5.2.1.1 Комплексами МИГ-146У, МИГ-127У, ИПТ-127 рекомендуется проводить работы с применением следующих компоновок (приложение Б.1).
Первый (I) тип компоновки предусматривает обязательное использование циркуляционного клапана вращения и раздвижного механизма. При этом обеспечивается многократность закрытых и открытых периодов испытания путем как вращения колонны труб, так и их осевых перемещений. Компоновку целесообразно использовать при проведении испытания пластов в глубоких скважинах.
Второй (II) тип компоновки обеспечивает проведение двухцикловых испытаний только вращением колонны бурильных труб.
Третий (III) тип компоновки с распределительным устройством между пакерами позволяет проводить многоцикловые испытания путем вращения или осевыми перемещениями колонны труб.
Четвертый (IV) тип компоновки рекомендуется при проведении операций в скважинах, заполненных утяжеленным буровым раствором, когда для ограничения депрессии на пласт бурильные трубы должны заполняться водой или буровым раствором до устья скважины.
Пятый (V) тип компоновки необходимо применять для селективного испытания пласта с использованием уравнительного устройства и узлов для многократного создания открытых и закрытых циклов испытания.
Шестой (VI) тип компоновки предусматривает селективное испытание пласта с применением запорного клапана двойного действия, установленного над испытателем пластов.
5.2.1.2 При использовании компоновок первого и второго типов (I и II) прямая или обратная циркуляция может осуществляться двумя способами:
1) созданием избыточного давления в полости бурильных труб для открытия циркуляционного клапана;
2) вращением колонны труб на 10 оборотов перед снятием пакера с места для сообщения затрубного пространства с полостью бурильных труб через циркуляционный клапан вращения.
В компоновках четвертого (IV) типа испытатель пластов спускается в скважину с открытым приемным клапаном, бурильные трубы по мере их спуска в скважину заполняются буровым раствором, находившимся в скважине. Многократность циклов испытания достигается путем осевых перемещений колонны труб. По окончании испытания при снятии пакера с места открывается уравнительный клапан испытателя пластов и происходит выравнивание давления последовательно под нижним пакером, между пакерами и в затрубном пространстве.
5.2.1.3 Типовые компоновки предусматривают возможность проведения операций с применением сдвоенных пакеров с установкой между ними распределительного устройства. Такие компоновки рекомендуются при испытании глубоких скважин, когда перепад давления на пакере превышает 20 МПа. При использовании якорных устройств компоновки МИГ должны исключать устройства для раздельного вращения труб.
5.2.1.4 Типовые компоновки КИИЗ-146, ИПТ-127, рекомендуемые для испытания пластов в процессе бурения скважин, представлены в приложении Б.2.
Компоновки КИИЗ-146 с опорой хвостовика на забой скважины предусматривают подбор такой длины труб хвостовика (не более 50 м), чтобы фильтр оказался против испытываемого пласта, а резиновый элемент пакера - в плотных породах над интервалом испытания.
При сборке ИПТ в соответствующих секциях компоновки устанавливаются скважинные манометры для регистрации процесса испытания, контроля работы узлов ИПТ и герметичности труб.
5.2.1.5 Длина колонны труб должна быть подобрана с таким расчетом, чтобы при спуске до забоя муфта последней трубы оказалась на 3-4 м выше ротора или, в случае испытания через квадратную штангу, верхний конец трубы был на 4 м выше ротора, чтобы иметь возможность при пакеровке обеспечить сжатие компоновки испытательного оборудования, передать заданную осевую нагрузку на пакер и поддерживать ее в процессе испытания.
5.2.1.6 Для контроля активности притока из испытуемого пласта и отвода пластового флюида на безопасное расстояние от буровой верхнюю трубу с предварительно навернутой устьевой головкой и краном высокого давления необходимо обвязать выкидной линией (манифольдом) с цементировочным агрегатом.
5.2.1.7 При проведении испытания с противодавлением на пласт бурильные трубы частично или полностью заполняют технической водой или буровым раствором.
Во избежание засорения проходных каналов испытательного оборудования первую трубу, расположенную над циркуляционным клапаном, следует заполнять качественным буровым раствором, а далее - технической водой.
После спуска инструмента обвязку устья производят по утвержденным схемам.
5.2.1.8 Управление клапанной системой ИПТ может осуществляться вытяжкой или вращением труб (приложение Б.2.I), вращением колонны труб (приложение Б.2.II, III, IV, V), с установкой одного пакера (приложение Б.2.I, II, V) и с селективным разобщением пласта (приложение Б.2.III, IV).
5.2.1.9 Снятие инструмента с места пакеровки необходимо выполнять путем постепенного натяжения колонны труб на 10-15% выше веса инструмента до установки пакера. Если после этого пакер не снимается, натяжение постепенно увеличивают, с остановками на 2-3 мин, до допустимых пределов, в зависимости от прочности колонны труб. В случае прихвата компоновки ИПТ работы по освобождению проводят расхаживанием инструмента.
Применение в компоновке гидравлического ясса позволяет создать серию ударов в направлении снизу-вверх, что, как правило, способствует освобождению прихваченного инструмента.
5.2.1.10 Подъем инструмента должен проводиться с непрерывным доливом промывочной жидкости в кольцевое пространство скважины.
При появлении свечей труб с жидкостью через устьевую головку цементировочным агрегатом необходимо создать избыточное давление 4-12 МПа в трубах (или сбросить в полость труб ударную штангу) для открытия комбинированного циркуляционного клапана и обратной циркуляцией заменить пластовый флюид в трубах, отбирая при этом пробы, затем продолжить подъем инструмента.
При испытании пласта отбирают пробы трех типов:
- дегазированные пробы отбираются из труб при обратной промывке в объеме не менее 1,5 л, равномерно распределенных по глубине. Дополнительно отбираются так называемые фоновые пробы для уточнения характера насыщения объекта испытания;
- пробы жидкости и газа отбираются при подъеме компоновки ИПТ с соблюдением мер предосторожности ниже циркуляционного (сливного, запорного) клапана, поскольку между этими узлами жидкость или газ находятся под давлением;