Статус документа
Статус документа

РД 31.41.04-79 Карты типовых и опытных технологических процессов перегрузочных работ в морских портах. Часть 4. Карты типовых и опытных технологических процессов перегрузочных работ с опасными грузами

2.2. КАРТА 107-1; 108-1; 109-1. ТТП ПОГРУЗКИ-ВЫГРУЗКИ ОПАСНЫХ ГРУЗОВ
КЛАССОВ 4, 5, 8, 9 В ТКАНЕВЫХ ИЛИ СИНТЕТИЧЕСКИХ МЕШКАХ,
НЕ ПОЗВОЛЯЮЩИХ СОЗДАТЬ УСТОЙЧИВЫЙ ПАКЕТ

Варианты работ: вагон-судно, вагон-склад, склад-судно и варианты обратного направления: судно-автомашина, склад-автомашина

Классы грузов по ЕКНВ: М-0, М-30, М-50, М-80

N схе-
мы

Технологические схемы

Объем грузопе-
реработки, при котором применение схемы эффективно,
 тыс. т-операций

Расстановка рабочих/машин

Выра-
ботка рабо-
чего, т/смена

Производи-
тельность технологи-
ческой линии, т/смена

Уровень комплекс-
ной механиза- ции, %

Назначение схемы.
Порты, осуществляющие эксплуатационную проверку


в том числе по операциям

вагонная или автотранс-
портная

внутри-
порто-
вая транс-
портная

склад-
ская

кордон-
ная и переда-
точная

судо-
вая

все-
го

по тех-
нологи-
ческой схеме

по ЕКНВ или БКНВ

1

Вагон (вручную) - кольцевой строп (на рампе) - кран - трюм (вручную)

любой

4/-

-

-

2/1

6/-

12/1

12,5
 8,2

149
 98

149
 98

0

Схема применяется при перегрузке груза из вагона в судно с поштучной укладкой в просвете люка и в подпалубном пространстве

2

Вагон (вручную) - поддон (на тележке) - рампа - погрузчик с вилочным захватом - причал - кран (вилочный захват) - трюм (вручную)

"

4/-

2/2

-

4/1

6/-

16/3

10,7
 6,6

159
 105

159
 105

0

Схема применяется при перегрузке груза из вагона, установленного вне зоны действия прикордонного крана на расстоянии не более 300 м от кордона, в судно с поштучной укладкой в просвете люка и в подпалубном пространстве

3

Вагон (вручную) - поддон (на тележке) - рампа - погрузчик с вилочным захватом - склад (пакет на поддоне)

"

4/-

2/2

1/-

-

-

7/2

21,2
 14,0

148
 98

148
 98

0

Схема применяется при поштучной выгрузке груза из вагона и перевозке его на склад пакетами на плоских поддонах

4

Склад (пакет на поддоне) - погрузчик с вилочным захватом - причал - кран (вилочный захват) - трюм (вручную)

"

-

2/2

1/-

4/1

6/-

13/3

17,9
 14,0

232,2
182

232,2
182

0

Схема применяется

при отгрузке пакетов груза на плоских поддонах со склада, расположенного вне зоны действия прикордонного крана на расстоянии не более 300 м от кордона, в судно с поштучной укладкой в просвете люка и в подпалубном пространстве

5

Трюм (вручную) - кольцевой строп - кран - рампа - вагон (вручную)

"

4/-

2/2

-

2/1

6/-

14/3

12,4
 8,2

174
 115

174
 115

0

Схема применяется при перегрузке из судна в вагон груза, уложенного поштучно в просвете люка и в подпалубном пространстве

6

Трюм (вручную) - поддон - кран (вилочный захват) - причал - погрузчик с вилочным захватом - вагон (вручную)

"

4/-

2/2

-

4/1

6/-

16/3

9,9
 6,6

159
 105

159
 105

0

Схема применяется при перегрузке из судна в вагон, установленный вне зоны действия прикордонного крана на расстоянии не более 300 м от кордона, груза, уложенного поштучно в просвете люка и в подпалубном пространстве

7

Трюм (вручную) - поддон - кран (вилочный захват) - грузовой стол - автомашина

(вручную)

"

2/-

-

-

2/1

6/-

10/1

19,0
 15,0

190
 150

190
 150

0

Схема применяется при перегрузке из судна в автомашину груза, уложенного поштучно в просвете люка и в подпалубном пространстве

8

Трюм (вручную) - поддон - кран (вилочный захват) - причал- погрузчик с вилочным захватом - склад (пакет на поддоне)

"

-

2/2

1/-

4/1

6/-

13/3

17,9
 14,0

232  82

232
 182

0

Схема применяется при перегрузке из судна на склад груза, уложенного поштучно в просвете люка и в подпалубном пространстве, и перевозке его на склад пакетами на плоских поддонах

9

Склад (пакет на поддоне) - погрузчик с вилочным захватом - рампа - вагон (вручную)

"

4/-

2/2

1/-

-

-

7/3

21,2
 14,0

148
 98

148
 98

0

Схема применяется при отгрузке со склада пакетированного на плоских поддонах груза и погрузке его в вагон, установленный на расстоянии не более 300 м от склада, с поштучной укладкой

10

Склад (пакет на поддоне) - погрузчик с вилочным захватом - автомашина (вручную)

"

4/-

1/1

-

-

-

5/1

23,6
 17,4

118
 87

118
 87

0

Схема применяется при перегрузке со склада в автомашину пакетированного на плоских поддонах груза с поштучной укладкой его в кузове автомашины

     

ОПИСАНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА ПО СХЕМАМ 1-10
(ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ)


Вагонная операция


Расформирование (схемы 1-3) и формирование штабеля груза в вагоне (схемы 5, 6, 9) производятся вручную. При выгрузке груза из вагона мешки поштучно укладываются на растительный или синтетический кольцевой строп (схема 1) либо на плоский поддон (схемы 2, 3). Кольцевой строп расстилается на рампе; на строп укладываются 8-10 мешков (2 в плане и 4-5 по высоте) в зависимости от их устойчивости в "стопке".

Поддон устанавливается на рампе (при выгрузке груза из просвета дверного проема) или подается в вагон на тележке (при выгрузке груза из его торцевых частей). На поддоне укладывается 5-6 мешков в плане и 5 по высоте с формированием пакета "вперевязку" между слоями. Груженый поддон подается на тележке к проему двери; с тележки поддон с грузом снимается и устанавливается на рампу погрузчиком с вилочным захватом, выполняющим внутрипортовую транспортную операцию.

Для погрузки в вагон "подъем" груза в стропах (схема 5) или на поддоне (схемы 6, 9) устанавливается краном на рампе у дверного проема. При загрузке торцевых частей вагона пакет на поддоне размещается погрузчиком (выполняющим внутрипортовую транспортную операцию) в проеме двери вагона. Штабель в вагоне формируется слоями с уступообразной укладкой (с уступом в 1 мешок по высоте и ширине). В торцевых частях мешки укладываются вдоль, в просвете дверного проема - поперек вагона.

Внутрипортовая транспортная операция


Перевозка груза на причал (схемы 2, 4), на склад (схемы 3, 8), к вагону (схемы 6, 9) или к автомашине (схема 10) осуществляется на плоских поддонах погрузчиком с вилочным захватом по 1 пакету в "подъеме"; верхний ряд мешков пакета увязывается.

Складская операция


Грузы хранятся в отдельном складе или (при его отсутствии) в специальном помещении общего склада и на открытой площадке. В крытом складе штабель формируется на расстоянии не менее 0,7 м от стен склада с разрывами не менее 2 м и проездами не менее 3,5 м. На открытой площадке штабель формируется на расстоянии не менее 25 м от ближайших зданий и сооружений на настилах из досок высотой не менее 15 см и укрывается брезентом.

Грузы класса 4 - легковоспламеняющиеся вещества (сера в порошке, отходы резины и др.), а также класса 5 (окисляющие вещества и органические перекиси) укладываются в штабель в общем складе или на площадке отдельными группами на расстоянии не менее 5 м от других грузов (при стесненности складских помещений допускается сокращение указанного расстояния до 2 м). Самовозгорающиеся вещества (рыбная мука, аммиачно-нитратные удобрения типа В, манзат, нестор и др.) укладываются в штабель на открытой площадке на расстоянии не менее 25 м от производственных зданий, складов и открытых площадок с другими сгораемыми грузами и от главных путей движения транспорта. Во всех случаях запрещается совместное хранение грузов класса 5 с легковоспламеняющимися, горючими и органическими веществами.

Грузы класса 8 - едкие и коррозионные вещества (кислота бромуксусная, кислота хлоруксусная, гидроокись бария, гидроокись лития, аммоний фтористый кислый и др.) укладываются в штабель в общем складе и на площадке отдельными группами на расстоянии не менее 5 м от других грузов.

Горючие вещества класса 9 (грузы с относительно низкой опасностью) - сера коллоидная и др. укладываются в штабель вдали от окисляющих веществ. Слабоядовитые вещества этого же класса (мочевина и другие) укладываются в штабель отдельно от продовольственных и хлебофуражных продуктов.

В штабель груз устанавливается пакетами на плоских поддонах высотой в 3 яруса; пакеты последнего яруса размещаются с уступом шириной в 1 пакет со стороны штабелирования и противоположной ей и в 0,5 пакета с двух других сторон штабеля. Формирование и расформирование штабеля производятся погрузчиком с вилочным захватом; поправка отдельных мест в пакете при установке его в штабель производится вручную.

Кордонная и передаточная операции


Подача груза в судно по схеме 1 производится на кольцевом стропе. Краном одновременно подается 16-20 мешков (на 2 стропах). Формирование кранового "подъема" и строповка груза производятся на рампе у вагона. По схемам 2, 4 груз с причала в судно подается на плоских поддонах краном, оснащенным вилочным захватом. Выгрузка из судна производится с помощью кольцевых стропов (схема 5) либо краном с вилочным захватом пакетами на плоских поддонах (схемы 6-8). При перегрузке стропами "подъем" состоит из 20 мешков (на двух стропах); крановым вилочным захватом - из 25-30 мешков (один пакет).

Судовая операция


На судне грузы в мешках размещаются в просвете люка и в подпалубном пространстве, оборудованном вентиляцией. Формирование трюмного штабеля (схемы 1, 2, 4) производится вручную с укладкой мешков послойно. В просвете люка "подъемы" в стропах или пакеты груза на плоских поддонах расформировываются; мешки поштучно укладываются в штабель плотными слоями.

Для обеспечения максимальной возможности контроля за состоянием груза и его вентиляции рыбная мука в мешках размещается в штабеле блоками в 2 поперечных ряда. Между блоками оставляется пространство не менее 10 см. Для крепления штабеля в трюме между рядами мешков вдоль судна от переборки до переборки укладываются доски сечением 100х25 мм. Доски укладываются на каждый 3-й мешок, начиная от борта. Между настилами по высоте укладывается не более 7 мешков.

При укладке в штабель аммиачно-нитратных удобрений в мешках между поперечными переборками и грузом оставляется пространство шириной 45 см; вдоль судна у диаметральной плоскости от переборки до переборки на всю высоту трюма оставляется проход шириной 45 см; под каждым вентилятором устанавливаются вентиляционные колодцы сечением 35х35 см. Для крепления груза ставятся распорки.

Грузы размещаются вдали от всех источников тепла, искр, пламени. Ядовитые вещества укладываются в штабель отдельно от продовольственных и хлебофуражных продуктов, горючие грузы (сера коллоидная и др.) - вдали от окисляющих веществ. Грузы, выделяющие при горении взрывчатые, легковоспламеняющиеся газы и пары (сера в порошке, мочевина и др.), размещаются в газонепроницаемых помещениях, обеспеченных интенсивной вентиляцией. Перед погрузкой и выгрузкой легковоспламеняющихся грузов комингсы люков обшиваются досками или укрываются брезентом.

Расформирование трюмного штабеля в просвете люка и в подпалубном пространстве (схемы 5-8) осуществляется вручную, с углублением не более 1 м. Мешки укладываются в "подъем" на растительных или синтетических стропах (схема 5) либо в пакеты на плоских поддонах (схемы 6-8). На стропе размещается 8-10 мешков (2 в плане и 4-5 по высоте) в зависимости от их устойчивости "в стопке"; на поддоне - 5-6 мешков в плане и 5 по высоте с формированием пакета "вперевязку" между рядами. При выгрузке серы в порошке для предотвращения пыли, образующей взрывчатую смесь с воздухом, производится мокрая зачистка трюма при интенсивном вентилировании.

Автотранспортная операция