РД 31.41.01.01-79 Карты типовых и опытных технологических процессов перегрузочных работ на универсальных перегрузочных комплексах морских портов. В 6 книгах. Часть 1. Книга 1

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ, СОКРАЩЕНИЯ, ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ


При разработке и изложении карт типовых и опытных технологических процессов данной части Сборника приняты следующие общие положения, сокращения, термины и определения:

1. Сокращения.

"ПРР" - погрузочно-разгрузочные работы

"ТТП" - типовой технологический процесс

"ОТП" - опытный технологический процесс.

2. Термины и определения.

Сборник содержит ряд специальных терминов и определений, существо которых сводится к следующему:

2.1. Технологический процесс производства погрузочно-разгрузочных работ (ПРР) представляет собой совокупность ряда технологических операций и определяет характер и последовательность действий, совершаемых с грузом при его передаче с одного подвижного состава на другой через склад или минуя его. Технологический процесс базируется на использовании определенных технических средств (подъемно-транспортных машин, грузозахватных устройств, приспособлений, средств укрупнения грузовых мест, вспомогательной оснастки), которые предопределяют необходимое количество портовых рабочих, их расстановку и методы производства работ при выполнении тех или иных технологических операций.

2.1.1. Типовой технологический процесс представляет собой оптимальный (для современного уровня развития технических средств) процесс выполнения грузовых операций с одним или группой однородных в технологическом отношении грузов, полностью освоенный в практике работы одного или нескольких портов, осуществляющих массовую перегрузку этого груза. Типовой процесс базируется на применении серийных перегрузочных машин, устройств, приспособлений и средств укрупнения грузовых мест, изготавливаемых промышленными предприятиями ММФ, портами или сторонними организациями, а также на использовании приемов работы, проверенных долгосрочной практикой портов.

ПРИМЕЧАНИЕ. Перечень грузозахватных устройств, приспособлений и средств укрупнения, используемых в типовых технологических процессах Сборника, приведен в приложении 1.

2.2.1.* Опытный технологический процесс, в отличие от типового, базируется на использовании новых типов машин, устройств, приспособлений, средств укрупнения грузовых мест и приемов работы, требующих эксплуатационной проверки и отработки в условиях одного или несколько портов. В случае, если эти проверка и отработка опытного процесса подтвердят безопасность, работоспособность и надежность всех используемых в нем технических средств и приемов работы, а эксплуатационные и экономические показатели опытного процесса будут лучше противопоставляемого ему аналогичного процесса, то этот процесс переводится из опытного в типовой и утверждается ММФ для широкого внедрения в практику работы всех морских портов и портовых пунктов.

_______________

* Нумерация соответствует оригиналу. - Примечание  изготовителя базы данных.     

Эксплуатационная проверка и отработка опытных процессов осуществляется базовыми портами, установленными приказом ММФ N 138 от 16 августа 1976 года, либо (при отсутствии данного груза в номенклатуре грузопереработки базовых портов) портами, указанными в каждой из карт опытных процессов Сборника.

Сроки проведения эксплуатационной проверки и отработки устанавливаются УЭФ и П ММФ. Результаты проверки с выводами портов о целесообразности перевода опытного процесса в разряд типовых представляются Ленморниипроекту, ГХО и УЭФ и П ММФ.

2.2. Вариант работы - предельно краткое обозначение направления перемещения груза и его местоположения в начале и конце технологически завершенной части процесса его перегрузки в порту. Каждый технологический процесс может включать один или несколько вариантов работ.

2.3. Технологическая линия представляет собой совокупность взаимодействующих в определенном порядке основных и вспомогательных машин, технологической оснастки и рабочих, осуществляющих перемещение груза по той или иной технологической схеме.

ПРИМЕЧАНИЕ. Под основной машиной данной технологической линии понимается машина, выполняющая операцию, которая определяет характер всего технологического процесса. Например, при судовых перегрузочных работах основной является машина, осуществляющая передачу груза в трюм (либо выгрузку из него). При работе через один люк судна двумя кранами, основными являются оба крана, т.к. в данном случае погрузка (выгрузка) судна выполняется одновременно двумя технологическими линиями, каждая из которых имеет свое начало и окончание в виде вспомогательных трюмных, вагонных, складских машин и средств внутрипортового транспорта.

2.4. Технологическая схема является частным решением варианта работы одной технологической линией и определяет состав и последовательность операций в этой линии, а также типы машин, грузозахватных устройств, приспособлений и средств укрупнения, используемых при выполнении каждой из операций.

Каждая технологическая схема характеризуется соответствующими технико-эксплуатационными показателями, к числу которых относятся: количество и расстановка портовых рабочих и технических средств, производительность технологической линии, уровень комплексной механизации, выработка рабочего.

2.5. Технологическая операция характеризует совершаемые с грузом действия (захват, перемещение, укладка и т.п.), которые в совокупности обеспечивают изменение местоположения груза. Любая технологическая операция выполняется на определенном рабочем месте (в трюме, вагоне, на складе, на причале и т.п.), в зависимости от которого различают судовую, вагонную, складскую, кордонную, внутрипортовую, транспортную, передаточную, автотранспортную операции, а также операции по загрузке (разгрузке) крупнотоннажных контейнеров, контейнеров-платформ (флетов) и контейнерных тележек (ролл-трейлеров).

Технологические операции содержат следующие совершаемые с грузом действия:

2.5.1. Судовая операция - перемещение и укладка (или разборка) груза в судовых грузовых помещениях или на палубе.

2.5.2. Кордонная операция - перемещение груза из судна на причал, либо непосредственно на другие виды транспортных средств, либо непосредственно на прикордонный склад и обратно.

2.5.3. Передаточная операция - промежуточная операция по передаче груза с одной подъемно-транспортной машины на другую, осуществляемая на стыке двух других операций; следует, как правило, за кордонной, складской, внутрипортовой транспортной операциями, либо предшествует им.

2.5.4. Внутрипортовая транспортная операция - перемещение груза между рабочими местами производства грузовых работ (причалом, вагоном, складом, автомашиной, крупнотоннажным контейнером и т.п.) в данной технологической линии, выполняемое теми или иными средствами внутрипортового транспорта - погрузчиками, тягачами с прицепами либо с контейнерными тележками, автомашинами и т.п.

2.5.5. Складская операция - способы формирования или расформирования штабеля груза на складе.

2.5.6. Вагонная операция - перемещение и укладка (или разборка) груза внутри кузова вагона, полувагона или на ж/д платформе.