ЦШ-603
ИНСТРУКЦИЯ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ СРЕДСТВ МАНЕВРОВОЙ И ГОРОЧНОЙ РАДИОСВЯЗИ, УСТРОЙСТВ ДВУСТОРОННЕЙ ПАРКОВОЙ СВЯЗИ
УТВЕРЖДАЮ:
Заместитель министра путей сообщения Российской Федерации А.С.Мишарин 6 октября 1998 г.
1.1. Настоящая Инструкция определяет порядок эксплуатации и обслуживания:
средств маневровой и горочной радиосвязи с использованием стационарных, возимых и носимых радиостанций (средств радиосвязи);
устройств двусторонней парковой связи.
Инструкция является обязательной для всех работников железнодорожного транспорта, пользующихся средствами маневровой и горочной радиосвязи, устройствами двусторонней парковой связи, обеспечивающих их техническое обслуживание.
В дополнение к настоящей Инструкции на станциях должны разрабатываться локальные акты (местные инструкции), которые утверждаются начальником отделения железной дороги (при отсутствии отделения железной дороги - Главным инженером железной дороги).
1.2. Организация маневровой и горочной радиосвязи, двусторонней парковой связи должна соответствовать требованиям Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, Инструкции по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации и Инструкции по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации.
1.3. Основной задачей всех подразделений, занимающихся техническим обслуживанием средств маневровой и горочной радиосвязи, устройств двусторонней парковой связи, является обеспечение четкой и бесперебойной работы станций с высокими качественными показателями.
1.4. Приобретение и эксплуатация средств маневровой и горочной радиосвязи должны проводиться в соответствии с Инструкцией о порядке приобретения и эксплуатации радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств, утвержденной Министерством связи СССР, Порядком оформления разрешений на приобретение радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств на территории Российской Федерации, утвержденным Госсвязьнадзором России, Инструкцией о порядке ввода в действие и эксплуатации средств технологической радиосвязи на железных дорогах СССР.
1.5. Лица, нарушившие требования настоящей Инструкции, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
1.6. Разрешение на право эксплуатации радиостанции, выданное местными органами Госсвязьнадзора России, должно храниться на правах документов строгой отчетности у ответственного лица, назначенного приказом по организации, на балансе которой находится данная радиостанция.
1.7. Передавать указания о маневровых передвижениях с использованием средств радиосвязи и двусторонней парковой связи имеют право только работники, руководящие маневровыми передвижениями, а также работники, на которых возложен перевод стрелок.
Конкретное назначение и использование средств радиосвязи или устройств двусторонней парковой связи в каждом маневровом районе станции с указанием порядка передачи сигналов и указаний, а также список работников, которым предоставлено право пользования этими устройствами, определяются техническо-распорядительным актом железнодорожной станции.
Конструкция устройств подачи сигналов и передачи указаний по маневровой и горочной радиосвязи, двусторонней парковой связи, а также организация их использования должны исключать доступ к этим устройствам посторонних лиц и обеспечивать возможность пользования микрофоном только уполномоченными на это работниками во время дежурства.
1.8. Должностные лица, причастные к эксплуатации и техническому обслуживанию средств маневровой и горочной радиосвязи, устройств двусторонней парковой связи, должны быть ознакомлены под расписку с Указанием МПС СССР от 23.07.79 г. N А-24150/СП и настоящей Инструкцией и в установленные сроки инструктироваться о порядке пользования радиосвязью.
Настоящую Инструкцию должны иметь: начальники и заместители начальников дистанций сигнализации и связи, начальники и заместители начальников локомотивных депо; начальники железнодорожных станций; дежурные локомотивных депо; машинисты-инструкторы; старшие электромеханики; работники ревизорского аппарата железных дорог и отделений железных дорог, связанные с эксплуатацией и проверкой работы маневровой и горочной радиосвязи, двусторонней парковой связи.
1.9. Контроль за выполнением требований настоящей Инструкции возлагается на руководителей подразделений и смен, занимающихся эксплуатацией и техническим обслуживанием средств маневровой и горочной радиосвязи, устройств двусторонней парковой связи, а также на ревизорский аппарат железных дорог и отделений железных дорог.
1.10. Работники всех служб, связанные с использованием и обслуживанием средств радиосвязи и устройств двусторонней парковой связи, проверяются на знание настоящей Инструкции при назначении на работу и периодически, одновременно с проверкой знаний по Правилам технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации.
2.1. Маневровая и горочная радиосвязь предназначена для оперативного управления технологическими процессами на железнодорожных станциях путем ведения радиотелефонных переговоров между должностными лицами, связанными с маневровыми и горочными работами. Маневровая и горочная радиосвязь является средством, повышающим безопасность движения. Маневровая и горочная радиосвязь применяется в случаях, предусмотренных Правилами технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, Инструкцией по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации и техническо-распорядительным актом железнодорожной станции.
2.2. Основным средством передачи указаний при маневровой работе должна быть радиосвязь, в необходимых случаях - двусторонняя парковая связь.
2.3. Маневровой и горочной радиосвязью пользуются машинисты локомотивов, дежурные по железнодорожной станции, маневровые диспетчера, дежурные по сортировочной горке или парку, дежурные стрелочных постов, составители поездов и сигналисты.
2.4. Двусторонняя парковая связь предназначена для передачи указаний о маневровой и горочной работе.
2.5. Должностные лица, пользующиеся средствами маневровой и горочной радиосвязи и устройствами двусторонней парковой связи, обязаны следить за их постоянной готовностью к действию. При приеме дежурства руководитель маневров, станционные работники обязаны проверить работу маневровой и горочной радиосвязи, двусторонней парковой связи. О каждом случае неисправности сообщать сменным инженерам дистанции сигнализации и связи (диспетчеру связи) и делать записи в:
журнале осмотра путей, стрелочных переводов, устройств сигнализации, централизации и блокировки (СЦБ), связи и контактной сети (ДУ-46);
журнале технического состояния локомотива (ТУ-152);
настольном журнале дежурного электромеханика по проверке устройств радиосвязи на локомотиве (ШУ-74).
2.6. Средства радиосвязи, устройства двусторонней парковой связи, находящиеся в работе, должны быть включены в непрерывное действие и иметь индикаторные устройства, отражающие включенное состояние. Самовольное их включение и выключение запрещается.
Маневровые диспетчеры, дежурные по железнодорожным станциям, дежурные по сортировочной горке и парку, машинисты локомотивов должны контролировать постоянное включенное состояние радиостанций и устройств двусторонней парковой связи. Выключение устройств может производиться только на время их ремонта и в случаях, угрожающих работоспособности аппаратуры с соответствующей записью в журналах ДУ-46 и ТУ-152.
Стационарные и локомотивные радиостанции, должны иметь пломбы с оттиском установленного образца. Снятие и установка пломб производятся только электромеханиками, обслуживающими эти устройства, с записью в журнале ДУ-46.
Наличие пломб на радиостанциях должно быть отмечено машинистами при приемке-сдаче локомотива с записью в журнале ТУ-152.
2.7. Каждый случай срыва пломб на средствах радиосвязи и двусторонней парковой связи, их неисправности и преднамеренного ее выключения должен рассматриваться в трехдневный срок начальниками железнодорожной станции, локомотивного депо, дистанции сигнализации и связи или соответствующих служб железных дорог для принятия необходимых мер.
2.8. Должностные лица, пользующиеся средствами маневровой и горочной радиосвязи, устройствами двусторонней парковой связи или связанные с их обслуживанием, обязаны исключить доступ к ним посторонних лиц и использование этих средств не по назначению.
2.9. Список должностных лиц, которым представлено право пользования маневровой и горочной радиосвязью и двусторонней парковой связью, утверждается начальником отделения железной дороги (при отсутствии отделения железной дороги - Главным инженером железной дороги).
2.10. Запрещается при эксплуатации средств маневровой и горочной радиосвязи, устройств двусторонней парковой связи:
передавать сведения, не подлежащие открытой передаче по радиосвязи;
применять произвольные шифры, коды и сокращения;
передавать сообщения при занятом канале маневровой и горочной связи, кроме ситуаций, угрожающих жизни людей, безопасности движения или сохранности перевозимых грузов;
беспорядочно нажимать тангенту микротелефонной трубки, кнопки на пульте управления радиостанций;
вести частные переговоры, а также переговоры, не связанные непосредственно с технологией работы и обеспечением безопасности движения.
2.11. Средства маневровой и горочной радиосвязи и устройства двусторонней парковой связи должны иметь непрерывное круглосуточное надежное и устойчивое электропитание, полностью отвечающее установленным правилам и нормам.
2.12. Средства маневровой и горочной радиосвязи, устройства двусторонней парковой связи должны обеспечивать надежную и бесперебойную связь между работником, передающим указания (сигналы), машинистом локомотива и станционными работниками, находящимися в любом месте обслуживаемого маневрового района. Сигналы и указания должны быть разборчивы, отчетливо слышны работником, которому они передаются.
В маневровых районах железнодорожных станций, которые имеют зоны отсутствия слышимости указаний и сигналов, использование радиосвязи для передачи указаний о маневровых передвижениях запрещается. Место нахождения таких зон и порядок организации маневровых работ в этих зонах устанавливаются комиссионно и отражаются в техническо-распорядительном акте станции.
2.13. Порядок переговоров работников железнодорожной станции определяется в техническо-распорядительном акте железнодорожной станции и должен предусматривать при возможном отказе радиосвязи во время переговоров составителя поездов и машиниста передачу законченных команд, например, "надвигать на.... вагонов, до.... места, на.... метров и т.д.".
3.1. Сети маневровой и горочной радиосвязи (радиосети) строятся по зонному принципу.
Радиосети предназначены для непрерывной связи с подвижными объектами в выделенных зонах на территории железнодорожной станции.
У дежурных по железнодорожным станциям устанавливаются стационарные радиостанции, маневровые локомотивы оснащаются двухдиапазонными радиостанциями, обеспечивающими работу как в сетях маневровой и горочной радиосвязи, так и в сетях поездной радиосвязи при выходе локомотива на линию. Составители поездов, сигналисты оснащаются носимыми радиостанциями.
3.2. Радиосети маневровой и горочной радиосвязи работают в симплексном режиме. Симплексный режим характеризуется передачей и приемом информации, ведущимися поочередно. Для каждого маневрового района железнодорожной станции и обслуживающих его локомотивов организуется сеть радиосвязи с выделением отдельной радиочастоты. Работа радиосвязи в нескольких маневровых районах на одной частоте указывается в техническо-распорядительном акте железнодорожной станции.
3.3. Составительская бригада работает на радиочастоте руководителя маневровых работ. При количестве составительских бригад более двух за каждой может быть закреплена отдельная рабочая частота.
3.4. Работа симплексных радиостанций маневровой и горочной радиосвязи характеризуется тремя режимами: передачей, приемом и дежурным приемом.
В режиме передачи радиостанция излучает высокочастотный сигнал, который может быть модулирован речью или сигналом вызова. В этот режим радиостанция переводится нажатием:
тангенты микротелефонной трубки;
ножной педали;
одной из вызывных кнопок.
В режиме приема радиостанция готова принимать сигналы от других радиостанций, громкоговоритель и телефон подключены к выходу приемника, и любой сигнал (речь или вызов) будет прослушиваться. Радиостанция переводится в режим приема изъятием микротелефонной трубки из держателя пульта, нажатием кнопки на пульте, либо при приеме вызывного сигнала. В последнем случае громкоговоритель и телефон подключаются к выходу приемника на 10-15 секунд, если в дальнейшем не будет снята микротелефонная трубка с пульта управления.
Режим дежурного приема характеризуется тем, что радиостанция готова к приему сигналов от других радиостанций, но громкоговоритель и телефон отключены от приемника. Последние подключаются к приемнику только в том случае, если радиостанция примет вызывной сигнал или будет снята микротелефонная трубка с пульта. Радиостанция переводится в режим дежурного приема установкой микротелефонной трубки в держатель пульта управления.
3.5. Сети маневровой и горочной радиосвязи могут работать в режиме приема (открытый канал) и в режиме дежурного приема.
3.6. Устройства сетей маневровой и горочной радиосвязи должны оборудоваться системой документированной регистрации переговоров.
3.7. Двусторонняя парковая связь имеет в своем составе распределительные усилительные станции, содержащие вводно-защитные, коммутационные, усилительные и питающие устройства и напольное оборудование (фидерные линии, громкоговорители, переговорные колонки).
3.8. Устройства двусторонней парковой связи должны обеспечивать хорошую слышимость в пределах парка. Эти устройства должны иметь направленное действие для уменьшения шума за территорией железной дороги. В ночное время суток громкость звучания громкоговорителей должна снижаться до минимально возможного предела.
3.9. Двусторонняя парковая связь обеспечивает два режима работы:
режим громкоговорящего оповещения;
режим "тихой" связи без трансляции переговоров по линиям громкоговорящего оповещения.