РД 31.41.04-79
Карты
типовых и опытных технологических процессов
перегрузочных работ в морских портах
Часть 4
Карты типовых и опытных технологических процессов
перегрузочных работ с опасными грузами
Дата введения 1981-01-01
РАЗРАБОТАН Ленинградским филиалом государственного проектно-изыскательского и научно-исследовательского института морского транспорта "Союзморниипроект" - "Ленморниипроектом"
Зам. директора канд. техн. наук В.В.Пузырев
Руководитель разработки канд. техн. наук А.Я.Черняк
Главный специалист Ю.Б.Канторович
Ответственный исполнитель А.А.Назарова
Исполнители: Е.Д.Фефелина, М.М.Арест, М.Ф.Вайсман, Т.В.Волкова, А.И.Ройченко
Балтийским центральным проектно-конструкторским бюро ММФ - БЦПКБ
Главный инженер Е.А.Маланюк
Начальник отдела перспективной технологии М.Ю.Цициашвили
Ответственный исполнитель А.И.Селютин
Исполнители: А.Ю.Киселева, Е.И.Кудакова, Н.А.Лисиченко, Л.А.Тарадай, В.Н.Шиганов
СОГЛАСОВАН
Управлением эксплуатации флота и портов ММФ
Главный инженер Б.С.Борисов
Начальник технического отдела Э.В.Адамовский
УТВЕРЖДЕН Министерством морского флота
Заместитель министра Л.П.Недяк 7 мая 1979 г.
ВВОДЯТСЯ ВПЕРВЫЕ
Директивное письмо ММФ от "30" апреля 1980 г., N 57. Срок введения в действие установлен с 1.1.81 г.
Настоящий руководящий документ (РД) регламентирует типовые и опытные технологические процессы перегрузки опасных грузов классов 3-9 (в соответствии с классификацией Правил морской перевозки опасных грузов - МОПОГ), осуществляемые на универсальных перегрузочных комплексах морских портов, а также типовые и опытные технологические процессы загрузки/разгрузки этих грузов в крупнотоннажные контейнеры.
РД устанавливает при этом общие требования по загрузке/разгрузке контейнеров, определяет рекомендуемые схемы размещения и крепления грузов в контейнерах, нормативы на загрузку контейнеров, а также перечни применяющихся при этом погрузчиков, грузозахватных устройств и приспособлений.
Технология производства грузовых операций, изложенная в Картах, полностью соответствует требованиям Правил морской перевозки опасных грузов (МОПОГ) и Правил безопасности труда в морских портах.
Карты типовых процессов обязательны для внедрения в портах и портовых пунктах ММФ, производящих перегрузку опасных грузов, и являются основой для разработки портами рабочих технологических карт (типовых и опытных), а также для технологической подготовки производства работ, связанных с перегрузкой грузов, загрузкой/разгрузкой контейнеров и креплением грузов.
Карты типовых и опытных технологических процессов перегрузочных работ в морских портах состоят из четырех частей, которые содержат:
Часть I - карты типовых и опытных процессов погрузочно-разгрузочных работ (ПРР) на универсальных перегрузочных комплексах портов с обработкой транспортных судов непосредственно у причалов (РД 31.41.01.01-79; РД 31.41.01.02-79; РД 31.41.01.03-79);
Часть II - карты типовых и опытных процессов ПРР на специализированных контейнерных перегрузочных комплексах морских портов (РД 31.41.02-80);
Часть III - карты типовых и опытных процессов ПРР в рейдовых условиях, на льду берегового припая и у необорудованного берега (РД 31.41.03-79);
Часть IV - карты типовых и опытных процессов ПРР с опасными грузами (РД 31.41.04-79).
В дополнение к общим положениям, изложенным в ч.I Карт и относящимся к любому технологическому процессу ПРР независимо от условий его выполнения и рода груза, ниже приводятся общие положения, термины, сокращения и определения, принятые в данной части Карт.
ТТП - типовой технологический процесс;
ОТП - опытный технологический процесс;
ЗК - закрытый контейнер;
Правила МОПОГ - Правила морской перевозки опасных грузов.
1.2.1. Опасные грузы. Под опасными грузами в соответствии с ГОСТ 19433-74 и Правилами МОПОГ понимаются вещества и предметы, которые вследствие их специфических свойств могут при транспортировке, выполнении перегрузочных работ и хранении послужить причиной взрыва, пожара или повреждения транспортных средств, перегрузочного оборудования, складов, устройств и сооружений, а также причиной гибели, увечья, отравления, ожогов, облучения или заболевания людей и животных.
1.2.2. Для средств укрупнения грузовых единиц (контейнеров, контейнерных тележек и т.п.) на базе стандартов ИСО, а также средств механизации их перегрузки принята терминология по ГОСТ 20231-74* "Контейнеры грузовые. Термины и определения" и ГОСТ 21390-75** "Оборудование специализированное контейнерной транспортной системы. Термины и определения".
________________
* На территории Российской Федерации действует ГОСТ 20231-83;
** На территории Российской Федерации действует ГОСТ 21390-83. - Примечание изготовителя базы данных.
В картах под словом "контейнер" понимается закрытый контейнер стандарта ИСО длиной 20 или 40 фут, высотой 8 фут, 8 фут 6 дюймов или 9 фут, имеющий три сплошные стенки (боковые и торцевую), крышу и торцевую дверь.
1.2.3. В картах типовых и опытных процессов:
под словом "погрузчик" понимается погрузчик с вилочным захватом (если в карте не указан другой тип захвата);
под словом "полувагон" следует понимать и железнодорожную платформу;
понятие "рампа" включает стационарную рампу, стол-рампу и вагонный грузовой стол размерами, обеспечивающими возможность и безопасность работы вагонных погрузчиков. Рампа может использоваться для загрузки/разгрузки контейнеров, если ее конструкция позволяет установить контейнер таким образом, чтобы был обеспечен въезд/выезд погрузчиков непосредственно с рампы или перекидных мостков (трапов);
под "поддоном" понимается плоский деревянный поддон по ГОСТ 9078-74* (если картой не оговорен другой тип поддона);
______________
* На территории Российской Федерации действует ГОСТ 9078-84. - Примечание изготовителя базы данных.
под "судном открытого типа" понимается судно, в котором подпалубные расстояния грузовых помещений позволяют непосредственно краном уложить груз к бортам и переборкам;
под термином "небольшой объем грузопереработки" в картах понимается годовой объем в пределах до 1000 т-операций.
1.3.1. Карты ч.IV распространяются на перегрузку опасных грузов, поименованных в Алфавитном указателе опасных грузов Правил МОПОГ (приложение 1), за исключением разрядных грузов (боеприпасы, ВВ и ОВ), перегрузка и перевозка которых регламентируются специальными правилами, вводимыми в действие приказом министра морского флота.
1.3.2. На основе карт в портах составляются типовые и опытные рабочие технологические карты (РТК). При разработке РТК, помимо основных требований к технологическим процессам перегрузки опасных грузов, изложенных в картах и общих положениях ч.IV, надлежит руководствоваться: требованиями Правил МОПОГ в соответствии с маргинальным номером, присвоенным данному грузу; Правилами безопасности труда в морских портах; РТМ 31.0007-76. Правила составления рабочих технологических карт в портах ММФ.
Все лица, связанные с перегрузкой конкретного опасного груза, обязаны знать его характеристику и свойства, условия хранения в порту, способы обращения с ним при загрузке/разгрузке судов, вагонов, контейнеров, автомашин; порядок размещения и укладки груза на судне и складах порта, меры предосторожности, технику безопасности; противопожарные и санитарные нормы, изложенные подробно в Правилах МОПОГ.
1.3.3. В соответствии с действующими ЕКНВ (1978 г.) в картах ч.IV производительность технологической линии (комплексная норма выработки) и норма выработки одного рабочего по ЕКНВ или БКНВ приведена со снижением:
на 10% для всех опасных грузов;
на 15% для жидких опасных грузов в бочках (кроме легковоспламеняющихся);
на 25% для жидких легковоспламеняющихся опасных грузов в бочках.
1.3.4. Перегрузочное оборудование и средства внутрипортового транспорта, предусмотренные картами ч.IV для перегрузки опасных грузов, должны полностью отвечать требованиям, изложенным в маргинальных номерах 630-637 Правил МОПОГ.
Бензиновые и дизельные погрузчики, автомобили и другие машины, работающие на жидком топливе и используемые на перегрузке грузов классов 1, 3, 4 и подклассов 2.3, 2.4, а также других взрывоопасных, легковоспламеняющихся и горючих грузов остальных классов, должны быть оборудованы искрогасителями и огнетушителями. Автомашины и автопогрузчики без искрогасителей, с неисправной изоляцией электропроводки и неисправной регулировкой систем питания и зажигания, с течью бензобака или бензопровода, с неукрепленными деталями и другими неисправностями к перегрузке и перевозке опасных грузов не допускаются. Запрещается применение газогенераторных автомашин для подвоза (вывоза) в порт опасных грузов.
Аккумуляторные погрузчики и другие машины с электроприводами, используемые для перегрузки грузов, выделяющих взрывоопасные пары или газы, должны иметь электрическую аппаратуру и проводку во взрывозащищенном исполнении.
1.3.5. Грузозахватные устройства и приспособления к кранам и погрузчикам, предусмотренные настоящими Картами, должны полностью соответствовать РТМ "Требования к грузозахватам для производства погрузочно-разгрузочных работ с опасными грузами", и в частности:
тип и конструкция грузозахватных устройств и приспособлений должны обеспечивать сохранность герметичной и эффективной укупорки тары груза;
в устройствах и приспособлениях, используемых для перегрузки взрывоопасных и легковоспламеняющихся грузов, а также грузов, выделяющих взрывоопасные газы и пары, рабочие органы (детали) захвата, непосредственно соприкасающиеся с тарой груза, должны быть изготовлены из материалов, исключающих возможность искрообразования (либо покрыты такими материалами); у захватов, предназначенных для перегрузки водорода, ацетона, этилена, окиси углерода и сероуглерода, омеднение или оцинкование поверхностей стальных рабочих органов гальваническим способом, а также наплавкой меди, латуни и бронзы запрещается;
при перегрузке опасных грузов, упакованных в герметичную или эффективно укупоренную тару, использование грузозахватов затяжного типа допускается только для грузов в прочных мешках, а грузозахватов зажимного типа (например, боковых гидравлических захватов к погрузчикам) - только для грузов в прочных бочках; при этом погрузчик должен иметь регулятор давления в гидросистеме;
грузозахваты для баллонов с внутренним давлением должны предохранять их от возможных сдвигов и ударов в направлении, перпендикулярном продольной оси баллона;
грузозахваты, окрашенные алюминиевыми красками на базе нитролаков, не допускается использовать для грузовых работ в складах, где хранятся взрывоопасные и легковоспламеняющиеся грузы;
для перегрузки взрывоопасных и легковоспламеняющихся грузов, а также веществ, выделяющих взрывоопасные пары или газы, не допускается использование канатов (стропов) и лент из капрона и других синтетических материалов, способных накапливать статическое электричество;
не разрешается применение растительных канатов, а также синтетических и полусинтетических материалов для изготовления захватов, предназначенных для перегрузки кислот, щелочей и других веществ, оказывающих разрушающее действие на эти материалы.
1.3.6. Общие положения, принятые в картах ТТП и ОТП загрузки/разгрузки крупнотоннажных контейнеров различными грузами; требования к контейнерам, а также к размещению и креплению грузов внутри контейнера подробно изложены в ч.II.
При загрузке/разгрузке контейнеров опасными грузами надлежит, помимо этих общих положений и требований, руководствоваться требованиями Правил МОПОГ, изложенными под маргинальными номерами 720-727, 740-747.
1.3.7. К загрузке и перевозке в контейнерах принимаются только те опасные грузы, которые поименованы в Алфавитном указателе опасных грузов Правил МОПОГ (приложение 1). В один контейнер могут быть загружены грузы, совместимые по своим физико-химическим свойствам в соответствии с маргинальными номерами 460-466, 770-773, карточками конкретного вещества и приложением V Правил МОПОГ.
Тара и упаковка опасных грузов, загружаемых в контейнеры, должны отвечать требованиям, изложенным под маргинальными номерами 730-735 Правил.
1.3.8. Размещение опасных тарно-штучных грузов, приведенное в приложении 1, выполнено для контейнеров стандарта ИСО типов 1С и 1A высотой 8', 8'6" и 9'. Основные параметры этих контейнеров приведены ниже:
N п/п | Технические характеристики | Контейнеры 1С высотой | Контейнеры 1А высотой | ||||
8' | 8',6" | 9' | 8' | 8',6" | 9' | ||
1 | Масса брутто, т | 20,32 | 20,32 | 20,32 | 30,48 | 30,48 | 30,48 |
2 | Размеры, мм | ||||||
а) наружные | |||||||
длина | 6058 | 6058 | 6058 | 12192 | 12192 | 12192 | |
ширина | 2438 | 2438 | 2438 | 2438 | 2438 | 2438 | |
высота | 2438 | 2591 | 2744 | 2438 | 2591 | 2744 | |
б) внутренние, не менее, мм | |||||||
длина | 5867 | 5867 | 5867 | 11998 | 11998 | 11998 | |
ширина | 2299 | 2299 | 2299 | 2299 | 2299 | 2299 | |
высота | 2197 | 2350 | 2503 | 2197 | 2350 | 2503 | |
в) дверного проема не менее, мм | |||||||
ширина | 2286 | 2286 | 2286 | 2286 | 2286 | 2286 | |
высота | 2134 | 2283 | 2436 | 2134 | 2283 | 2436 | |
3 | Собственная масса, т | 2,32 | - | - | 3,6 | 3,8 | 3,9 |
4 | Объем, м | 29,12 | 29,5 | - | 60,6 | 64,8 | 69 |