе железной дороги - с руководством железной дороги.

5.6. Если неисправность в поезде не обнаружена, то дежурный по станции по согласованию с поездным диспетчером принимает поезд на станцию при запрещающем показании входного светофора в порядке, установленном Инструкцией по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации, утвержденной МПС России 16 октября 2000 г. N ЦД-790.

Порядок действия работников при приеме поезда на станцию при запрещающем показании входного светофора указывается в техническо-распорядительном акте станции.

5.7. Для приема последующих поездов попутного направления на станцию до восстановления УКСПС дежурный по станции нажимает вспомогательную кнопку ВКС, расположенную на аппарате управления дежурного по станции, переключает входной светофор с запрещающего показания на разрешающее и выключает звонок нажатием кнопки КЗС. Перед приемом каждого следующего поезда кнопка ВКС вытягивается, а затем нажимается вновь.

5.8. Поезд, прибывший на станцию, осматривает работник пункта технического осмотра вагонов, а при его отсутствии поезд осматривается с двух сторон локомотивной бригадой. По результатам осмотра поезда определяется порядок его дальнейшего следования. Если неисправность в подвижном составе поезда не обнаружена, то поезд следует до ближайшего пункта технического обслуживания вагонов с установленной скоростью.

5.9. Если машинист поезда при проследовании светофора, у которого установлено УКСПС, обнаружит переключение предупредительного светофора на более запрещающее показание и перекрытие входного светофора на запрещающее показание, но сообщения от дежурного по станции или поездного диспетчера по радиосвязи не получит, то он должен принять меры, предусмотренные пунктом 5.3 настоящей Инструкции.

5.10. Если машинист поезда, в случае неисправности или схода подвижного состава, не может по радиосвязи вызвать дежурного по станции или поездного диспетчера, то он должен сообщить об этом машинистам поездов попутного или встречного направления движения.

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Базовые нормативные документы» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs