4.1 Злоупотребления при использовании статистического приемочного контроля
Статистический приемочный контроль стал непопулярен с начала 1980-х. Некоторые из причин являются обоснованными. Поэтому важно отличать ситуации, в которых статистический приемочный контроль не следует использовать, от ситуаций, в которых он уместен.
Главные аргументы против использования статистического приемочного контроля следующие:
a) если качество продукции очень высокое, объем выборки, необходимый для обнаружения возможных отклонений, должен быть очень большим и поэтому применение статистического контроля является экономически непривлекательным;
b) качество продукции не может быть выявлено при контроле;
c) намного легче разработать конструкцию, обеспечивающую необходимое качество, и осуществлять всестороннее управление процессом производства, чем стараться найти и устранить несоответствующие единицы продукции после изготовления;
d) в большей части стандартов на статистический приемочный контроль планы основаны на установленном значении предела приемлемого качества (AQL). Как только при установленном AQL качество продукции позволит достичь высоких вероятностей приемки партии, производитель теряет стимул для непрерывного улучшения качества продукции;
_______________
AQL - Acceptance Quality Limit.
e) установление AQL эквивалентно предоставлению лицензии на производство дефектной продукции;
f) единственным приемлемым уровнем качества является отсутствие дефектов.
Эти аргументы рассмотрены ниже.
4.2 Пример 1
Пример - Пример (заимствованный из [1]) показывает, как оптимальный план выборочного контроля может измениться в соответствии с уровнем качества, который желательно сохранить. Некоторая продукция изготовлена в партиях по 10000 шт. Себестоимость производства одной единицы составляет 10,00 руб. Отпускная цена одной единицы продукции составляет руб. в принятых партиях и 0,50 руб. в непринятых партиях. Контроль является разрушающим, а стоимость испытаний каждой единицы продукции составляет 1,00 руб. Дополнительные затраты (например, на гарантийное обслуживание и от снижения привлекательности продукции для потребителя), приходящиеся на единицу продукции в принятой партии, составляют 10000 руб. в принятых партиях и 0 руб. в непринятых партиях, проданных со скидкой. Предыдущий опыт показывает, что доля несоответствующих единиц продукции составляет для 99% партий, но по неясным причинам близка к 100 для 1% партий. Необходимо использовать одноступенчатый план с контролем по альтернативному признаку. Это значит, что из каждой партии должна быть отобрана случайная выборка объема , а партию следует считать приемлемой, если выборка содержит не более несоответствующих единиц продукции. Каков оптимальный план выборочного контроля, т.е. план, который максимизирует полученную прибыль от реализации продукции?
Математические детали приведены в приложении А. В таблице 1 указан оптимальный план выборочного контроля для диапазона значений уровня качества . Результаты поучительны.
Неудивительно, что улучшение уровня качества позволяет уменьшить отпускную цену при увеличении прибыли за реализованную единицу продукции. Сначала улучшение уровня качества требует больших объемов выборки для обеспечения необходимой дискриминации между уровнями качества. Поскольку уровни качества улучшаются, оптимальное приемочное число уменьшается и достигает точки, когда становится экономически неэффективно проводить контроль. Это заключительное состояние называют "косвенным контролем", поскольку контроль фактически передан потребителю. Несоответствующие единицы продукции настолько редки, что более экономично не проводить контроль со всеми последующими действиями, а возмещать потребителю потери в случаях, предусмотренных гарантийными обязательствами.
Таблица 1 - Оптимальные планы выборочного контроля для примера 1
| Оптимальный план |
|
| ||
Используемый уровень качества | Уровень качества | Объем выборки | Приемочное число | Отпускная цена единицы продукции , руб. | Средняя прибыль |
0,00100 | 0,100 | 104 | 2 | 20,25 | 0,022 |
0,00050 | 0,050 | 139 | 1 | 15,40 | 0,091 |
0,00030 | 0,030 | 197 | 1 | 13,60 | 0,211 |
0,00020 | 0,020 | 149 | 1 | 12,75 | 0,280 |
0,00010 | 0,010 | 141 | 0 | 12,00 | 0,378 |
0,00009 | 0,009 | 137 | 0 | 11,95 | 0,436 |
0,00008 | 0,008 | 129 | 0 | 11,90 | 0,499 |
0,00007 | 0,007 | 113 | 0 | 11,85 | 0,570 |
0,00006 | 0,006 | 86 | 0 | 11,75 | 0,603 |
0,00005 | 0,005 | 34 | 0 | 11,70 | 0,710 |
0,00004 | 0,004 | Приемка без контроля | 11,60 | 0,804 | |
0,00003 | 0,003 | Приемка без контроля | 11,50 | 0,903 | |
0,00002 | 0,002 | Приемка без контроля | 11,35 | 0,952 | |
0,00001 | 0,001 | Приемка без контроля | 11,20 | 1,001 |
Таким образом, аргумент 4.1, перечисление а) вводит в заблуждение в случае, когда уровни качества достигают достаточно высокого значения. Тогда статистический приемочный контроль становится ненужным, поскольку требует больших объемов выборки и, соответственно, больших затрат.
4.3 Контроль качества продукции
Контроль плохо различает изменения качества готовой продукции (на выходе процесса), когда качество исходных материалов (на входе процесса) более или менее постоянно, если объем выборки составляет большую часть объема партии. В этом случае процесс контроля приводит к большим непроизводительным затратам. В любом случае, это не очень подходящий способ улучшения уровня качества.
4.4 Проектирование и управление
Применение робастного проектирования и внедрение системы всестороннего управления процессом имеет много преимуществ. Робастный проект предъявляет минимальные требования к производственному процессу, а система управления процессом обеспечивает предотвращение слишком больших отклонений параметров процесса от их целевых значений. Таким образом, изменения процесса и затраты поддерживаются на низком уровне, а качество готовой продукции - на высоком уровне. Кроме того, для обеспечения непрерывного улучшения конструкция и система управления производственным процессом могут быть опытным путем исследованы и улучшены.
4.5 Приемлемый уровень качества (AQL)
Аббревиатура AQL означает приемлемый уровень качества, хотя на практике AQL обычно используют для обозначения плана выборочного контроля. Этот уровень является приемлемым для целей статистического приемочного контроля (а не в абсолютном смысле). В действительности уровни качества партий должны быть не более 1/3 AQL, чтобы иметь очень высокий шанс приемки партии.
В конце 20-го века многие компании поняли, что единственным способом выживания на рынке является постоянное улучшение качества. Создалась ситуация, когда представление о том, что ненулевой уровень качества (см. 4.7) является приемлемым, начали отвергать. Для ясности смысл аббревиатуры AQL в международных стандартах был заменен на более точный "предел приемлемого качества". К сожалению, ущерб уже был нанесен, поскольку многие организации больше не используют стандарты, устанавливающие планы, основанные на AQL.
Аргумент о том, что AQL не стимулирует производителя к улучшению качества продукции, как только AQL будет достигнут, является сомнительным. Во многих среднесрочных или долгосрочных договорах между поставщиком и потребителем прогрессивное уменьшение AQL легко может быть согласовано и записано в контракте. Кроме того, целью производителя является стремление повысить уровни качества, вызванное желанием сохранить или улучшить свое положение на национальном или мировом рынке.
4.6 Лицензия на производство дефектов