РД 31.41.01.01-79
КАРТЫ ТИПОВЫХ И ОПЫТНЫХ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ ПЕРЕГРУЗОЧНЫХ РАБОТ В МОРСКИХ ПОРТАХ
В 6 КНИГАХ
ЧАСТЬ 1
КАРТЫ ТИПОВЫХ И ОПЫТНЫХ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ ПЕРЕГРУЗОЧНЫХ РАБОТ НА УНИВЕРСАЛЬНЫХ ПЕРЕГРУЗОЧНЫХ КОМПЛЕКСАХ МОРСКИХ ПОРТОВ
КНИГА 1
УТВЕРЖДЕНЫ заместителем министра морского флота тов. Недяком Л.П. 12 февраля 1979 года
ВВЕДЕНИЕ
Сборник карт типовых и опытных технологических процессов перегрузочных работ в морских портах состоит из 4-х отдельно изданных частей, которые содержат:
Часть I - карты ТТП и ОТП погрузочно-разгрузочных работ на универсальных перегрузочных комплексах портов.
Часть II - карты ТТП и ОТП погрузочно-разгрузочных работ на специализированных контейнерных перегрузочных комплексах портов.
Часть III - карты ТТП и ОТП погрузочно-разгрузочных работ, выполняемых в рейдовых условиях, на льду берегового припая и у необорудованного берега.
Часть IV - карты ТТП и ОТП погрузочно-разгрузочных работ с опасными грузами.
В настоящей 1-ой части Сборника представлены карты типовых и опытных процессов перегрузки в портах и портовых пунктах штучных, лесных, навалочных, насыпных и химических наливных грузов, выполняемой при обработке универсальных транспортных судов непосредственно у причалов порта. Вошедшие в Сборник карты регламентируют типовые процессы погрузочно-разгрузочных работ, которые являются оптимальными на современном уровне развития отечественных морских портов, экономически обоснованы и отражают передовой опыт в области использования наиболее эффективных типов перегрузочных машин, грузозахватных устройств, приспособлений и средств укрупнения грузовых мест; в области применения прогрессивных приемов работы и форм организации труда портовых рабочих; в области обеспечения безопасности производства перегрузочных работ в портах.
Основные элементы операций технологических процессов - способы строповки груза, формирования и расформирования "подъема" или штабеля, а также используемые грузозахватные устройства и приспособления иллюстрируются рисунками и схемами.
Карты типовых и опытных процессов данного Сборника разработаны на основе изучения и анализа опыта отечественных портов, а также выпущенных ранее Ленморниипроектом и Балтийским ЦПКБ Сборников типовых процессов и дополнений к ним.
Настоящий Сборник выпускается взамен изданного ЦБНТИ ММФ в 1973 году "Сборника типовых и опытных технологических процессов перегрузочных работ в морских портах".
Разработка Сборника выполнена группой специалистов отдела портов Ленморниипроекта в составе главного специалиста Ю.Б.Канторовича, руководителей групп А.А.Назаровой (ответственный исполнитель), М.Ф.Вайсмана, В.М.Станкеева, старших инженеров Фефелиной Е.Д., Серова В.И., Ройченко А.И., старшего техника Арест M.М., техника Волковой T.В., под руководством и при непосредственном участии заведующего НИО портов к.т.н. А.Я.Черняка.
Активное содействие в разработке данной части Сборника оказали главные технологи и технологи портов: Ильичевского (Токман Ю.И., Бровченко А.М.), Ленинградского (Семенов С.Н., Раскин A.M.), Рижского (Кузьмин Е.И.), Николаевского (Левченко Ю.И., Нос П.Д.), Одесского (Бибаев В.А.), Ждановского (Лившиц Е.И.), Владивостокского (Куликов В.А.), Новороссийского (Хорев Б.Н.).
При разработке и изложении карт типовых и опытных технологических процессов данной части Сборника приняты следующие общие положения, сокращения, термины и определения:
1. Сокращения.
"ПРР" - погрузочно-разгрузочные работы
"ТТП" - типовой технологический процесс
"ОТП" - опытный технологический процесс.
2. Термины и определения.
Сборник содержит ряд специальных терминов и определений, существо которых сводится к следующему:
2.1. Технологический процесс производства погрузочно-разгрузочных работ (ПРР) представляет собой совокупность ряда технологических операций и определяет характер и последовательность действий, совершаемых с грузом при его передаче с одного подвижного состава на другой через склад или минуя его. Технологический процесс базируется на использовании определенных технических средств (подъемно-транспортных машин, грузозахватных устройств, приспособлений, средств укрупнения грузовых мест, вспомогательной оснастки), которые предопределяют необходимое количество портовых рабочих, их расстановку и методы производства работ при выполнении тех или иных технологических операций.
2.1.1. Типовой технологический процесс представляет собой оптимальный (для современного уровня развития технических средств) процесс выполнения грузовых операций с одним или группой однородных в технологическом отношении грузов, полностью освоенный в практике работы одного или нескольких портов, осуществляющих массовую перегрузку этого груза. Типовой процесс базируется на применении серийных перегрузочных машин, устройств, приспособлений и средств укрупнения грузовых мест, изготавливаемых промышленными предприятиями ММФ, портами или сторонними организациями, а также на использовании приемов работы, проверенных долгосрочной практикой портов.
ПРИМЕЧАНИЕ. Перечень грузозахватных устройств, приспособлений и средств укрупнения, используемых в типовых технологических процессах Сборника, приведен в приложении 1.
2.2.1.* Опытный технологический процесс, в отличие от типового, базируется на использовании новых типов машин, устройств, приспособлений, средств укрупнения грузовых мест и приемов работы, требующих эксплуатационной проверки и отработки в условиях одного или несколько портов. В случае, если эти проверка и отработка опытного процесса подтвердят безопасность, работоспособность и надежность всех используемых в нем технических средств и приемов работы, а эксплуатационные и экономические показатели опытного процесса будут лучше противопоставляемого ему аналогичного процесса, то этот процесс переводится из опытного в типовой и утверждается ММФ для широкого внедрения в практику работы всех морских портов и портовых пунктов.
_______________
* Нумерация соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.
Эксплуатационная проверка и отработка опытных процессов осуществляется базовыми портами, установленными приказом ММФ N 138 от 16 августа 1976 года, либо (при отсутствии данного груза в номенклатуре грузопереработки базовых портов) портами, указанными в каждой из карт опытных процессов Сборника.
Сроки проведения эксплуатационной проверки и отработки устанавливаются УЭФ и П ММФ. Результаты проверки с выводами портов о целесообразности перевода опытного процесса в разряд типовых представляются Ленморниипроекту, ГХО и УЭФ и П ММФ.
2.2. Вариант работы - предельно краткое обозначение направления перемещения груза и его местоположения в начале и конце технологически завершенной части процесса его перегрузки в порту. Каждый технологический процесс может включать один или несколько вариантов работ.
2.3. Технологическая линия представляет собой совокупность взаимодействующих в определенном порядке основных и вспомогательных машин, технологической оснастки и рабочих, осуществляющих перемещение груза по той или иной технологической схеме.
ПРИМЕЧАНИЕ. Под основной машиной данной технологической линии понимается машина, выполняющая операцию, которая определяет характер всего технологического процесса. Например, при судовых перегрузочных работах основной является машина, осуществляющая передачу груза в трюм (либо выгрузку из него). При работе через один люк судна двумя кранами, основными являются оба крана, т.к. в данном случае погрузка (выгрузка) судна выполняется одновременно двумя технологическими линиями, каждая из которых имеет свое начало и окончание в виде вспомогательных трюмных, вагонных, складских машин и средств внутрипортового транспорта.
2.4. Технологическая схема является частным решением варианта работы одной технологической линией и определяет состав и последовательность операций в этой линии, а также типы машин, грузозахватных устройств, приспособлений и средств укрупнения, используемых при выполнении каждой из операций.
Каждая технологическая схема характеризуется соответствующими технико-эксплуатационными показателями, к числу которых относятся: количество и расстановка портовых рабочих и технических средств, производительность технологической линии, уровень комплексной механизации, выработка рабочего.
2.5. Технологическая операция характеризует совершаемые с грузом действия (захват, перемещение, укладка и т.п.), которые в совокупности обеспечивают изменение местоположения груза. Любая технологическая операция выполняется на определенном рабочем месте (в трюме, вагоне, на складе, на причале и т.п.), в зависимости от которого различают судовую, вагонную, складскую, кордонную, внутрипортовую, транспортную, передаточную, автотранспортную операции, а также операции по загрузке (разгрузке) крупнотоннажных контейнеров, контейнеров-платформ (флетов) и контейнерных тележек (ролл-трейлеров).
Технологические операции содержат следующие совершаемые с грузом действия:
2.5.1. Судовая операция - перемещение и укладка (или разборка) груза в судовых грузовых помещениях или на палубе.
2.5.2. Кордонная операция - перемещение груза из судна на причал, либо непосредственно на другие виды транспортных средств, либо непосредственно на прикордонный склад и обратно.
2.5.3. Передаточная операция - промежуточная операция по передаче груза с одной подъемно-транспортной машины на другую, осуществляемая на стыке двух других операций; следует, как правило, за кордонной, складской, внутрипортовой транспортной операциями, либо предшествует им.
2.5.4. Внутрипортовая транспортная операция - перемещение груза между рабочими местами производства грузовых работ (причалом, вагоном, складом, автомашиной, крупнотоннажным контейнером и т.п.) в данной технологической линии, выполняемое теми или иными средствами внутрипортового транспорта - погрузчиками, тягачами с прицепами либо с контейнерными тележками, автомашинами и т.п.
2.5.5. Складская операция - способы формирования или расформирования штабеля груза на складе.
2.5.6. Вагонная операция - перемещение и укладка (или разборка) груза внутри кузова вагона, полувагона или на ж/д платформе.
2.5.7. Внутриконтейнерная операция - перемещение и укладка (или разборка) груза внутри крупнотоннажного контейнера, либо на контейнере-платформе (флете), либо на контейнерной тележке (ролл-трейлере).
2.5.8. Автотранспортная операция - транспортирование и укладка (разборка) груза на платформе автомашины.
ПРИМЕЧАНИЕ. В составе судовой, вагонной, внутриконтейнерной, складской, автотранспортной операций при необходимости выполняются также работы по креплению и сепарированию грузов.
2.5.9. В изложении технологических схем:
- под словом "погрузчик" понимается погрузчик с вилочным захватом (если в схеме не указан другой тип захвата);
- под словом "полувагон" следует понимать и железнодорожную платформу;
- понятие "рампа" включает стационарную рампу, стол-рампу и вагонный грузовой стол с размерами, обеспечивающими возможность применения вагонных погрузчиков;
- под "судном открытого типа" понимается судно, в котором подпалубные расстояния грузовых помещений позволяют непосредственно краном уложить груз к бортам и переборкам;
- под сокращенным обозначением захвата "УЗР" к погрузчикам понимаются все модели боковых гидравлических захватов отечественного и иностранного производства;
- под термином "текучие грузы" понимаются такие грузы в мешковой таре, для которых характерно перемещение (скольжение) груза внутри мешка (конопляное семя и другие), в силу чего из таких мешков невозможно создать достаточно устойчивый пакет или "подъем".
3. Общие положения.
3.1. Типовые технологические процессы погрузочно-разгрузочных работ, регламентированные картами настоящего Сборника, обязательны для массового внедрения в повседневную практику производства грузовых операций во всех портах и портовых пунктах ММФ.
ПРИМЕЧАНИЕ. Отступление от отдельных типовых процессов допускаются только в случае разработки и внедрения портом более прогрессивной технологии перегрузки данного груза, полностью отвечающей требованиям "Правил безопасности труда в морских портах" и при условии обязательного технико-экономического обоснования преимуществ этой технологии в сравнении с типовой.
3.2. Карты данной части Сборника регламентируют только типовые и опытные процессы перегрузки неопасных грузов, выполняемые на универсальных перегрузочных комплексах с обработкой транспортных судов непосредственно у причалов портов и портовых пунктов.
Технология производства погрузочно-разгрузочных работ на специализированных контейнерных комплексах или в рейдовых условиях, а также при перегрузке опасных грузов, регламентируется картами, приведенными во II, IIl, IV частях Сборника.
3.3. Карты типовых технологических процессов являются основой для:
- составления рабочих технологических карт (РТК) в портах ММФ;
- технологического планирования мероприятий, связанных с работой порта в оптимальном режиме и по непрерывным планам-графикам;
- унификации типов и параметров технических средств, используемых в портах при производстве погрузочно-разгрузочных работ, а также для планирования и организации централизованного серийного изготовления этих средств.
ПРИМЕЧАНИЕ. Типовые и опытные рабочие технологические карты (РТК) разрабатываются портами в сроки, устанавливаемые УЭФ и П ММФ в полном соответствии с РТМ 31.0007-76 (Правила составления рабочих технологических карт в портах ММФ), введенным с 1 января 1978 года, и с "Правилами безопасности труда в морских портах", введенными с 1 января 1976 года.
3.4. Настоящая часть Сборника содержит карты и технологические схемы перегрузки массовых грузов 15-ти классификационных категорий (грузы в мешках, грузы в кипах и тюках, грузы в бочках и т.п.), каждая из которых включает несколько групп однородных в технологическом отношении грузов-представителей. При необходимости перегрузки того или иного груза, наименование которого не включено в номенклатуру указанных в карте грузов-представителей, его перегрузка должна производиться в соответствии с типовыми схемами, предусмотренными картой Сборника для той классификационной группы, к которой этот груз может быть отнесен по своим транспортно-перегрузочным характеристикам и физико-химическим свойствам.
ПРИМЕЧАНИЕ. В основу упомянутой классификации положена одинаковая технология перегрузки грузов разных наименований, которая исходит из практически близких габаритов и физических характеристик грузовых мест этих грузов; из возможности формирования их в устойчивые пакеты (или "подъемы") с помощью одних и тех же средств укрупнения; из кратности пакетов (или самих грузовых мест) внутренним размерам вагона, контейнера, трюма, платформы автомашины; из возможности применения одних и тех же перегрузочных машин, грузозахватных устройств, приспособлений, средств технологической оснастки, а также одинаковых приемов выполнения операций в звеньях технологической линии.
3.5. Карты типовых и опытных процессов разработаны применительно к различным способам перевозки грузов морем, железной дорогой и автотранспортом (поштучно, в пакетах на поддонах и других средствах пакетирования, в различного типа контейнерах), однако выбор оптимального способа перевозки того или иного груза, равно как и средства укрупнения грузовых мест, не является задачей настоящего Сборника.
3.6. Карты типовых и опытных технологических процессов для груза каждого наименования (или группы однородных в технологическом отношении грузов) содержат:
3.6.1. Номер карты, наименование груза (грузов), варианты работы и класс груза по ЕКНВ.
3.6.2. Порядковые номера технологических схем.
3.6.3. Наименование типовых (или опытных) технологических схем с указанием используемых в них технических средств (машин, грузозахватных устройств, средств укрупнения грузовых мест и т.п.).
3.6.4. Для типовых технологических схем - область эффективного применения схемы, т.е. размер годового объема переработки груза по данной схеме в тыс. тонно-операций.
ПРИМЕЧАНИЕ. 1. Для портов, в которых номенклатура грузов позволяет использовать одни и те же грузозахватные устройства и приспособления на перегрузке разных по наименованию грузов (например, боковой захват к погрузчику на бумаге и целлюлозе), размер годового объема, определяющий область эффективного применения данной схемы, следует принимать как сумму годовых объемов грузопереработки этих грузов.
2. Для многих технологических схем в этой графе записано слово "любой", под которым следует понимать годовой объем грузопереработки не менее 3 тыс. тонно-операций.
При меньших значениях оптимальная технология перегрузки дачного груза должна разрабатываться портом, исходя из наличия технических средств (с учетом примечания 1).