ЦТ-ЦШ-857
ИНСТРУКЦИЯ
по техническому обслуживанию автоматической локомотивной сигнализации непрерывного типа (АЛСН) и устройств контроля бдительности машиниста
УТВЕРЖДЕНА Заместителем Министра путей сообщения Российской Федерации В.Н.Пустовым 24 сентября 2001 г.
1.1. Настоящая Инструкция определяет основные требования, предъявляемые к техническому обслуживанию автоматической локомотивной сигнализации непрерывного типа (АЛСН) и устройств контроля бдительности машиниста.
В состав локомотивных устройств АЛСН входят: усилитель, дешифратор, фильтр, приемные катушки, локомотивный светофор.
АЛСН дополняется устройствами, обеспечивающими контроль установленных скоростей движения, самопроизвольного ухода; периодическую проверку бдительности машиниста и управление электропневматическим клапаном (ЭПК) для включения экстренного торможения поезда.
Для обеспечения контроля бдительности машиниста используются:
устройство контроля бдительности машиниста - УКБМ;
блок световой сигнализации при движении к запрещающему сигналу - Л143;
блок контроля самопроизвольного трогания поезда - Л168 (Л168М);
блок световой сигнализации АЛСН - Л77 и блок световой сигнализации на базе Л77-Л159 (Л159М);
устройство "Дозор" - Л132;
устройство контроля бдительности в системе АЛСН - Л116 (Л116У). При этом устройство Л116 (Л116У) предназначено в основном для использования на маневровых локомотивах.
Для обеспечения контроля скорости и регистрации параметров движения используются локомотивный скоростемер 3СЛ-2М или комплекс средств сбора и регистрации данных - КПД всех индексов.
АЛСН может также дополняться системой автоматического управления торможением (САУТ) всех модификаций и телемеханической системой контроля бодрствования машиниста (ТСКБМ). Основные требования, предъявляемые к обслуживанию систем САУТ и ТСКБМ определяются соответствующими инструкциями.
1.2. Функционирование устройств АЛСН и контроля бдительности машиниста должно отвечать требованиям Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации и Инструкции по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации.
1.3. Устройства АЛСН и контроля бдительности машиниста должны полностью соответствовать утвержденной и выполненной по ЕСКД конструкторской документации (электрическим принципиальным схемам, техническим описаниям и техническим условиям).
1.4. Локомотивы и моторвагонный подвижной состав (МВПС), выдаваемые из депо на линию, должны иметь исправные устройства АЛСН и контроля бдительности машиниста.
1.5. За ремонт, проверку и содержание в исправном состоянии устройств АЛСН и контроля бдительности машиниста на локомотивах и МВПС, выданных под поезда, отвечают работники локомотивных депо и дистанций сигнализации и связи в соответствии с распределением обязанностей, предусмотренным в приложении 1 к настоящей Инструкции.
Устройства АЛСН и контроля бдительности машиниста, находящиеся в эксплуатации, а также фиксатор открытого положения разобщительного крана ЭПК должны быть опломбированы в соответствии с приложением 2 к настоящей Инструкции работниками дистанции сигнализации и связи и локомотивного депо, имеющими право пломбирования. Список лиц, имеющих это право, утверждается начальниками дистанции и депо.
Примечание. Приведенное в приложениях 1 и 2 к настоящей Инструкции распределение обязанностей по обслуживанию устройств АЛСН и контроля бдительности может быть изменено приказом начальника железной дороги по согласованию с МПС России.
1.6. Дистанции сигнализации и связи и локомотивные депо должны иметь нормативно-техническую документацию на устройства АЛСН и контроля бдительности машиниста в соответствии с приложением 3 к настоящей Инструкции.
1.7. Все работы по обслуживанию устройств АЛСН и контроля бдительности машиниста должны выполняться с соблюдением соответствующих правил и инструкций по технике безопасности.
1.8. Руководители служб сигнализации, централизации и блокировки (СЦБ) и локомотивного хозяйства, начальники отделов СЦБ и локомотивного хозяйства отделений железных дорог (при их наличии), начальники дистанций сигнализации и связи и локомотивных депо в соответствии с распределением обязанностей отвечают за правильную организацию технического обслуживания устройств АЛСН и контроля бдительности машиниста.
1.9. При передаче с одной железной дороги на другую локомотивов или моторвагонного подвижного состава, оборудованных АЛСН и устройствами контроля бдительности машиниста, запрещается производить демонтаж исправной и установку неисправной аппаратуры. За наличие и исправность передаваемой аппаратуры отвечают начальники локомотивных депо и дистанций сигнализации и связи.
При оборудовании локомотивов и моторвагонного подвижного состава устройствами АЛСН и контроля бдительности машиниста, проверке их действия, осмотре и ремонте должны строго соблюдаться следующие основные технические требования и нормы:
2.1.1. Сопротивление изоляции токоведущих частей устройств по отношению к корпусу должно быть не менее:
усилителя и дешифратора - 10 МОм;
фильтра - 20 МОм;
устройств контроля бдительности машиниста - 5 МОм;
приемных катушек, общего ящика, локомотивного светофора, переключателя направления и электропитания, универсального контроллера, электропневматического клапана, рукоятки бдительности, контактно-регистрирующего устройства, вспомогательных кнопок, клеммных коробок, переключателя электроосвещения и гибкого соединения на паровозе - 5 МОм.
2.1.2. Измерение сопротивления изоляции токоведущих частей устройств АЛСН и контроля бдительности машиниста должно производиться мегаомметром на напряжение 500 В для каждого указанного в подпункте 2.1.1 настоящей Инструкции устройства отдельно.
2.2.1. Приемные катушки ПЭ, ПТ, КПУ-1 и КПУ-2 подвешиваются в пределах габарита подвижного состава.
2.2.2. Высота низшей точки корпуса приемных катушек ПЭ, ПТ и КПУ-2 над уровнем головки рельса должна быть в пределах от 100 мм до 180 мм, а КПУ-1 от 180 мм до 240 мм, при этом высота нижней грани сердечника катушек ПЭ и ПТ над уровнем головки рельса в пределах от 200 мм до 280 мм; катушка не должна опускаться ниже путеочистителей. На электропоездах серии ЭР, имеющих опору кузова на боковые скользуны и увеличенный прогиб рессорного подвешивания, допускается расположение приемных катушек АЛСН под кузовом вагона ниже уровня путеочистителя. Во всех случаях середина сердечника приемной катушки должна находиться над осью ходового рельса.
2.2.3. Один раз в шесть месяцев работниками локомотивных депо должна производиться проверка параметров локомотивных катушек: добротности, индуктивности, действующего значения ЭДС и сопротивления постоянному току КПУ-1 и КПУ-2 с регистрацией в журнале учета параметров приемных катушек.
Значения величины ЭДС для высоты подвески 150 мм в зависимости от типа приемных катушек и частоты сигнального тока должны соответствовать таблице 1. При этом значения величин ЭДС, наведенных в смежных катушках, не должны отличаться более, чем на 5%.
Таблица 1
Тип катушки | Выводы | Частота, Гц | |||
25 | 50 | 75 | |||
Ток, А | |||||
1,40-1,47 | 1,20-1,26 | 2,0-2,1 | 1,40-1,47 | ||
ЭДС, мВ, не менее | |||||
КПУ-1 | Кл-1 - Кл-3 | 56 | 93 | 155 | 161 |
КПУ-2 | Кл1-1 - Кл1-3 | 49 | 87 | 145 | 147 |
Кл2-1 - Кл2-3 | 49 | 87 | 145 | 147 | |
ПЭ | 52 | 90 | 150 | 154 | |
ПТ | 45 | 78 | 130 | 133 |
Значения величин индуктивности и добротности, измеренные прибором ИП-ЛК (ИПЛК-М), должны соответствовать таблице 2.
Таблица 2
Наименование параметра | Тип катушки | |||
ПЭ | ПТ | КПУ-2 | КПУ-1 | |
Индуктивность, Гн | 6,9±0,4 | 6,2±0,4 | 7,1±0,4 | 7,1±0,4 |
Добротность, не менее | 3 | 4 | 5 | 5 |
Сопротивление постоянному току катушек КПУ-1, измеренное на Кл-1 - Кл-3, и КПУ-2, измеренное на Кл1-1 - Кл1-3 и Кл2-1 - Кл2-3, должно быть 100-120 Ом.
2.2.4. В деталях подвески и регулирующего устройства приемных катушек не допускается наличие трещин. Гайки и контргайки должны быть хорошо закреплены, а шплинты разведены. Предусмотренные чертежами предохранительные устройства должны быть в полной исправности.
Верхние и нижние части кожуха катушек ПЭ и ПТ должны быть изолированы друг от друга резиновой прокладкой и иметь сопротивление изоляции не менее 100 Ом. Измерения проводятся омметром при техническом обслуживании ТО-3.
Стяжные болты должны быть изолированы от магнитопровода и иметь сопротивление изоляции не менее 10 кОм.
2.2.5. Клеммные коробки приемных катушек должны плотно закрываться и иметь исправное уплотнение.
2.3.1. Общий ящик устанавливается на локомотиве или моторвагонном подвижном составе и служит для размещения в нем дешифратора, усилителя и конденсаторных блоков.
На моторвагонном подвижном составе, не имеющем общих ящиков, аппаратура АЛСН должна устанавливаться в закрытых опломбированных шкафах со степенью защиты IP44 по ГОСТ 14254-96.
2.3.2. Контактные пружины клеммных панелей ящика должны быть исправными и давать надежный контакт с клеммами дешифратора и усилителя, создавая контактное нажатие не менее 1,5 Н (150 гс) на контакт.
2.3.3. Между крышкой и корпусом общего ящика должны быть проложены уплотнительные прокладки; шарниры и запоры крышки должны быть смазаны.
2.3.4. Внутренняя амортизация общего ящика должна нормально работать и не иметь неисправных резиновых амортизаторов.
2.4.1. Усилители УК-25/50М, УК-25/50М-Д, УК-25/50 и УК-3Т
2.4.1.1. Усилители должны настраиваться и регулироваться так, чтобы они устойчиво работали при напряжении питания 50±10 В и кодовом токе в рельсах от минимального до максимально допустимого 25 А. Минимальный ток: при автономной тяге - 1,2 А при кодировании на частоте 50 Гц и 1,4 А на частоте 75 Гц, 2 А - при электрической тяге постоянного тока и 1,4 А при электрической тяге переменного тока.
2.4.1.2. Чувствительность усилителя выражается значениями непрерывного переменного тока в рельсах или величиной напряжения, наведенного на приемных катушках (эквиваленте), соответствующих срабатыванию импульсного реле (ИР) усилителя.
2.4.1.3. Чувствительность усилителя при напряжении питания 50±10 В должна соответствовать таблице 3.
Таблица 3
Частота сигнального тока, Гц | Чувствительность усилителя | Примечание | |
мВ | А | ||
25 | 73,5±7 | 0,95-1,15 | |
75 | 220,5±21 | 0,95-1,15 | |
50 | 203±21 | 1,30-1,60 | Электротяга |
119±14 | 0,75-0,90 | Автономная тяга |
2.4.1.4. Ток срабатывания импульсного реле ИР усилителя должен быть не более 12 мА, ток отпускания - не менее 4 мА.
Примечание: Для усилителя УК-3Т ток полного притяжения 3,2-3,6 мА, ток отпускания - не менее 1,5 мА.
2.4.1.5. Ток в обмотке реле ИР усилителя при напряжении питания 40 В при сигнале равном 1,25 фактического значения чувствительности усилителя должен быть не менее 1,5.