Статус документа
Статус документа


     РД 31.41.04-79  

     

Карты
типовых и опытных технологических процессов
перегрузочных работ в морских портах

Часть 4

Карты типовых и опытных технологических процессов
перегрузочных работ с опасными грузами

     

Дата введения 1981-01-01



РАЗРАБОТАН Ленинградским филиалом государственного проектно-изыскательского и научно-исследовательского института морского транспорта "Союзморниипроект" - "Ленморниипроектом"

Зам. директора канд. техн. наук В.В.Пузырев

Руководитель разработки канд. техн. наук А.Я.Черняк

Главный специалист Ю.Б.Канторович

Ответственный исполнитель А.А.Назарова

Исполнители: Е.Д.Фефелина, М.М.Арест, М.Ф.Вайсман, Т.В.Волкова, А.И.Ройченко

Балтийским центральным проектно-конструкторским бюро ММФ - БЦПКБ

Главный инженер Е.А.Маланюк

Начальник отдела перспективной технологии М.Ю.Цициашвили

Ответственный исполнитель А.И.Селютин

Исполнители: А.Ю.Киселева, Е.И.Кудакова, Н.А.Лисиченко, Л.А.Тарадай, В.Н.Шиганов

СОГЛАСОВАН

Управлением эксплуатации флота и портов ММФ

Главный инженер Б.С.Борисов

Начальник технического отдела Э.В.Адамовский

УТВЕРЖДЕН Министерством морского флота

Заместитель министра Л.П.Недяк 7 мая 1979 г.

ВВОДЯТСЯ ВПЕРВЫЕ

Директивное письмо ММФ от "30" апреля 1980 г., N 57. Срок введения в действие установлен с 1.1.81 г.


Настоящий руководящий документ (РД) регламентирует типовые и опытные технологические процессы перегрузки опасных грузов классов 3-9 (в соответствии с классификацией Правил морской перевозки опасных грузов - МОПОГ), осуществляемые на универсальных перегрузочных комплексах морских портов, а также типовые и опытные технологические процессы загрузки/разгрузки этих грузов в крупнотоннажные контейнеры.

РД устанавливает при этом общие требования по загрузке/разгрузке контейнеров, определяет рекомендуемые схемы размещения и крепления грузов в контейнерах, нормативы на загрузку контейнеров, а также перечни применяющихся при этом погрузчиков, грузозахватных устройств и приспособлений.

Технология производства грузовых операций, изложенная в Картах, полностью соответствует требованиям Правил морской перевозки опасных грузов (МОПОГ) и Правил безопасности труда в морских портах.

Карты типовых процессов обязательны для внедрения в портах и портовых пунктах ММФ, производящих перегрузку опасных грузов, и являются основой для разработки портами рабочих технологических карт (типовых и опытных), а также для технологической подготовки производства работ, связанных с перегрузкой грузов, загрузкой/разгрузкой контейнеров и креплением грузов.

Карты типовых и опытных технологических процессов перегрузочных работ в морских портах состоят из четырех частей, которые содержат:

Часть I - карты типовых и опытных процессов погрузочно-разгрузочных работ (ПРР) на универсальных перегрузочных комплексах портов с обработкой транспортных судов непосредственно у причалов (РД 31.41.01.01-79; РД 31.41.01.02-79; РД 31.41.01.03-79);

Часть II - карты типовых и опытных процессов ПРР на специализированных контейнерных перегрузочных комплексах морских портов (РД 31.41.02-80);

Часть III - карты типовых и опытных процессов ПРР в рейдовых условиях, на льду берегового припая и у необорудованного берега (РД 31.41.03-79);

Часть IV - карты типовых и опытных процессов ПРР с опасными грузами (РД 31.41.04-79).

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ, ТЕРМИНЫ, ОПРЕДЕЛЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ

В дополнение к общим положениям, изложенным в ч.I Карт и относящимся к любому технологическому процессу ПРР независимо от условий его выполнения и рода груза, ниже приводятся общие положения, термины, сокращения и определения, принятые в данной части Карт.

1.1. Условные обозначения и сокращения


ТТП - типовой технологический процесс;

ОТП - опытный технологический процесс;

ЗК - закрытый контейнер;

Правила МОПОГ - Правила морской перевозки опасных грузов.

1.2. Термины и определения

1.2.1. Опасные грузы. Под опасными грузами в соответствии с ГОСТ 19433-74 и Правилами МОПОГ понимаются вещества и предметы, которые вследствие их специфических свойств могут при транспортировке, выполнении перегрузочных работ и хранении послужить причиной взрыва, пожара или повреждения транспортных средств, перегрузочного оборудования, складов, устройств и сооружений, а также причиной гибели, увечья, отравления, ожогов, облучения или заболевания людей и животных.

1.2.2. Для средств укрупнения грузовых единиц (контейнеров, контейнерных тележек и т.п.) на базе стандартов ИСО, а также средств механизации их перегрузки принята терминология по ГОСТ 20231-74* "Контейнеры грузовые. Термины и определения" и ГОСТ 21390-75** "Оборудование специализированное контейнерной транспортной системы. Термины и определения".

________________

* На территории Российской Федерации действует ГОСТ 20231-83;

** На территории Российской Федерации действует ГОСТ 21390-83. - Примечание изготовителя базы данных.

В картах под словом "контейнер" понимается закрытый контейнер стандарта ИСО длиной 20 или 40 фут, высотой 8 фут, 8 фут 6 дюймов или 9 фут, имеющий три сплошные стенки (боковые и торцевую), крышу и торцевую дверь.

1.2.3. В картах типовых и опытных процессов:

под словом "погрузчик" понимается погрузчик с вилочным захватом (если в карте не указан другой тип захвата);

под словом "полувагон" следует понимать и железнодорожную платформу;

понятие "рампа" включает стационарную рампу, стол-рампу и вагонный грузовой стол размерами, обеспечивающими возможность и безопасность работы вагонных погрузчиков. Рампа может использоваться для загрузки/разгрузки контейнеров, если ее конструкция позволяет установить контейнер таким образом, чтобы был обеспечен въезд/выезд погрузчиков непосредственно с рампы или перекидных мостков (трапов);

под "поддоном" понимается плоский деревянный поддон по ГОСТ 9078-74* (если картой не оговорен другой тип поддона);

______________

* На территории Российской Федерации действует ГОСТ 9078-84. - Примечание изготовителя базы данных.

под "судном открытого типа" понимается судно, в котором подпалубные расстояния грузовых помещений позволяют непосредственно краном уложить груз к бортам и переборкам;

под термином "небольшой объем грузопереработки" в картах понимается годовой объем в пределах до 1000 т-операций.

1.3. Общие положения

1.3.1. Карты ч.IV распространяются на перегрузку опасных грузов, поименованных в Алфавитном указателе опасных грузов Правил МОПОГ (приложение 1), за исключением разрядных грузов (боеприпасы, ВВ и ОВ), перегрузка и перевозка которых регламентируются специальными правилами, вводимыми в действие приказом министра морского флота.

1.3.2. На основе карт в портах составляются типовые и опытные рабочие технологические карты (РТК). При разработке РТК, помимо основных требований к технологическим процессам перегрузки опасных грузов, изложенных в картах и общих положениях ч.IV, надлежит руководствоваться: требованиями Правил МОПОГ в соответствии с маргинальным номером, присвоенным данному грузу; Правилами безопасности труда в морских портах; РТМ 31.0007-76. Правила составления рабочих технологических карт в портах ММФ.

Все лица, связанные с перегрузкой конкретного опасного груза, обязаны знать его характеристику и свойства, условия хранения в порту, способы обращения с ним при загрузке/разгрузке судов, вагонов, контейнеров, автомашин; порядок размещения и укладки груза на судне и складах порта, меры предосторожности, технику безопасности; противопожарные и санитарные нормы, изложенные подробно в Правилах МОПОГ.

1.3.3. В соответствии с действующими ЕКНВ (1978 г.) в картах ч.IV производительность технологической линии (комплексная норма выработки) и норма выработки одного рабочего по ЕКНВ или БКНВ приведена со снижением:

на 10% для всех опасных грузов;

на 15% для жидких опасных грузов в бочках (кроме легковоспламеняющихся);

на 25% для жидких легковоспламеняющихся опасных грузов в бочках.

1.3.4. Перегрузочное оборудование и средства внутрипортового транспорта, предусмотренные картами ч.IV для перегрузки опасных грузов, должны полностью отвечать требованиям, изложенным в маргинальных номерах 630-637 Правил МОПОГ.

Бензиновые и дизельные погрузчики, автомобили и другие машины, работающие на жидком топливе и используемые на перегрузке грузов классов 1, 3, 4 и подклассов 2.3, 2.4, а также других взрывоопасных, легковоспламеняющихся и горючих грузов остальных классов, должны быть оборудованы искрогасителями и огнетушителями. Автомашины и автопогрузчики без искрогасителей, с неисправной изоляцией электропроводки и неисправной регулировкой систем питания и зажигания, с течью бензобака или бензопровода, с неукрепленными деталями и другими неисправностями к перегрузке и перевозке опасных грузов не допускаются. Запрещается применение газогенераторных автомашин для подвоза (вывоза) в порт опасных грузов.

Аккумуляторные погрузчики и другие машины с электроприводами, используемые для перегрузки грузов, выделяющих взрывоопасные пары или газы, должны иметь электрическую аппаратуру и проводку во взрывозащищенном исполнении.

1.3.5. Грузозахватные устройства и приспособления к кранам и погрузчикам, предусмотренные настоящими Картами, должны полностью соответствовать РТМ "Требования к грузозахватам для производства погрузочно-разгрузочных работ с опасными грузами", и в частности:

тип и конструкция грузозахватных устройств и приспособлений должны обеспечивать сохранность герметичной и эффективной укупорки тары груза;

в устройствах и приспособлениях, используемых для перегрузки взрывоопасных и легковоспламеняющихся грузов, а также грузов, выделяющих взрывоопасные газы и пары, рабочие органы (детали) захвата, непосредственно соприкасающиеся с тарой груза, должны быть изготовлены из материалов, исключающих возможность искрообразования (либо покрыты такими материалами); у захватов, предназначенных для перегрузки водорода, ацетона, этилена, окиси углерода и сероуглерода, омеднение или оцинкование поверхностей стальных рабочих органов гальваническим способом, а также наплавкой меди, латуни и бронзы запрещается;

при перегрузке опасных грузов, упакованных в герметичную или эффективно укупоренную тару, использование грузозахватов затяжного типа допускается только для грузов в прочных мешках, а грузозахватов зажимного типа (например, боковых гидравлических захватов к погрузчикам) - только для грузов в прочных бочках; при этом погрузчик должен иметь регулятор давления в гидросистеме;

грузозахваты для баллонов с внутренним давлением должны предохранять их от возможных сдвигов и ударов в направлении, перпендикулярном продольной оси баллона;

грузозахваты, окрашенные алюминиевыми красками на базе нитролаков, не допускается использовать для грузовых работ в складах, где хранятся взрывоопасные и легковоспламеняющиеся грузы;

для перегрузки взрывоопасных и легковоспламеняющихся грузов, а также веществ, выделяющих взрывоопасные пары или газы, не допускается использование канатов (стропов) и лент из капрона и других синтетических материалов, способных накапливать статическое электричество;

не разрешается применение растительных канатов, а также синтетических и полусинтетических материалов для изготовления захватов, предназначенных для перегрузки кислот, щелочей и других веществ, оказывающих разрушающее действие на эти материалы.

1.3.6. Общие положения, принятые в картах ТТП и ОТП загрузки/разгрузки крупнотоннажных контейнеров различными грузами; требования к контейнерам, а также к размещению и креплению грузов внутри контейнера подробно изложены в ч.II.

При загрузке/разгрузке контейнеров опасными грузами надлежит, помимо этих общих положений и требований, руководствоваться требованиями Правил МОПОГ, изложенными под маргинальными номерами 720-727, 740-747.

1.3.7. К загрузке и перевозке в контейнерах принимаются только те опасные грузы, которые поименованы в Алфавитном указателе опасных грузов Правил МОПОГ (приложение 1). В один контейнер могут быть загружены грузы, совместимые по своим физико-химическим свойствам в соответствии с маргинальными номерами 460-466, 770-773, карточками конкретного вещества и приложением V Правил МОПОГ.

Тара и упаковка опасных грузов, загружаемых в контейнеры, должны отвечать требованиям, изложенным под маргинальными номерами 730-735 Правил.

1.3.8. Размещение опасных тарно-штучных грузов, приведенное в приложении 1, выполнено для контейнеров стандарта ИСО типов 1С и 1A высотой 8', 8'6" и 9'. Основные параметры этих контейнеров приведены ниже:

N п/п

Технические характеристики

Контейнеры 1С высотой

Контейнеры 1А высотой

8'

8',6"

9'

8'

8',6"

9'

1

Масса брутто, т

20,32

20,32

20,32

30,48

30,48

30,48

2

Размеры, мм

а) наружные

длина

6058

6058

6058

12192

12192

12192

ширина

2438

2438

2438

2438

2438

2438

высота

2438

2591

2744

2438

2591

2744

б) внутренние, не менее, мм

длина

5867

5867

5867

11998

11998

11998

ширина

2299

2299

2299

2299

2299

2299

высота

2197

2350

2503

2197

2350

2503

в) дверного проема не менее, мм

ширина

2286

2286

2286

2286

2286

2286

высота

2134

2283

2436

2134

2283

2436

3

Собственная масса, т

2,32

-

-

3,6

3,8

3,9

4

Объем, м

29,12

29,5

-

60,6

64,8

69

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Лаборатория. Инспекция. Сертификация» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs