Статус документа
Статус документа

     
     ПОТ РО-32-ЦВ-400-96

ПРАВИЛА
по охране труда при техническом обслуживании
и ремонте грузовых вагонов и рефрижераторного подвижного состава

     

Дата введения 1997-01-01



Правила по охране труда при техническом обслуживании и ремонте вагонов и рефрижераторного подвижного состава разработали:

В.Н.Ищенко, М.Р.Прохоров, Н.М.Мурванидзе (ВНИИЖТ), Е.А.Мазуров, А.Г.Шехт (ПКБ ЦВ), В.В.Шмаков (ЦВ МПС).

СОГЛАСОВАНЫ Письмом Министерства труда Российской Федерации от 24.09.96 N 2095-кв

УТВЕРЖДЕНЫ Заместителем Министра путей сообщения А.Н.Кондратенко 03.10.96

     1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ

1.1. Настоящие Правила устанавливают основные требования безопасности при техническом обслуживании и ремонте грузовых вагонов и рефрижераторного подвижного состава (далее по тексту - вагонов) на предприятиях вагонного хозяйства железных дорог.

Настоящие Правила распространяются на работы по техническому обслуживанию и ремонту вагонов в грузовых вагонных депо, рефрижераторных депо (далее по тексту - депо), на пунктах технического обслуживания грузовых вагонов (далее по тексту - ПТО) и пунктах технического обслуживания автономных рефрижераторных вагонов (далее по тексту - ПТО АРВ).

Настоящие Правила не распространяются на техническое обслуживание и ремонт пассажирских вагонов, а также на работы по текущему ремонту и подготовке цистерн к наливу нефтепродуктами и вагонов бункерного типа для нефтебитума на промывочно-пропарочных станциях и пунктах подготовки к наливу.

1.2. Выполнение настоящих Правил обязательно для администрации предприятий вагонного хозяйства, связанных с техническим обслуживанием  и ремонтом  вагонов.

1.3. При ремонте и техническом обслуживании вагонов в соответствии с ГОСТ 12.0.003 (Перечень ссылочных нормативных документов приведен в Приложении 1) на работников могут воздействовать следующие основные опасные и вредные производственные факторы:

движущийся подвижной состав и транспортные средства;

движущиеся машины, механизмы, элементы подъемно-транспортного и другого оборудования;

перемещаемые изделия, заготовки и материалы;

падающие с высоты предметы и инструмент;

повышенное значение напряжения электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека;

повышенная запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны;

повышенные уровни шума и вибраций на рабочем месте;

недостаточная освещенность рабочей зоны;

повышенная или пониженная температура, влажность и подвижность воздуха рабочей зоны;

повышенная и пониженная температура поверхностей оборудования;

физические перегрузки при перемещении тяжестей вручную;

нервно-психические перегрузки при выполнении работ на высоте, в замкнутых объемах и работах на путях.

1.4. Уровни шума и вибраций на рабочих местах не должны превышать значений ГОСТ 12.1.003 и ГОСТ 12.1.012.

1.5. Освещенность рабочих мест в помещениях и на открытых площадках депо, ПТО и ПТО АРВ должна соответствовать требованиям СНиП 23-05 и Нормам искусственного освещения объектов железнодорожного транспорта.

1.6. Содержание вредных веществ в воздухе рабочей зоны в помещениях и на открытых площадках депо, ПТО и ПТО АРВ должно соответствовать требованиям ГОСТ 12.1.005 (перечень вредных веществ в воздухе производственных участков по основным технологическим процессам приведен в Приложении 2).

1.7. Для обеспечения пожарной безопасности и взрывобезопасности производственных процессов необходимо соблюдать требования ГОСТ 12.1.004 и ГОСТ 12.1.010.

1.8. Общие требования к устройству депо, ПТО и ПТО АРВ должно соответствовать Правилам пожарной безопасности на железнодорожном транспорте и Правилам пожарной безопасности в Российской Федерации.

1.9. Для всех производственных помещений депо, ПТО и ПТО АРВ в соответствии с СНиП 2.09.02* и Ведомственными нормами технологического проектирования должны быть определены категории по взрывной, взрывопожарной и пожарной опасности.

________________

* На территории Российской Федерации действуют СНиП 31-03-01. Здесь и далее. - Примечание изготовителя базы данных.

    1.10. Средства пожарной сигнализации и средства пожаротушения для различных помещений должны соответствовать определенной категории и требованиям Норм оснащения объектов и подвижного состава железнодорожного транспорта первичными средствами пожаротушения.

Использование пожарного оборудования и инвентаря для хозяйственных нужд не допускается.

1.11. При выборе и установке электрооборудования в помещениях и на открытых площадках депо, ПТО и ПТО АРВ должны быть определены классы взрывоопасных и пожароопасных зон в соответствии с требованиями глав 7 и 8 Правил устройства электроустановок.

1.12. Организация и ведение технологических процессов в депо, ПТО и ПТО АРВ должны соответствовать государственным стандартам, нормативно-технической и технологической документации на соответствующие процессы, а также требованиям главы 3 Правил пожарной безопасности на железнодорожном транспорте.

1.13. В целях охраны окружающей среды в депо, ПТО и ПТО АРВ необходимо постоянно обеспечивать исправное состояние вентиляционных и очистных сооружений. Исправность и эффективность вентиляционных и очистных сооружений определяются на основании результатов анализов, проводимых центрами санитарно-эпидемиологического надзора (санэпиднадзора) железной дороги.

1.14. На территориях депо, ПТО и ПТО АРВ должны быть отдельные емкости для сбора и хранения остатков нефтепродуктов, загрязненных и пропитанных нефтепродуктами балласта, обтирочных материалов и других отходов.

1.15. Собираемые с путей и территории депо, ПТО и ПТО АРВ балласт, обтирочный материал и другие предметы, загрязненные нефтепродуктами, должны обезвреживаться и вывозиться в специально отведенные места.

1.16. Загрязненные этилированным бензином шпалы, рельсы с креплениями, стрелочные переводы, площадки с твердым покрытием, а также другие участки территории должны обезвреживаться кашицей хлорной извести или керосином.

1.17. Балластный слой и земляная поверхность, а в зимнее время и снежный покров, загрязненные этилированным бензином, должны быть сняты на всю глубину пропитки, вывезены на специальные бетонированные площадки, согласованные с центрами санэпиднадзора железной дороги и пожарного надзора, облиты керосином и прожжены. Очищенное место должно быть засыпано чистым песком или щебнем.

1.18. Промывочные воды при мойке вагонов, тележек, колесных пар, подшипников, роликов и других узлов и деталей должны собираться и обезвреживаться.

1.19. Спуск с территории депо, ПТО и ПТО АРВ загрязненных нефтепродуктами производственных вод должен осуществляться на очистные сооружения.

1.20. Места сброса промывочных вод, прошедших нейтрализацию, должны быть согласованы с центром санэпиднадзора железной дороги.

1.21. Комплекс очистных сооружений должен обеспечивать очистку промывочных вод до установленных норм. Использование промывочной воды должно быть замкнутое (бессточное). Нефтеловушки должны регулярно очищаться от шлама, грязи и нефтепродуктов механизированным способом.

1.22. При разработке технологических процессов по техническому обслуживанию и ремонту вагонов необходимо руководствоваться настоящими Правилами, государственными стандартами системы ССБТ, СНиП, межотраслевыми, отраслевыми правилами и нормами.

1.23. Для всех видов работ по техническому обслуживанию и ремонту вагонов должны быть разработаны местные инструкции по охране труда на основании настоящих Правил, а также инструкции при производстве маневровых работ и по пожарной безопасности.

1.24. Контроль за состоянием охраны труда и соблюдением настоящих Правил на предприятиях вагонного хозяйства должен осуществляться согласно Положению о контроле за состоянием охраны труда на железнодорожном транспорте.

     2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ МАНЕВРОВОЙ РАБОТЕ И ОГРАЖДЕНИИ ВАГОНОВ

2.1. Маневровая работа и ограждение вагонов на путях депо, ПТО и ПТО АРВ должны производиться в соответствии с Правилами технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, Инструкцией по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации, Инструкцией по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации, технико-распорядительным актом (ТРА) станции, местным технологическим процессом и местной инструкции по охране труда при производстве маневровой работы, согласованной и утвержденной в порядке, установленном на железной дороге.

Требования ТРА по безопасному приему, отправлению и проследованию подвижного состава по путям станции должны содержаться в технологическом процессе работы ПТО и ПТО АРВ.

2.2. Руководство маневровыми работами и контроль за постановкой и снятием сигналов ограждения должны осуществлять руководители смен, назначенные приказом начальника депо (ПТО). Ограждение составов и вагонов переносными сигналами должны производить лица, из числа работников смены, на которых эти обязанности возлагают руководители смен.

2.3. Ответственный за безопасное производство маневровых работ должен следить за: правильным перемещением вагонов; расцепкой и сцепкой подвижного состава; передвижением работников во время маневровых работ; отсутствием людей в вагонах и под вагонами.

2.4. Ограждение путей депо и ПТО, на которых производится осмотр, техническое обслуживание и текущий ремонт грузовых вагонов, должно быть централизовано. Централизованное ограждение составов и вагонов должно осуществляться только оператором (диспетчером) ПТО, а где они отсутствуют дежурным по станции (маневровым диспетчером).

2.5. При отсутствии централизованного ограждения, перекосные сигналы ограждения должны устанавливаться на оси пути на расстоянии 50 м от крайних вагонов. Если расстояние от вагона до предельного столбика менее 50 м, то переносной сигнал ограждения с этой стороны устанавливают на том пути против предельного столбика.

Стрелочные переводы на путях запираются на замок, ключи от которого должны храниться у лица, ответственного за производство работ по техническому обслуживанию, ремонту вагонов и производство маневровых работ.

2.6. Вагон или группу вагонов, ремонтируемых на специально выделенных путях, помимо постоянных переносных сигналов, ограждают дополнительно спаренными тормозными башмаками, которые располагают на обоих рельсах на расстоянии не менее 25 м от крайнего вагона или против предельного столбика, если расстояние до него меньше 25 м.

2.7. Ограждение места работ производится на период их выполнения и снимается после их окончания по указанию лица, ответственного за производство работ.

Порядок постановки и снятия ограждения должен быть разработан применительно к местным условиям, отражен в местном технологическом процессе, утвержденном в установленном порядке.

2.8. Снятие сигналов ограждения должно производиться только после окончания работ и удаления руководителем работ всех работников от состава (вагона) на безопасное расстояние.

2.9. Ограждение рефрижераторного подвижного состава на станционных путях при производстве технического обслуживания или текущего ремонта наружного оборудования секции производится по письменной заявке механика, ответственного за работу на секции, дежурному по станции (маневровому диспетчеру).

Ограждение секции производят работники станции.

2.10. До начала работ механик, ответственный за работу на секции, должен получить письменное разрешение на производство работ от дежурного по станции (маневрового диспетчера), а затем лично убедиться в наличии ограждения. Работа без ограждения запрещается.

2.11. Ограждение рефрижераторных вагонов, поданных на пути ПТО АРВ, производится работниками ПТО АРВ в порядке, установленном технологическим процессом работы.

Запрещается снятие ограждения до сообщения механика руководителю работ по техническому обслуживанию вагонов об окончании технического обслуживания.

2.12. При расстановке АРВ у рампы ПТО АРВ необходимо соблюдать дистанцию между ними не менее 5 м.

Расстановка вагонов у рампы ПТО АРВ и закрепление тормозными башмаками составительской бригадой должна производиться под контролем ответственного работника ПТО АРВ.

2.13. Маневровая работа на путях депо ПТО и ПТО АРВ должна быть организована так, чтобы были обеспечены:

личная безопасность работников, занятых на маневрах;

контроль  технического обслуживания, ремонта вагонов;

сохранность подвижного состава.

2.14. Маневровая работа на специально выделенных ремонтных путях и путях депо должна выполняться под руководством обученного и назначенного работника депо.

Маневры толчками, сцепление и расцепление вагонов на ходу поезда не допускается.

2.15. На тупиковом специализированном пути во время выполнения маневровых работ, связанных с подачей и выводом вагонов, вагоноремонтные машины должны находиться в конце тупика и ограждаться спаренными башмаками, установленными перед машиной на расстоянии не менее 5 м. На машине должен гореть сигнал, запрещающий производство маневров.

2.16. На сквозных специализированных путях маневры могут производиться при наличии на них ремонтных машин. При этом скорость движения локомотива и вагонов не должна превышать 5 км/ч, а на машине должен гореть сигнал, разрешающий производство работ.

2.17. При наличии неисправностей в ходовых частях, создающих угрозу схода вагонов с рельсов, а также при перекосах кузова или изломе его деталей неисправные узлы и детали должны быть заменены или надежно укреплены. Если замена невозможна, то допускается передвижение состава (вагона) под непосредственным наблюдением мастера или бригадира и отсутствии людей на соседних междупутьях.

2.18. В местных инструкциях по охране труда при производстве маневровой работы в депо, ПТО и ПТО АРВ должно быть отражено:

характеристика подъездных и тракционных путей, мест с нарушением приближения габаритов строений;

порядок производства маневровой работы;

порядок ввода и вывода вагонов;

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Лаборатория. Инспекция. Сертификация» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs