Недействующий

Технический регламент "О безопасности упаковки"

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
к проекту федерального закона
"Технический регламент "О безопасности упаковки"

1. Сфера применения настоящего федерального закона "Технический регламент "О безопасности упаковки"

1.1. Настоящий федеральный закон разработан в целях:

- защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;

- охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений при производстве, хранении, использовании и утилизации упаковки;

- предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей упаковки, регулирует отношения, возникающие при применении и исполнении обязательных требований к упаковке и к связанным с ними процессам хранения, перевозки и реализации, в том числе при проведении оценки соответствия упаковки требованиям, установленным настоящим Федеральным законом, а также организации государственного контроля (надзора) за соответствием упаковки, находящейся на стадии обращения, обязательным требованиям безопасности.

1.2. Настоящий федеральный закон устанавливает:

1.2.1. правовые основы отношений в области оборота и обращения упаковки, а также обращения с упаковочными отходами, в целях обеспечения экологической безопасности, предотвращения негативного воздействия этих отходов на здоровье человека и окружающую среду посредством организации, координации и экономического стимулирования деятельности по их вовлечению в хозяйственный оборот в качестве вторичных ресурсов.

1.2.2. требования, обеспечивающие безопасное использование всех видов и типов упаковки, находящихся в обращении на территории Российской Федерации и включенных в сферу действия настоящего федерального закона.

1.2.3. правила идентификации упаковки для целей применения настоящего федерального закона;

1.2.4. правила и формы оценки соответствия упаковки требованиям, установленным настоящим федеральным законом;

1.2.5. требования к маркировке упаковки.

1.3. Перечень групп, на которые воздействует принятие технического регламента "О безопасности упаковки"

Отрицательное воздействие недоброкачественной упаковки в процессе её производства, транспортировки и применения распространяется на следующие объекты:

Производители (поставщики) - крупные и средние организации, производящие и поставляющие упаковку. Отечественная индустрия упаковки растет быстрыми темпами. Все усложняющаяся структура отрасли, разнообразие упаковочных материалов и повышающаяся опасность появления недоброкачественных изделий предъявляют новые требования к правовому обеспечению безопасности участников рынка упаковки и потребителей упакованной продукции.

По данным Росстата, ежегодный прирост объёма упаковочных изделий составляет более 10 %, что намного выше темпов роста мирового рынка (4-5 % в год). Отдельные сегменты (например, картон и гибкая упаковка) растут еще быстрее - на 15-20 % в год. На рынке появляются новые виды упаковки и новые материалы. По данным НА "Союзупак", емкость рынка упаковки Российской Федерации составляет 7-8 млрд. долл., по данным ИК "Финам" - 5,8 млрд. долл.

На каждого россиянина приходится 40-50 кг упаковочных материалов (на каждого американца - 230 кг). По прогнозам специалистов, процесс насыщения рынка упаковочными материалами продолжится в ближайшие годы.

В Российской Федерации, как и во всем мире, основную долю занимает сегмент пищевой упаковки, доля которого составляет 70-75 %: снижается количество развесных изделий; растет доля крупных продуктовых сетей; повышается спрос на новые виды упаковки длительного хранения. Немного ниже спрос на упаковку для бытовой химии, парфюмерии и косметики, табачного производства.

Основной объём упаковочных материалов и изделий в Российской Федерации состоит из четырех основных сегментов: упаковка из металла, стекла, полимеров, бумаги и картона, картонная упаковка. В России картон остается наиболее распространенным упаковочным материалом. Рост производства в этом секторе опережает рост отрасли в целом, но российские показатели пока далеки от европейских: на одного россиянина в год приходится порядка 13 кг картонной и бумажной упаковки, тот же показатель в странах Восточной Европы составляет 30-40 кг, в Германии - 90 кг. Емкость рынка бумажной и картонной упаковки - 2,3-2,9 млрд. долл.

Полимерная упаковка: пластик (твердые формы полимерной и пластмассовой продукции) и пленки (мягкие формы полимерных и аналогичных материалов).

Сегмент полимерной/пластиковой упаковки оценивается в 2,1-2,7 млрд. долл. и состоит из секторов жесткой пластиковой тары, блистер-упаковки, полиэтиленовых пакетов, гибкой пленки. Самый динамичный сектор - гибкая тара (к ней относятся вакуумная упаковка и пакеты для сока/молока/вина).

Жесткая пластиковая потребительская тара: к этому сектору относится упаковка из пластиков и пластмасс. В России потребление этих видов упаковок растет, пластиковая упаковка легче картонной и почти в два раза дешевле. По прогнозам, потребление жесткой полимерной упаковки будет расти на 4 % в год.

Выдувная пластиковая тара, в том числе изделия из полиэтилентерефталата (ПЭТ). На отечественном рынке ПЭТ-упаковка прочно закрепилась в ассортименте производителей пива, минеральной воды, газированных напитков. Общий объем российского рынка ПЭТ-бутылок оценивается на уровне 6-6,5 млрд. шт. в год. При этом 70 % продукции приходится на безалкогольные напитки, 15 % - на растительные масла, 10 % - на пиво. Оставшуюся часть занимает бытовая химия и косметика. В денежном объеме продаж продукция в ПЭТ-упаковке составляет более 30 %.

Упаковка из пленочных материалов. В настоящее время в пленки упаковывается более 80 % товаров. Для упаковки товаров чаще всего выбираются пленки из полипропилена - 29 % и полиэтилена - 18 %, а также пористые многослойные пленки - 21 %. Доля полистирольных пленок и однослойных непористых пленок снижается: "новые" пленки обладают лучшими потребительскими качествами, а их производство обходится дешевле. В ближайшие годы прогнозируется увеличение доли "сложных" пленок на рынке гибкой полимерной упаковки. Объем производства гибких полимерных упаковочных материалов составил не менее 170 тыс. тонн; импорт - 60-70 тыс. тонн. В год темпы роста рынка гибкой упаковки приближаются по некоторым видам к 12-15 % в год. В частности, это касается рынка стретч-пленок для машинной упаковки и некоторых видов ламинатов для пищевой промышленности.

Металлическая упаковка (фольга, алюминиевая баночная упаковка, алюминиевые поддоны, жестяная упаковка): емкость сегмента - 450-550 млн. долл., что составляет 8 % рынка упаковки. Уровень потребления алюминиевых банок в России низок - порядка 7 шт. на человека в год (в странах ЕС - свыше 100 шт.). Российский рынок алюминиевых банок оценивается в 2,5-3 млрд. шт. в год, импорт составляет более 1 млрд. шт. в год. Прогнозируемый ежегодный прирост консервной промышленности в 13,6% приведет к росту рынка белой жести на 10,5 %.

Стеклянная упаковка. Емкость сегмента - 1,2-1,5 млрд. долл. Рост спроса на стеклянную тару вызван ростом пивного рынка, на долю которого приходится около 60 % стеклотары. Доля ликероводочных изделий составляет около 22 %, оставшаяся часть приходится на безалкогольные напитки. Западные производители занимают 15 % рынка стеклотары, доля импортируемого стекла - 2,4 %. Дефицит бутылок восполняется за счет оборотной тары. Если в США, Германии, Чехии на повторно используемую стеклотару приходится не более 15 %, в Польше - 5 %, то в России 70 % пива разливается в бутылки, бывшие в употреблении. Но эти объемы снижаются, что приводит к росту импорта.

Производством упаковки в Российской Федерации занимаются около 3 тыс. предприятий, которые можно разделить на 3 группы:

- Предприятия, входящие в крупные производственные холдинги и работающие на собственном сырье - например, ГК "Титан", "Илим Палп", "Гамма-Синтез";

- Крупные производители упаковки, не имеющие собственных мощностей по производству сырья - отечественные предприятия (ЗАО "Готэк", ПЭФ "Союз", ПО "Гофра" и пр.), или филиалы крупных иностранных компаний (Stora Enso Packaging, Tetra Pak);